ЛAО-ЦЗЫ

0 комментариев

Лaо-цзы (кит. Учитель Лао, Почтенный учитель/мудрец/философ, Старый Ребенок) (Лао Дань, Ли Эр, Ли Бо-ян, Лао-цзюнь — государь Лао) — древнекитайский философ, мифологизированный и обожествленный основоположник даосизма, предполагаемый автор «Дао-дэ цзина» («Канона Пути и благодати»), изначально называвшегося «Лао-цзы» («[Трактат] Учителя Лао»).

Согласно традиционной историографии, Л.-ц. родился в конце VII — начале VI в. до н. э. В современных исследованиях период его жизни датируют временем от VIII до II в. до н. э., преимущественно относя его к IV—III в. до н. э. Это связано с обсуждением трех главных проблем: 1) Л.-ц. — реальное или вымышленное лицо, 2) когда он жил или когда сложился его образ, 3) кто был автором «Дао-дэ цзина». Уже в древнейшей биографии «благородного мужа-отшельника» Л.-ц. в «Ши цзи» Сыма Цяня (II—I вв. до н. э.) допускалась возможность его идентификации с тремя разными личностями VI — середины IV в. до н. э.: «каноническим» Ли Эром; даосом из Чу, современником Конфуция и автором книги из 15 глав о «деятельных проявлениях даосизма» Лао Лай-цзы и великим историком-астрологом Данем из династийного домена Чжоу, жившим в середине IV в. до н. э. Также предполагалось, что он мог прожить 160—200 лет благодаря искусству «пестования/вскармливания жизни» (макробиотики). «Ши цзи» сообщает о рождении Л.-ц. / Ли Эра в периферийном («варварском») южном государстве Чу (селении Цюйжэнь уезда Ку — совр. Луи провинции Хэнань), где сохранилась архаическая традиция шаманизма (по-видимому, ставшая первоисточником даосизма). Также там рассказывается о службе Л.-ц. в Чжоу, западном/центральном из Срединных (исконно китайских) государств, в качестве историка-астролога, хранившего дворцовый архив, о прибытии к нему Конфуция для получения наставлений о ли-благопристойности/ритуале и об уходе Л.-ц. в конце жизни в неизвестном направлении через пограничную (западную/южную) заставу. Ее начальнику Гуань Иню (Инь Си) ­Л.-ц. оставил запись своего учения о Пути-дао и благодати-дэ в книге из пяти с лишним тысяч иероглифов, ныне отождествляемой с «Дао-дэ цзином».

В VI—VII вв. текстологи и комментаторы Лу Дэмин (ок. 550 — 630) и Кун Инда (574—648) указали иное место рождения Л.-ц. — уезд Сян в государстве Чэнь, что потребовало корректировки всей его биографии. Дискуссии о ней с XI—XII вв. по настоящее время также вызваны противоречивостью данных Сыма Цяня, тем, что имя Л.-ц. появляется в текстах III в. до н. э. и «Дао-дэ цзин» лингвистически и идейно также относится к III — началу II в. до н. э. В XX в. в Китае проблему историчности Л.-ц. и автора «Дао-дэ цзина» реанимировал Лян Цичао. В ходе ее обсуждения одни ученые признали Л.-ц. Лао Данем, жившим в VII—VI вв. до н. э. и наставлявшим Конфуция (Тань Лань, Гао Хэн, Люй Чжэньюй, Фэн Юлань, Го Можо), другие — тоже Лао Данем, но жившим в V—IV вв. до н. э. (Гу Цзеган), а третьи — великим историком-астрологом Данем, также жившим в V—IV вв. до н. э. (Ло Гэньцзэ, Фэн Цзиньюань). Ма Сюйлунь идентифицировал его с Лао Пэном, почтительно упомянутым Конфуцием в «Лунь юе» (VII, 1). Большинство специалистов вслед за Лян Цичао считают, что «Дао-дэ цзин» написан в IV в. до н. э. самим Л.-ц. или его учеником.

Сыма Цянь показал терминологическую связь имен Л.-ц. и мифического Хуан-ди (Желтого императора/первопредка) в двойном имени Хуан-Лао (Хуан-ди и Лао-цзы), обозначающем родоначальников даосизма и его направление, доминировавшее в IV—III вв. до н. э. — III—IV вв. н. э. На рубеже нашей эры в качестве реакции на превращение конфуцианства в религиозное учение и проникновение буддизма начался процесс мифологизации и обожествления самого ­Л.-ц. Его считали «великим и высшим» «августейшим императором/первопредком» (хуан-ди), «начальным и первоисходным» «небесным царем». «Родившись раньше неба и земли», являясь тончайшим духом, персонификацией Пути-дао и единым божеством Хуан-Лао (Желтым старцем), он вновь и вновь воплощается в лице величайших государственных мужей и духовных вождей, включая даже Будду («желтолицего Л.-ц.»). Появились и описания его облика, старейшее — у даосского философа и ученого Гэ Хуна (283/284 — 343/363). Облик Л.-ц., родившегося под сливой (фамилия Ли — «Слива») уже седым старцем (Л.-ц. — «Старый Ребенок»), был чудесен и чрезвычайно напоминал Будду. В том числе в нем наличествовало несколько из присущих Будде 32 «признаков великого человека» (священного харизматичного царя и будды). Данные свойства могут быть отголоском исходного представления об иноземном (юго-западном) происхождении Л.-ц., что укладывается в старую гипотезу (В. П. Васильев, 1873) об индо-буддистском влиянии на автора «Дао-дэ цзина».

Предположительно культ Л.-ц. начал складываться еще в конце III — начале II в. до н. э. и сформировался в эпоху Хань ко II в. В 165 по приказу императора Хуань-ди Л.-ц. было совершено жертвоприношение на родине — в уезде Ку, в следующем же году сам император участвовал в подобном жертвоприношении в своем дворце. Руководители даосской школы Правильного единства (чжэн-и-дао) установили поклонение Лао-цзюню в основанном ими в конце II — начале III в. теократическом государстве в провинции Сычуань. Они считали, что воплощением Л.-ц. был анонимный автор древнейшего мистического комментария к «Дао-дэ цзину», известный под псевдонимом Хэшан-гун (Почтенный Муж с Берега Реки, III—I вв. до н. э.). Он явился в мир в последний раз в 142 или 145, передав чудодейственные полномочия своему наместнику на земле — магу Чжан Даолину. В других сектах сохранялась вера и в его дальнейшие воплощения, количество которых также сводилось к сакрально-нумерологическому числу 81. В эпоху Лючао (229—589) Л.-ц. считали одним из Трех пречистых (сань цин) — высших даосских божеств. Наибольшее распространение культ Л.-ц. приобрел в эпоху Тан (VII—VIII вв.): императоры, носившие фамилию Ли, почитали его своим предком и присвоили титулы «святомудрого» (шэн) и «августейшего императора/первопредка». При императоре Сюань-цзуне (712—756) в качестве дня рождения Л.-ц. было установлено 15-е число второго лунного месяца. В эпоху Сун (1118) оно стало «праздником Благого/Истинного начала», и сегодня являющимся важнейшим общедаосским торжеством Небесного достопочтенного Пути и благодати (Дао-дэ тянь-цзунь). Л.-ц. поклоняются во всех даосских храмах, на его родине в Луи сохраняется посвященная ему кумирня, а согласно народным верованиям он является покровителем заклинателей, кузнецов, ювелиров, точильщиков и мастеров по изготовлению пиал и палочек для еды.

Лит.: Kaltenmark M. Lao Tzu and Taoism. Stanford, 1992; Huang Zhanzhu P. Lao Zi. The Book and the Man. Helsinki, 1996; Лао-цзы: Обрести себя в Дао / Сост. И. И. Семененко. М., 1999; Лао-цзы. Дао-дэ Цзин / Пер., коммент. В. В. Малявина. М., 2010; Кобзев А. И. Опасное сходство, или Проблема родства «двух родоначальников» — Лао-цзы и Будды // Восток. 2010, № 2. См. также лит. к ст. Даосизм.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты