ЛАФИТО ЖОЗЕФ ФРАНСУА

0 комментариев

 

Лафито́ (фр. Lafitau), Жозеф Франсуа (01.01.1681, Бордо — 03.07.1746, Бордо) — французский миссионер и этнограф. В 1696—1711 получил разностороннее образование в учебных заведениях ордена иезуитов (в том числе в коллеже Ла-Флеш и Клермонском коллеже). По окончании учебы добился назначения миссионером в Новую Францию (совр. Канаду). С 1712 по 1717 служил в ирокезской миссии Со-Сен-Луи (совр. Канаваке, пров. Квебек), где помимо проповеди христианства занимался изучением языка, обычаев и культуры индейцев. Л. первым подробно описал устройство «длинных домов» ирокезов, исследовал их систему родства и брачно-семейных отношений, указал на высокое социальное положение женщин в ирокезском обществе, рассмотрел функции совета старейшин как основы племенной политической организации. Л. стремился сравнить свои наблюдения с имевшимися в его распоряжении данными о политической, социальной и культурной жизни других народов в различные исторические эпохи (прежде всего, в Античности). В 1717 Л. прибыл во Францию и лично представил при дворе регента Филиппа Орлеанского записку, в которой выступал против продажи индейцам спиртного. Л. рассчитывал вернуться в Новый Свет, но руководство ордена иезуитов предпочло использовать его опыт в Европе. В 1718 опубликовал «Записку <...> касательно ценного растения женьшень», в которой впервые описал свойства американского женьшеня. С 1722 Л. исполнял обязанности уполномоченного (прокурора) по делам всех миссий Новой Франции, которую вновь посетил в 1727—1729. На основе собранных материалов Л. написал труд «Нравы американских дикарей в сравнении с нравами древних времен» (впервые опубликован в 1722—1724, вскоре переведен на немецкий и нидерландский языки), в котором заложил основы сравнительной этнографии. Исходя из идей о «психическом единстве» человечества и доктрины прамонотеизма утверждал, что все народы в своем культурном развитии проходят одни и те же стадии. Подчеркивал универсальность некоторых культурных паттернов, встречающихся в разные эпохи в различных частях света. Л. полагал, что современные ему индейцы находятся на той ступени, на которой европейские народы находились в Античности. В 1727 опубликовал «Историю Жана де Бриенна, короля Иерусалима и императора Константинополя», в 1733 — «Историю открытий и завоеваний португальцев в Новом Свете», где среди прочего указал на связь языка, культуры и окружающей среды.

Соч.: M?urs des sauvages americains comparees aux m?urs des premiers temps. 4 vols. Paris, 1724; Customs of the American Indians compared with the Customs of the Primitive Times / Ed. and Transl. by W. N. Fenton and E. L. Moore: 2 vols. Toronto, 1974—1977.

Лит.: Fenton W. N., Moore E. L.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты