ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

0 комментариев

Леона́рдо да Ви́нчи (Леонардо ди сер Пьеро; ит. Leonardo da Vinci) (15[24].04.1452, Винчи, Италия — 02[12].05.1519, Амбуаз, Франция) — универсально одаренный итальянский живописец, механик, инженер, изобретатель, музыкант, анатом, естествоиспытатель эпохи Возрождения. Родился близ городка Винчи в долине Арно (25 км западнее Флоренции) от внебрачной связи потомственного нотариуса Пьеро ди Антонио и Катерины, возможно, ди Мео Липпи, вскоре вступивших в браки с другими людьми. По крайней мере с 5 лет Л. д. В. жил в семье отца, имевшего еще не менее 12 детей, которые, однако, родились много позднее, в 3-м и 4-м браках; у матери Л. д. В., кроме него, было еще 5 детей. Л. д. В. получил начальное воспитание в семье; впоследствии он называл себя человеком «необразованным», вероятно, имея в виду, что не изучил в достаточной мере древние языки и «свободные искусства». Будучи левшой, он выработал своеобразный зеркальный почерк и писал справа налево. У Л. д. В. проявились способности к рисованию, и в 17 лет, когда семья жила уже во Флоренции, он был принят в мастерскую Андреа Вероккьо, где отличился, нарисовав одного из ангелов на картине «Крещение Христа». В 1472 Л. д. В. упоминается в документах как самостоятельный художник, приписанный к Компании Сан-Лука. В 1476 он оказался в числе обвиняемых в процессе о содомии, но был оправдан. К этому периоду относятся картины «Благовещение» и портрет Джиневры Бенчи, несколько мадонн, незаконченное «Поклонение волхвов» для монастыря Сан-Донато-а-Скопето. По поручению правителя Флоренции Лоренцо Медичи Великолепного в 1482 Л. д. В. отправился ко двору герцога Миланского в качестве музыканта (он играл на смычковой лире), но в Милане, где он провел почти 20 лет, он занимался многими другими делами, проявив себя в качестве военного инженера, архитектора, скульптора и живописца. К этому периоду относятся несколько женских портретов («Дама с горностаем», «Прекрасная Ферроньера»), изображения Мадонны («Мадонна в скалах», «Мадонна Литта»), а также знаменитая фреска «Тайная вечеря», выполненная для трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, одна из немногих законченных работ Л. д. В. (1494—1498). Вследствие особой живописной техники, примененной художником, красочный слой этой картины сильно пострадал от времени. Лодовико Моро, фактический правитель Милана, заказал Л. д. В. отливку гигантской бронзовой статуи основателя династии Франческо Сфорцы. Мастер изготовил только глиняную модель коня высотой более 7 м, которая погибла при завоевании города французами в 1499. Кроме того, Л. д. В. поручали гидротехнические сооружения, проекты городского благоустройства; одной из главных сфер его деятельности была подготовка празднеств, прежде всего свадеб в герцогской семье, которым он придавал вид театральных зрелищ. Вокруг Л. д. В. собирался кружок коллег и учеников, названный «Академией», он сотрудничал с математиком Лукой Пачоли, разрабатывал собственные изобретения и проекты.

Захват Милана французами и продолжение войны заставили Л. д. В. покинуть столицу Ломбардии. После недолгого пребывания в Венеции он вернулся во Флоренцию, где с перерывами пребывал до 1508. По поручению республиканских властей Л. д. В. разработал проекты отвода р. Арно для осады Пизы, позднее — для защиты Флоренции от наводнений, делал наброски огнестрельных орудий. Известнейшие работы этого периода — фреска «Битва при Ангиари» (1503—1506) во дворце коммуны Палаццо Веккьо и «Джоконда». Фреска не была закочена вследствие тех же экспериментов Л. д. В. по возрождению античной техники живописи нагретыми красками (энкаустики); поверх нее Дж. Вазари в 1557 изобразил победное для Медичи сражение с республиканцами (сохранились копии с картона и остатков фрески; в последние годы была выдвинута гипотеза о том, что ее фрагменты сохранились под живописью Вазари). Женский портрет «Джоконда», одна из самых знаменитых живописных работ в мире, на основании ряда свидетельств обычно рассматривается как портрет Лизы Герардини, жены флорентинца Франческо дель Джокондо, но полной уверенности, что это именно «Джоконда», у исследователей нет. Во Флоренции Л. д. В. занимался еще изучением полета птиц и, возможно, ставил эксперименты по его имитации, но, насколько известно, неудачные.

Помимо Флоренции, Л. д. В. посещал Мантую, где сделал набросок к ненаписанному портрету герцогини Изабеллы д’Эсте. В 1502 — начале 1503 он находился на службе Чезаре Борджиа, сына папы римского, синьора Романьи, который назначил Л. д. В. «главным архитектором и ­инженером». В его обязанности входило проектирование военных машин и сооружений, однако этот контракт закончился с падением семьи Борджиа после смерти папы Александра VI. Л. д. В. также посещал Милан по приглашению французского губернатора Шарля д’Амбуаза и изготовил восковую модель его конной статуи. В 1508, уступив уговорам короля Людовика XII, Л. д. В. окончательно переселился в столицу Ломбардии. Здесь он выступал в привычной роли военного инженера, работал над проектом статуи маршала Джан Джакомо Тривульцио, живописными заказами и своими изысканиями в области гидравлики, анатомии и математики. В сентябре 1513, после ухода французов из Милана, Л. д. В. уехал в Рим, куда его пригласил Джулиано Медичи, брат новоизбранного папы Льва Х. В Риме у мастера была возможность продолжить научно-практические опыты, но официальных заказов он почти не получал; более того, поступали жалобы, что он занимался вскрытием трупов. Единственный крупный проект — осушение Понтийских болот в целях оздоровления римского климата — не был осуществлен из-за смерти Джулиано Медичи (17 марта 1516). В конце 1516 или в начале 1517 по приглашению нового французского короля Франциска I, с которым Л. д. В. познакомился во время встречи короля с папой в Болонье в конце 1515, Л. д. В. переселился во Францию. Франциск I высоко ценил художника, которого назначил также своим главным архитектором и инженером. Л. д. В. жил в замке Кло-Люсе близ Амбуаза; он был привлечен к перестройке замка Роморантен для королевы-матери, занимался, как и прежде, гидротехническими проектами и устройством празднеств, например сделал для короля знаменитого механического льва. Писать картины, по свидетельству ­современников, он уже не мог из-за паралича правой руки (хотя Л. д. В. был левшой), но мог рисовать. Умер Л. д. В., вероятно, от инсульта и был похоронен в церкви Сен-Флорантен замка Амбуаз (церковь не сохранилась; подлинность останков Л. д. В., найденных в 1874, не установлена).

Рукописи Л. д. В., которые он не успел привести в порядок, достались его ученику Франческо Мельци, а впоследствии, как и произведения искусства, разошлись по разным собраниям. Ныне они хранятся в библиотеках Италии (в Милане — Атлантический кодекс и др., в Турине), Англии (в Лондоне — Кодекс Арундела, Кодекс Форстера), Франции, Испании, в частных коллекциях. Систематизировать записи Л. д. В. впервые попытался Мельци, который составил на основе их части «Трактат о живописи», изданный впервые в 1651. Все сохранившиеся рукописи Л. д. В. опубликованы в факсимильном виде и в расшифровках в многочисленных научных и популярных изданиях, частично и в переводе на русский язык.

Общее представление о флорентийском гении основывается прежде всего на его живописных работах, хотя это лишь наиболее яркая часть его наследия, и на разнообразии дарований, которое делает Л. д. В. символом Ренессанса. Трудно назвать область знания и техники, обойденную вниманием Л. д. В.: его привлекали анатомия и физиология человека и животных, математика, механика, физика, астрономия, ботаника. Ко всем этим наукам и их отдельным дисциплинам (геометрия, оптика, гидро- и аэродинамика) он подходил с точки зрения практического естествоиспытателя, которая отражена как в его художественных работах, так и в записях гуманитарного свойства (загадки, пророчества, притчи и басни, теория искусства). Технические изобретения Л. д. В. опередили свое время и не были востребованы (вертолет, подводная лодка, парашют, автомобиль, различные станки); впрочем, они разрабатывались на уровне идеи и иногда развивали уже известные решения. В наше время делаются попытки реализовать проекты Л. д. В. в познавательных или практических целях (мосты).

Л. д. В. является одной из наиболее ценимых и почитаемых знаковых фигур в массовой культуре, в искусствоведении, в среде коллекционеров и в науке о Ренессансе.

Соч.: Анатомия. Записи и рисунки. М., 1965; Избранные естественнонаучные произведения / Под ред. В. П. Зубова. М., 1955; Избранные произведения / Пер., ст., комм. А. А. Губера и др. Т. 1—2. М.–Л., 1935; Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского. М., 1934; Scritti scelti di Leonardo da Vinci / А cura di A. M. Brizio. Milano, 2009; Zollner F. Leonardo da Vinci: The Complete Paintings and Drawings. Koln, 2003.

Лит.: Баткин Л. M. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990; Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи. М.–Л., 1947; Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. М., 1934; Зубов ВП. Леонардо да Винчи. М.–Л., 1962 (2-е изд.: 2008); Chastel A. Les travaux sur Leonard de Vinci // Bibliotheque d’Humanisme et Renaissance. Vol. 22. Geneve, 1960; Clark K. Leonardo da Vinci. An Account of his Development as an Artist. Cambridge, 1939 (3-е изд.: 1967); Isaacson W. Leonardo da Vinci. New York, 2017 (рус. пер.: Айзексон У. Леонардо да Винчи. М., 2018); Pedretti C. Leonardo, Art and Science. Florence–Milan, 2000; Kemp M. Leonardo. Oxford, 2004; Muntz E. Leonardo da Vinci. Artist, Thinker, and Man of Science. 2 vol. London, 1898; Vezzosi A. Leonardo da Vinci: La pittura: Un nuovo sguardo. Firenze, 2018.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты