ЛАВРОВ, ПЁТР ЛАВРОВИЧ

0 комментариев

 

Лавро́в, Пётр Лаврович (псевдонимы: Арнольди, Доленги, Кедров, Миртов, Стоик и др., всего около 60) (02[14].06.1823, д. Мелехово Великолукского уезда Псковской губ. (ныне Насва Новосокольнического р-на Псковской обл.) — 25.01[06.02]. 1900, Париж) — русский революционер, философ, публицист, историк, один из ведущих идеологов пропагандистского направления русского революционного народничества. Происходил из дворянского рода. Отец — Лавр Степанович, полковник в отставке, участник Отечественной войны 1812 года, дружил с А. А. ­Аракчеевым. Мать — Елизавета Карловна, урожденная фон Гантвиг, из обрусевшего шведского дворянского рода. В 1842 окончил Петербургское артиллерийское училище, затем высшие офицерские классы. В 1844—1866 преподавал в петербургских военных учреждениях. В 1858 присвоено звание полковника. Одновременно публиковал статьи по вопросам философии. Сблизился с революционным движением и Н. Г. Чернышевским, участвовал в первой «Земле и воле». В 1867, после покушения Д. В. Каракозова на Александра II, предан суду, уволен со службы и отправлен в ссылку в Вологодскую губернию. Там написал «Исторические письма» (1868—1869), посвященные роли личности в развитии общества, которые приобрели большую популярность среди революционно настроенных разночинцев. В 1870 бежал за границу, поселился в Париже, больше в Россию не возвращался. Вступил в Интернационал I, сотрудничал с руководством Парижской коммуны 1871. В 1873—1877 издавал журнал и газету «Вперед!», которые сыграли значительную роль в возрождении «Земли и воли» и «хождении в народ». Стал одним из основоположников весьма влиятельного среди российских народников «пропагандистского» течения: Л. считал, что демократическое просвещение крестьянства является условием революционных преобразований и ликвидации эксплуатации человека человеком. Критиковал «революционный авантюризм», осуждал экстремизм С. Нечаева и П. Н. Ткачева, полагая, что насилие в ходе революции должно применяться лишь в минимальной степени. Сотрудничал с Народной волей, в 1883—1886 вместе с Л. А. Тихомировым редактировал эмигрантский «Вестник народной воли». Участвовал в работе Интернационала II. Интересовался историей идей, посвятил этой теме ряд трудов («Опыт истории мысли», Важнейшие моменты истории мысли» и др.). По философским воззрениям Л. был позитивистом и субъективистом. Целью исторического прогресса считал «развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении; воплощение в общественных формах истины и справедливости», а его движущей силой — слой «критически мыслящих людей», призванный помочь народу (прежде всего крестьянству) осознать свое положение и возможности его улучшить.

Соч.: Собрание сочинений Петра Лавровича Лаврова / Под ред. Н. Русанова, П. Витязева, А. Гизетти. Петроград, 1917—1920; Избранные сочинения на социально-политические темы. В 8 т. М., 1934—1935; Философия и социология. Избранные произведения. В 2 т. / Сост. и примеч. И. С. Книжника-Ветрова. М., 1965.

Лит.: Антонов В. Ф. Революционное творчество П. Л. Лаврова. Посвящается 160-летию со дня рождения. Саратов, 1984; Богатов В. В. Философия П. Л. Лаврова. М., 1972; Володин А. И., Итенберг Б. С. Лавров. М., 1981; Демиденко А. И. Петр Лавров. М., 1969; Итенберг Б. С. П. Л. Лавров в русском революционном движении. М., 1988; Лукин В. Н. П. Л. Лавров как эстетик и литературный критик. Саратов, 1979; Семенкова Т. Экономические взгляды П. Л. Лаврова. М., 1980; Шубин А. В. Социализм. «Золотой век» теории. М., 2007.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты