ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

0 комментариев

ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ - российский живописец.

Учил­ся у от­ца, украинского гра­вё­ра Г.К. Ле­виц­ко­го; во вре­мя ра­бо­ты в Кие­ве над рос­пи­ся­ми Ан­д­ре­ев­ско­го со­бо­ра (1752-1755) по­зна­ко­мил­ся с А.П. Ан­тро­по­вым. Пе­ре­ехав в Санкт-Пе­тер­бург (около 1758 года), жил и учил­ся у не­го; воз­мож­но, так­же брал уро­ки у Л.Ж.Ф. Лаг­ре­не, Дж. Ва­ле­риа­ни и Г.И. Коз­ло­ва. В ка­че­ст­ве под­мас­те­рья Ан­тро­по­ва при­ни­мал уча­стие в 1762 году в оформ­ле­нии в Мо­ск­ве тор­жеств по слу­чаю ко­ро­на­ции Ека­те­ри­ны II. В 1760-е годы пи­сал ико­ны (для московских церк­вей).

Левицкий - круп­ней­ший мас­тер русского па­рад­но­го порт­ре­та; пе­ри­од рас­цве­та его твор­че­ст­ва при­хо­дит­ся на 1770-е - начало 1780-х годов. В порт­ре­те архитектора А.Ф. Ко­ко­ри­но­ва (1769, ГРМ; за ра­бо­ту по­лу­чил в 1770 году зва­ние академика пе­тербургской Академии художеств) ху­дож­ник дос­ти­га­ет эф­фект­но­сти ком­по­зи­ции, ин­тен­сив­но­сти и то­наль­но­го един­ст­ва цве­то­вых от­тен­ков, вы­ра­зи­тель­но­сти по­зы и жес­тов. В этом и других порт­ре­тах (от­куп­щи­ка Н.А. Се­зе­мо­ва, 1770, князя А.М. Го­ли­цы­на, 1772, П.А. Де­ми­до­ва, 1773; все - ГТГ) об­щая тор­же­ст­вен­ность в тра­ди­ци­ях позд­не­го ба­рок­ко час­то со­че­та­ет­ся с чер­та­ми ес­те­ст­вен­но­сти и обы­ден­но­сти; пси­хо­ло­гическая на­блю­да­тель­ность, иду­щая от мас­те­ров украинского порт­ре­та XVII-XVIII веков и А.П. Ан­тро­по­ва, со­от­но­сит­ся с ост­рым вос­при­яти­ем ма­те­ри­аль­но­сти ак­сес­суа­ров. В се­рии из 7 па­рад­ных порт­ре­тов «смо­ля­нок» (вос­пи­тан­ниц Смоль­но­го института), ис­пол­нен­ной по за­ка­зу И.И. Бец­ко­го (1772-1776, ГРМ), Левицкий соз­дал га­ле­рею об­ра­зов изящ­ных, ко­кет­ли­вых де­ву­шек, му­зи­ци­рую­щих, тан­цую­щих и ра­зыг­ры­ваю­щих пас­то­раль­ные сце­ны. Ху­дож­ник рас­крыл раз­но­об­ра­зие ха­рак­те­ров и жи­вость чувств мо­де­лей; се­рия от­ли­ча­ет­ся изы­скан­ной де­ко­ра­тив­но­стью «ро­кай­ль­но­го» ко­ло­ри­та и пло­ско­ст­но­стью про­стран­ст­вен­но­го ре­ше­ния, не на­ру­шаю­ще­го при этом рель­еф­но­сти фи­гур.

Уг­луб­лён­но­стью и мно­го­об­ра­зи­ем ин­ди­ви­ду­аль­ных ха­рак­те­ри­стик, сдер­жан­но­стью ху­дожественных средств от­ме­че­ны ка­мер­ные порт­ре­ты Левицкого. Они ли­ше­ны внеш­них ат­ри­бу­тов и ис­пол­не­ны в сво­бод­ной пас­тоз­ной ма­не­ре (Д. Дид­ро, 1773-1774, Му­зей искусства и ис­то­рии, Же­не­ва; М.А. Дья­ко­ва, 1778, граф Я.Е. Си­верс, 1779, оба - ГТГ; пи­са­тель А.В. Хра­по­виц­кий, 1781, ГРМ; архитектор Н.А. Львов, 1780-е годы, ГРМ и ГТГ).

С начала 1780-х годов в твор­чест­ве Левицкого ска­зы­ва­ет­ся влия­ние клас­си­циз­ма; в порт­ре­тах графини Ур­су­лы Мни­шек (1782, ГТГ), А.Д. Лан­ско­го (1780, ГТГ; 1782, ГРМ), «Ека­те­ри­на II - за­ко­но­да­тель­ни­ца в хра­ме бо­ги­ни Пра­во­су­дия» (1783, ГРМ; ва­ри­ан­ты в других со­б­ра­ни­ях) тон­кая ню­ан­си­ров­ка сме­ня­ет­ся ло­каль­но­стью цве­та, воз­рас­та­ет чёт­кая оп­ре­делён­ность объ­ё­мов, по­яв­ля­ет­ся за­гла­жен­ность пись­ма. В по­след­нем из этих порт­ре­тов (про­грам­ма бы­ла раз­ра­бо­та­на Н.А. Льво­вым) во­пло­ще­но от­вле­чён­ное пред­став­ле­ние о «муд­рой мо­нар­хии», гос­под­ство­вав­шее в кру­ге Г.Р. Дер­жа­ви­на, к ко­то­ро­му Левицкий был бли­зок.

Со второй половины 1780-х годов ра­бо­ты ху­дож­ни­ка ут­ра­чи­ва­ют преж­нюю це­ло­ст­ность и гар­мо­нич­ность, ха­рак­те­ри­сти­ки мо­де­лей ста­но­вят­ся не­сколь­ко внеш­ни­ми (порт­ре­ты до­че­ри, Ага­ши Ле­виц­кой, середина 1780-х годов, ГТГ и ГРМ; В.И. и М.А. Мит­ро­фа­но­вых, 1790-е годы, ГРМ; Н.И. Но­ви­ко­ва, 1797, ГТГ, и др.). Од­на­ко и в позд­ние го­ды Левицкий соз­да­ёт ряд вы­со­ко­ху­до­жественных про­из­ве­де­ний, сбли­жаю­щих­ся с русским сен­ти­мен­та­лиз­мом (порт­ре­ты до­че­рей графа А.И. Во­рон­цо­ва, конец 1780-х - начало 1790-х годов, ГРМ, и др.).

По­сле 1800 года из-за бо­лез­ни глаз Левицкий поч­ти не ра­бо­тал. Ру­ко­во­дил порт­рет­ным клас­сом в пе­тербургской Академии художеств (1771-1787); со­вет­ник (с 1776 года) и член Со­ве­та (1780-1787 и с 1807 года) Ака­де­мии ху­до­жеств; сре­ди уче­ни­ков - С.С. Щу­кин, П.С. Дро­ж­дин, Е.Д. Ка­ме­жен­ков.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Д.Г. Ле­виц­кий / Сост. С.П. Дя­ги­лев. СПб., 1902
  • Гер­шен­зон-Че­го­дае­ва Н.М. Д.Г. Ле­виц­кий. М., 1964
  • Во­ро­ни­на Н. Ле­виц­кий. М., 1968
  • Ва­лиц­кая А.П. Д.Г. Ле­виц­кий. Л., 1985
  • Д.Г. Ле­виц­кий: Сб. на­уч. тру­дов / Под ред. Г.Н. Гол­дов­ско­го. Л., 1987
  • Мар­ки­на Л.А. Д. Ле­виц­кий. М., 2001

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты