ЛЕМБРУК ВИЛЬГЕЛЬМ

0 комментариев

ЛЕМБРУК ВИЛЬГЕЛЬМ - Немецкий скульптор, график.

Член Прус­ской АХ (1919 год). Ро­дил­ся в шах­тёр­ской се­мье. Учил­ся в Дюс­сель­дор­фе в Ху­дожественно-про­мыш­лен­ном училище (1895-1901 годы) и в АХ (1901-1906 годы) у К. Ян­се­на. В 1905 году пу­те­ше­ст­во­вал по Ита­лии, где на не­го силь­ное впе­чат­ле­ние про­из­ве­ла скульп­ту­ра Ми­ке­ланд­же­ло; в 1907 году по­се­тил Па­риж. Ис­пы­тал влия­ния К. Ме­нье, О. Ро­де­на, позд­нее - А. Май­о­ля. Ран­ние ра­бо­ты Лембрука от­ме­че­ны влия­ни­ем сим­во­лиз­ма («Ку­паль­щи­ца», 1902 год, «Сон», 1907 год, «Мать и ди­тя», 1907 год; все - Му­зей В. Лем­бру­ка, Дуйс­бург). В 1910-1914 годах жил в Па­ри­же, где сбли­зил­ся с А. Де­ре­ном, А. Ар­хи­пен­ко и К. Брын­ку­ши.

К это­му вре­ме­ни оп­ре­де­лил­ся его ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль. Лембрук соз­да­ёт круп­ные (свыше 2 м) ста­туи силь­но вы­тя­ну­тых про­пор­ций, сти­ли­сти­че­ски близ­кие экс­прес­сио­низ­му, - обоб­щён­ные об­ра­зы внутренней раз­дво­ен­но­сти современного че­ло­ве­ка, пе­ре­жи­вае­мых им ду­хов­ных кол­ли­зий («Ко­ле­но­пре­кло­нён­ная», 1911 год, «Воз­вы­шаю­щий­ся», 1913 год; обе - Му­зей В. Лем­бру­ка). В этих ра­ботах на­пря­жён­ные по­зы, рез­кие сги­бы и пе­ре­се­че­ния длин­ных ко­неч­но­стей об­ра­зу­ют дис­гар­мо­нич­ную, кон­фликт­ную фор­му. За­ни­мал­ся так­же гра­вю­рой и жи­во­пи­сью.

В 1914 году Лембрук вер­нул­ся в Гер­ма­нию, слу­жил са­ни­та­ром в Бер­ли­не, за­тем во­енным ху­дож­ни­ком в Страс­бур­ге. Тяж­кие впе­чат­ле­ния вой­ны вы­зва­ли у не­го силь­ные при­сту­пы де­прес­сии; в 1916 году Лембрук пе­ре­ехал в Цю­рих. Ра­бо­ты по­след­них лет про­ник­ну­ты чув­ст­вом глу­бо­ко­го от­чая­ния («По­вер­жен­ный», 1915-1916 годы, Му­зей В. Лембрука; ва­ри­ант - 1916 год, Государственные му­зеи, Бер­лин; «Си­дя­щий», 1917 год, Ште­де­лев­ский ху­дожественный институт, Франк­фурт-на-Май­не; ва­ри­ант - Му­зей В. Лем­бру­ка).

В кон­це жиз­ни Лембрук, от­ка­зав­шись от мас­штаб­ной скульп­ту­ры, дос­ти­га­ет боль­шой эмо­цио­наль­ной вы­ра­зи­тель­но­сти в фор­мах бюс­тов и леп­ке го­лов [«Пье­та (Го­ло­вы влюб­лён­ных)» (1918 год), «Мыс­ли­тель» (1918 год), обе - Му­зей В. Лем­бру­ка]. Вско­ре по­сле из­бра­ния его членом Прус­ской АХ по­кон­чил с со­бой. В 1937 году его ра­бо­ты бы­ли по­ка­за­ны в Гер­ма­нии на вы­став­ке «Де­ге­не­ра­тив­ное ис­кус­ст­во» и ча­стич­но изъя­ты из му­зе­ев.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Hoff A. W. Lehmbruck. Leben und Werk. B., 1961
  • Salzmann S. Das W. Lehmbruck. Recklinghausen, 1981
  • В. Лем­брук: Скульп­ту­ра. Жи­во­пись. Гра­фи­ка. (Кат. вы­став­ки). М., 1982
  • Ас­ва­рищ Б.И. В. Лем­брук: Скульп­ту­ра. Жи­во­пись. Гра­фи­ка: [Аль­бом]. М., 1987
  • W. Lehmbruck: Plas­tik, Malerei, Graphik. (Kat.). [Duisburg], 1987
  • Мар­кин Ю.П., Бу­гуе­ва Ю. В. В. Лем­брук: Скульп­ту­ра. Гра­фи­ка. Жи­во­пись. По­эзия. М., 1989
  • Schu­bert D. Die Kunst Lehmbrucks. 2. Aufl. Dres­den, 1990

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты