ЛЕВ III

0 комментариев

Византийский император с 25.03.717 г., основатель Исаврийской (Сирийской) династии

Закрепившееся за Л. III прозвище «Исавр» дано ошибочно: он никак не относился к малоазийскому региону Исаврия (указание на Исаврию как на «малую родину» Л. III, содержащееся в «Хронографии» Феофана Исповедника, является позднейшей вставкой или опиской копииста). Л. III имел, вероятно, армянские корни, и еще ребенком с семьей был переселен из Северной Сирии в окрестности фракийского города Месемврия (Несебыр) в рамках колонизационной программы императора Юстиниана II Ринотмета. В 705 г. Л. III лично познакомился с василевсом: по собственной инициативе Лев из своего хозяйства снабдил продовольствием его болгарских наемников, шедших к Константинополю для восстановления Юстиниана на престоле. Вторично взойдя на трон, Ринотмет забрал Л. III в столицу и удостоил его высокого чина спафария, а при Анастасии II Л. III получил назначение стратигом фемы Анатолик.

Падение Юстиниана II в 711 г. ввергло административный аппарат империи в состояние хаоса, а активизация мусульманского натиска в сер. 710-х гг. усугубила отчаянное положение Византии. Константинопольское правительство не только не смогло наладить эффективную оборону, но и в должной мере не владело ситуацией на местах, где ведущая роль принадлежала военным руководителям фем. Чехарда на престоле, грызня околопридворных группировок, критическое снижение контроля центра над периферией способствовали реализации политических амбиций провинциальных командующих, самым удачливым из которых оказался Л. III. 13.04.716 г. он объявил себя императором, предварительно заручившись сочувствием стратигов фем Малой Азии. Хотя защита восточной границы от арабских набегов позволила Л. III. начать марш к Константинополю спустя почти год, события быстро развивались: весной 717 г. армия Анатолика подошла к Константинополю, василевс Феодосий III отрекся от короны, а 25.03.717 г. ее принял Л. III.

Сразу по воцарении Л. III столкнулся с масштабной агрессией сарацин, попытавшихся, как и 40 лет назад взять византийскую столицу. Захватив Пергам (Бергама), мусульмане вышли к Дарданеллам, переправились на Балканы, достигли Фракии и обложили Константинополь и с азиатского, и с европейского берега. Однако упорное и умелое сопротивление горожан, неблагоприятные погодные условия (ранняя и холодная зима, частые морские бури), плохое снабжение и голод в стане сарацин привели к тому, что осада Константинополя, длившаяся год (15.08.717 – 15.08.718), завершилась гибелью арабского флота и сузила военные возможности мусульман: они на десятилетие застопорили боевые действия против империи. Лишь в сер. 720-х гг. сарацины возобновили ежегодные весенне-летние рейды по византийским областям Малой Азии, доходя вплоть до Никеи (Изник) (727). Однако в 739 г. мощное вторжение арабов вглубь полуострова было прервано их сокрушительным поражением при Акроиноне (Афьон-Карахисар) на северо-западе Анатолика (740), что стало первой победой ромеев в лобовой баталии с сарацинами. С этого момента восточная граница Византии, по существу являвшаяся открытой с сер. VII в., надолго стабилизировалась: арабы уже не надеялись прикончить империю, отняв у нее Малую Азию и, тем более, Константинополь.

Внутренняя политика Л. III ознаменовалась преодолением смуты рубежа VII – VIII вв., установлением авторитетного режима и упрочением хозяйственных, административных и правовых институтов Византии. Во-первых, Л. III обеспечил преемственность власти – учредил новую царскую династию – и, как ставленник армейской провинциальной знати, оттеснил от кормила государственного корабля константинопольскую бюрократию, уступившей политическое лидерство фемному офицерству. Во-вторых, пережив яростную арабскую атаку Константинополя, Л. III всерьез занялся укреплением военно-морских сил империи: в частности, из фемы Анатолик был выделен приморский округ Фракисия со штабом в Эфесе, а также образованы морские фемы Кивирреотов и Крит. В-третьих, коренные изменения последнего столетия выразились в юридической кодификации, увенчавшейся изданием в 726 г. свода «Избранных законов» (Эклоги). Кодекс не только подверг ревизии юстинианово законодательство, но и актуализировал многие его положения, дополнив нормами обычного права.

Будучи представителем армейской аристократии и выходцем с Востока, Л. III первым из императоров сделал идеологической доктриной Византии иконоборчество. Это социально-экономическое и идейно-религиозное движение, направленное против культа икон, почитания святых мощей и овеществленного изображения Бога, спровоцировало раскол между иконокластами (иконоборцами) и иконодулами (иконопочитателями). Еще в 724 г. часть малоазийского духовенства,  главенство в которой традиционно приписывается митрополитам Константину Наколийскиму, Феодосию Эфесскому и Фоме Клавдиопольскому, выступила против иконопочитания и инициировала борьбу с ним во вверенных епархиях. Два года спустя в 726 г. обнародованием специального эдикта Л. III поддержал епископов-иконокластов, что вызвало недовольство у большинства монашества, а также в среде константинопольского духовенства и столичного чиновничества. Тем не менее, опираясь на широкие слои населения азиатских провинций, Л. III в 730 г. публично санкционировал иконоборчество, несмотря на негодование константинопольского патриарха Германа I. 7.01.730 г. Герман был низложен, а 17.01.730 г. синклит под давлением Л. III осудил иконопочитание.

Используя религиозные мотивы, правительство развернуло наступление на политическую и хозяйственную автономию церкви, реквизируя для своих нужд материальные ценности и имущество непокорных иерархов и монастырей. Хотя движение иконокластов превратилось в официальный курс, до сер. 750-х гг. оно не было догматически оформлено и, по-видимому, не встречало серьезных препятствий от иконопочитателей, а император предпочитал осторожничать, не затрагивая теологических вопросов. Во всяком случае, после 730 г. нет информации о непосредственной иконоборческой деятельности Л. III, прозванного ортодоксальной историографией сарацинофилом (т.е. как и мусульмане, василевс отвергал сакральные изображения).

Торжество иконокластов «на высшем уровне» повлекло волнения на Балканах и в Италии, традиционно более восприимчивых к обрядовой стороне христианства, в том числе к иконопочитанию. Уже в 726 г. вспыхнуло восстание в Элладе и о-вах Эгейского архипелага, выставившее антиимператора Косьму, флот которого был рассеян под Константинополем 18.04.727 г., а повстанцы разоружены. В 728 г. крупный мятеж охватил столицу византийской Италии – Равенну, где взбунтовавшиеся войска убили экзарха Павла: новому экзарху евнуху Евтихию с трудом удалось навести порядок в ромейских районах Апеннин к 730 г. Иконоборческая политика Л. III повлекла за собой также затяжной конфликт с папством. Папа Григорий II достаточно твердо возразил императору-иконокласту, но в то же время стремился сохранить связь с Константинополем, справедливо опасаясь иначе остаться один на один с лангобардами. В отличие от Григория II, его преемник Григорий III на синоде в Латеране 11.731 г. решительно осудил иконоборческую доктрину, провозгласив отлучение иконокластов. Хотя в итоговых документах собора василевс напрямую не упоминался, сам факт анафематствования иконоборцев косвенно задел и Л. III, что привело едва ли не к разрыву между Римом и Константинополем и отразилось на дальнейшем ухудшении византийских позиций в Италии, особенно, на фоне лангобардской экспансии.

Незадолго до кончины страдавшего водянкой Л. III империю постигло разрушительное землетрясение, затронувшее и Константинополь (26.10.740). Необходимость устранения ущерба от стихийного бедствия вынудила власти ввести дикератон – налог на ремонт общественных сооружений, – а также изъять их содержание из ведения городских магистратов. Данные шаги стали очередным проявлением государственной централизации и ущемлением и без того ослабленного полисного самоуправления. 

Исторические источники:

Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта / Пер. В.И. Оболенского, Ф.А. Терновского; предисл. О.М. Бодянского. М., 1884;

Никифора патриарха Константинопольского краткая история со времени после царствования Маврикия / Пер. и комм. Е.Э. Липшиц // Византийский временник. Т. III (28). 1950;

Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. Тексты, перевод, комментарий. М., 1980.

Иллюстрации:

Император Лев III (солид, ок. 717-20).

Автор статьи: А. Н. Слядзь

Литература
  • История Византии: В 3 т. / Под ред. С.Д. Сказкина: Т. II. М., 1967
  • Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры VIII – первой половины IX в. М.; Л., 1961
  • Острогорский Г.А. История византийского государства / Перев. с нем. М.В. Грацианского; ред. П.В. Кузенков. М., 2011
  • Сюзюмов М.Я. Проблемы иконоборчества в Византии // Ученые записки Свердловского государственного педагогического института. Вып. VI. 1948
  • Brubaker L., Haldon J. Byzantium in the iconoclast era, c. 680-850: A history. Cambridge, 2011
  • Gero S. Byzantine Iconoclasm during the reign of Leo III. Louvain, 1973
  • Jenkins R.J.H. Byzantium: The Imperial Centuries, 610-1071. New York, 1993
  • Kaegi W.E. Byzantine Military Unrest, 471-843: Аn interpretation. Amsterdam, 1981
  • Martin E.J. A History of the Iconoclastic Controversy. London, 1930
  • Schenk K. Kaiser Leo III. Halle, 1880
  • Treadgold W. A History of the Byzantine State and Society. Stanford, 1997
  • Whittow M. The Making of Orthodox Byzantium, 600-1025. London, 1996
Статью разместил(а) IMG_5550.JPG

Слядзь Андрей Николаевич

кандидат исторических наук

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты