ЛАМЕТРИ ЖЮЛЬЕН ОФРЕ ДЕ

0 комментариев

 

Ламетри́ (фр. La Mettrie de, Lamettrie), Жюльен Офре де (25.12.1709, Сен-Мало — 11.12.1751, Потсдам) — французский врач, философ-материалист. Из зажиточной купеческой семьи. Изучал богословие, физику и медицину во Франции, затем в Нидерландах. В 1742 вернулся в Париж, поступил на должность врача французской гвардии. В 1743—1744 участвовал в войне за Австрийское наследство в качестве полкового врача. Заболев горячкой, в ходе наблюдений за своей болезнью пришел к выводу, что духовная деятельность человека определяется его физической организацией и нервной системой. Эта идея легла в основу его первого философского произведения «Естественная история души» («Histoire naturelle de l’ame», 1745), вызвавшего негодование среди духовенства и сожженного по решению парламента, как и его сатирическая работа «Политика врача Макиавелли» («Politique du Medecin de Machiavel», 1748), направленная против злоупотреблений и невежества его коллег-врачей. Несмотря на то, что обе книги были опубликованы анонимно, Л. был уволен из Королевской гвардии и вынужден эмигрировать в Нидерланды. В 1747 анонимно Л. напечатал труд «Человек-машина» («L’homme machine»), который также был сожжен в Париже. В 1748 по приглашению прусского короля Фридриха II Л. переехал в Берлин, был назначен в Королевскую академию наук и стал придворным врачом. Здесь Л. опубликовал свои труды «Человек-растение» («L’Homme plante», 1748), «Животные больше, чем машины» («Les animaux plus que machines», 1750) и «Система Эпикура» («Systeme d’Epicure», 1751). Л. первым во Франции последовательно сформулировал принципы материализма. На основе данных анатомии, физиологии и патологии пришел к выводу, что в основе всех явлений природы лежит материальная субстанция, свойствами которой являются протяженность, движение и ощущение. Последнее присуще животному и человеку, для которого оно – единственный источник познания (сенсуализм). Мысль — свойство организованной материи. Л. сравнивал человеческий организм с часовым механизмом. Л. отвергал бытие Бога, его теория являлась теоретическим обоснованием атеизма. Л. выдвинул гипотезу о существовании зоофитов — растений-животных, впоследствии подтвержденную наукой. В этике стоял на позициях гедонизма (его работа «Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье» («Anti-Seneque ou Discours sur le bonheur», 1748) вызвала критику Вольтера, Д. Дидро, П. А. Гольбаха, но была одобрена маркизом де Садом), но значительную роль отводил общественному интересу. По мысли Л. развитие общества определяется деятельностью выдающихся людей и успехами просвещения. В политическом плане являлся сторонником просвещенного абсолютизма. Умер, испытывая на себе метод кровопускания.

Соч.: Оеuvres philosophiques. V. 1—3, Paris, 1796; Textes choisisеs. Paris, 1954; Избранные сочинения, М.–Л., 1925; Сочинения. М., 1976; Сочинения. М., 1983.

Лит.: Леденева Е. В. Человек-машина (между Ламетри и Декартом) // Credo New. № 3. СПб., 2010. С. 24—45; Lemee P. Julien Offray de La Mettrie. Paris, 1955; Gougeaud-Arnaudeau S. La Mettrie (1709—1751). Le materialisme clinique. Suivi de Le chirurgien converti. Paris, 2008;

 

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты