ЛЕОПАРДИ ДЖАКОМО

0 комментариев

ЛЕОПАРДИ ДЖАКОМО - итальянский поэт, граф.

Из ари­сто­кра­тической се­мьи. Са­мо­уч­ка; са­мо­стоя­тель­но изу­чил ла­тынь, древнееврейский, испанский, английский и французский язы­ки, за­ни­мал­ся фи­ло­ло­гическими и ис­то­рическими шту­дия­ми. С 1825 года ски­тал­ся по Ита­лии (Ми­лан, Бо­ло­нья, Фло­рен­ция, Пи­за, Рим) в по­ис­ках за­ра­бот­ка; с 1833 года жил в Не­апо­ле у пи­са­те­ля А. Рань­е­ри.

Со­чи­нял сти­хи с 1809 года [со­нет «Смерть Гек­то­ра» («La morte di Ettore»)]; на­пи­сал две тра­ге­дии: «Ин­дий­ская доб­ро­де­тель» («La virtù indiana», 1811) и «Пом­пей в Егип­те» («Pompeo in Egitto», 1812) и ряд со­чи­не­ний эру­дит­ско­го и фи­ло­ло­гического ха­рак­те­ра (1813-1817 годы). Осу­ще­ст­вил пе­ре­вод греческой ирои­ко­ми­че­ской по­эмы «Вой­на мы­шей и ля­гу­шек» («Guerra de’ topi e delle rane», 1816); на её ос­но­ве позд­нее соз­дал ге­рои­ко-са­ти­рическую по­эму в ок­та­вах «Па­ра­ли­по­ме­ны Вой­ны мы­шей и ля­гу­шек» («Paralipomeni alla Batracomiomachia», по­сле 1831, опубликована в 1842 году), в ино­ска­затель­ной фор­ме вы­ра­зив­шую раз­оча­ро­ва­ние Леопарди в национально-ос­во­бо­дительном дви­же­нии в Ита­лии. Пе­ча­тал­ся с 1816 года [эс­се «О сла­ве Го­ра­ция у древ­них» («Della fama di Ora­zio presso gli antichi»)]. В 1818 году на­пи­сал две кан­цо­ны пат­рио­тические со­дер­жа­ния [«К Ита­лии» («All’Italia») и «К па­мят­ни­ку Дан­те» («Sopra il monumento di Dante»)], ко­то­ры­ми Леопарди от­кры­вал за­тем все под­го­тов­лен­ные им по­этические сборники [«Кан­цо­ны» («Canzoni», 1824), «Сти­хотво­ре­ния» («Versi», 1826), «Пес­ни» («Can­ti», 1831, 2 ed. 1834)], а так­же во­шед­шую в свод «Пе­сен» эле­гию в тер­ци­нах «Пер­вая лю­бовь» («Il primo amore»).

В по­эзии Леопарди сле­до­ва­ние жан­ро­вым и мет­рическим тра­ди­ци­ям национальной ли­ри­ки со­че­та­ет­ся со сме­лым экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ни­ем: на­пи­сан­ная 12-слож­ным бе­лым сти­хом идил­лия «Бес­ко­неч­ность» («L’Infinito», около 1819 года) и др. Ха­рак­тер­ное для ран­ней по­эзии Леопарди кри­тическое вос­при­ятие со­вре­мен­но­сти и со­звуч­ные «ми­ро­вой скор­би» Дж. Бай­ро­на пес­си­ми­стические раз­ду­мья о не­дос­ти­жи­мо­сти сча­стья и ил­лю­зор­но­сти люб­ви в его зре­лом твор­че­ст­ве пе­ре­рас­та­ют в реф­лек­сию об из­на­чаль­ной не­спра­вед­ли­во­сти ми­ро­уст­рой­ст­ва: идил­лии и кан­цо­ны «Сон» («Il Sogno», 1820), «По­след­няя песнь Са­фо» («Ultimo canto di Saffo», 1822), «К мо­ей дон­не» («Al­la sua donna», 1823), «Ноч­ная песнь пас­ту­ха, ко­чую­ще­го в Азии» («Canto not­turno del pas­tore errante dell’Asia», 1830), «Лю­бовь и Смерть» («Amore e Mor­te», 1833), «К са­мо­му се­бе» («A se stesso», 1833), «Дрок» («La Ginestra», 1836). По­след­ним сти­хо­тво­ре­ни­ем Леопарди счи­та­ет­ся «За­кат лу­ны» («Il Tramonto della luna», 1836).

Эс­те­тические воз­зре­ния Леопарди от­ра­же­ны в «Рас­су­ж­де­нии италь­ян­ца о ро­ман­ти­че­ской по­эзии» («Discorso di un italiano intor­no al­la poesia romantica», 1818, опубликовано в 1906 году), а так­же в «Днев­ни­ке раз­мыш­ле­ний» («Zibaldone di pensieri», 1817-1832 годы, опубликован в 1898-1900 годах) и «Мыс­лях» («Pensieri», по­сле 1832 года, опубликованы в 1845 году), где фи­ло­соф­ская, этическая и эс­те­тическая реф­лек­сия под­чи­не­на при­хот­ли­во воз­ни­каю­щим ас­со­циа­ци­ям и об­раз­ам. Ав­тор цик­ла «Нрав­ст­вен­ные очер­ки» («Operette morali», 1824-1834 годы, опубликованы в 1827-1845 годах), со­стоя­ще­го из раз­но­жан­ро­вых про­за­ических. фраг­мен­тов (пре­имущественно диа­ло­гического ха­рак­те­ра), в иро­ническом или са­ти­рическом клю­че трак­тую­щих со­вре­мен­ные Леопарди ра­цио­на­ли­стические тео­рии куль­тур­но­го, со­ци­аль­но­го, на­учно-тех­нического и нравственного про­грес­са; в те­ма­тическом пла­не к цик­лу при­мы­ка­ет са­ти­рическая идил­лия «Па­ли­но­дия» («Palinodia», 1834-1835 годы).

В Рос­сии Леопарди стал из­вес­тен в начале 1840-х годов; на русском языке его со­чи­не­ния пере­во­ди­лись с 1865 года. Боль­шой ин­те­рес к твор­че­ст­ву Леопарди про­яви­ли пи­са­те­ли Се­реб­ря­но­го ве­ка: Д.С. Ме­реж­ков­ский, К.Д. Баль­монт и др.; сре­ди пе­ре­во­д­чиков - В.И. Ива­нов, Н.С. Гу­ми­лёв, А.А. Ах­ма­то­ва.

Сочинения:

Tutte le opere. Mil., 1937-1949. Vol. 1-5;

Tutti gli scritti inediti, rari e editi 1809-1810. Mil., 1972;

Эти­ка и эс­те­ти­ка. М., 1978;

Ро­ман­тизм гла­за­ми италь­ян­ских пи­са­те­лей. М., 1984. С. 13-38;

Из­бран­ные про­из­ве­де­ния. М., 1989;

Нрав­ст­вен­ные очер­ки. Днев­ник раз­мыш­ле­ний. Мыс­ли. М., 2000

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Штейн В.И. Граф Д. Ле­о­пар­ди и его тео­рия infelicitа̀. СПб., 1891
  • Ар­сень­ев Н.С. Пес­си­мизм Д. Ле­о­пар­ди. СПб., 1914
  • Maz­zali E. Leopardi: la vita, il pensiero, i testi esem­plari. Mil., 1972
  • Bigongiari Р. Leopardi. Fi­renze, 1976

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты