ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬМГЕЛЬ

0 комментариев

 

Ле́йбниц (нем. Leibniz), Готфрид Вильгельм (01.07.1646, Лейпциг — 14.11.1716, Ганновер) — философ, математик, физик, правовед, дипломат и историк. В 1661—1663 Л. изучал философию и право в университете Лейпцига, в 1663—1666 — математику в университете Йены. В 1667 получил степень доктора права Альтдорфского университета Нюрнберга, поступил на службу к курфюрсту Майнцскому, по поручению которого занимался проблемами реформирования правовой и судебной системы. В 1672—1676 жил во Франции. Являясь сторонником идей «вечного мира» и единой Европы, Л. пытался направить завоевательный пыл Людовика XIV подальше от берегов Рейна в сторону Египта, что позволило бы также ограничить экспансию Османской империи. В Париже познакомился с математиком Х. Гюйгенсом и философом Н. Мальбраншем, в 1673 и 1676 побывал в Лондоне, переписывался с И. Ньютоном. На обратном пути из Парижа в Майнц Л. в Голландии познакомился с Б. Спинозой, узнал об открытиях А. ван Левенгука в области естественных наук. В 1676 Л. перешел на службу к герцогам Брауншвейг-Люнебургским, на которой оставался до конца своих дней в качестве советника, историка, дипломата и библиотекаря знаменитой библиотеки герцога Августа в Вольфенбюттеле. Притязания Брауншвейга, еще не имевшего статуса курфюршества, на участие в мирных переговорах в Нимвегене 1678—1679 (см. Голландская война 1672—1678), побудили Л. обратиться к политической теории. В работе «Имперские князья: о верховном праве и праве посольства князей Германии» («Caesarini Furstenerii: De iure suprematus ac legationis principum Germaniae», 1677) Л. сформулировал свою концепцию государственного суверенитета, уделив особое внимание разработке понятий «конфедерация» и «союз». Л. выступал как дипломат, безуспешно пытаясь примирить курфюрстов и имперских князей, католическую и протестантскую церкви или хотя бы различные протестантские деноминации между собой. С 1685 Л. много путешествовал по Европе в поисках материалов по истории дома Вельфов, которую писал по поручению герцога Эрнста Августа Брауншвейгского, но так и не окончил. Итогом работы в европейских архивах стало издание «Дипломатического кодекса права народов» («Codex iuris gentium diplomaticus», 1693) — одного из первых сборников международных договоров в истории. Л. сделал открытия в самых разных областях науки: заложил основы математического анализа — дифференциального и интегрального исчисления (до конца жизни оспаривая первенство открытия у Ньютона); предвосхитил принципы современной математической логики, в том числе принцип достаточного основания; развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и основных истин логики и математики; разработал свою философскую систему — монадологию, согласно которой все явления состоят из простых и неделимых субстанций — монад, созданных Богом; высказал идею о превращении одних видов энергии в другие; проектировал оптические приборы и гидравлические машины, создал механический калькулятор. В работе «Теодицея» («Богооправдание») Л. пытался примирить свои философские, научные и религиозные взгляды, показав, что существование зла не противоречит божественному замыслу о мире как о лучшем из возможных. В 1673 Л. избран членом Лондонского королевского общества, в 1699 — иностранным членом Парижской академии наук, в 1700 стал первым президентом Бранденбургского научного общества (будущая Берлинская академия наук); в 1682 основал журнал «Acta Eruditorum», способствовавший популяризации научных знаний и открытий. Л. неоднократно встречался с Петром I в ходе путешествий последнего по Европе. Их беседы вдохновили императора на создание в 1724 Академии наук и художеств в Петербурге. Л. одним из первых обратился к проблеме возникновения династии Рюриковичей и образования Древнерусского государства. Изучая труды греческих и латинских авторов, Л. пытался найти истоки происхождения европейских народов, связывая этногенез с процессом формирования языка. В последние годы он работал над созданием генеалогической классификации европейских языков, результаты были опубликованы уже после смерти ученого («Collectanea etymologica, illustrationi linguarum, veteris Celticae, Germanicae, Gallicae aliarumque inservientia», 1717). В 1790 в Ганновере был открыт памятник Л. — первый в Германии, как считается, посвященный человеку, не принадлежавшему к дворянскому сословию.

Соч.: Die philosophischen Schriften / Hrsg. von С. J. Gerhardt. Bd. 1—7. Berlin, 1875—1890; Samtliche Schriften und Briefe. Reihe 1—8. Berlin, 1923—2016—; Сочинения. В 4 т. М., 1982—1989; Письма и эссе о китайской философии и двоичной системе исчисления / Предисловие, переводы и примечания В. М. Яковлева. М., 2005.

Лит.: Leibniz. Sein Leben, sein Wirken, seine Welt / Hrsg. von W. Totok, C. Haase. Hannover, 1966; Muller K., Kronert G. Leben und Werk von Gottfried Wilhelm Leibniz. Eine Chronik. Frankfurt am Main, 1969; Adams R. M. Leibniz: Determinist, Theist, Idealist. Oxford, 1998; Antognazza M. R. Leibniz: an Intellectual Biography. Cambridge, 2011; Герье В. Отношение Лейбница к России и Петру Великому по неизданным бумагам Лейбница в Ганноверской библиотеке. СПб., 1871; Соловьев Н. «Теодицея» Лейбница, рассматриваемая в связи с его метафизическим учением. Харьков, 1904; Нарский И. С. Готфрид Лейбниц. М., 1972; Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000. С. 255—304; Фишер К. История новой философии: Готфрид Вильгельм Лейбниц: Его жизнь, сочинения и учение / Пер. с нем. М., 2005. Петрушенко Л. А. Философия Лейбница на фоне эпохи. М., 2009.

 

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты