КЫОНГ ДЕ

0 комментариев

 

Кы́онг Де (вьет. Cường Ðê) (26.02.1882, Хюэ — 06.04.1951, Токио) — принц династии Нгуен, видный вьетнамский националистический деятель 1-й половины XX в. Личное имя — Нгуен Фук Зан (вьет. Nguyễn Phúc Dan), К. Д. — часть именного титула знатности, который в западной историографии переводят как «Маркиз внешних территорий Кыонг Де». Являлся прямым потомком в пятом поколении основателя династии Нгуен императора Зя Лонга от его старшего сына, наследного принца Каня, скончавшегося, однако, еще до смерти своего отца. Потомки принца Каня подверглись гонениям при ставшем императором вместо его сына (как в теории должно было быть по принятым нормам наследования) его дяде Нгуен Фук Даме (Минь Манге) и были отдалены от императорского двора.

Во 2-й половине 1880-х, в период политической нестабильности, вызванной французским колониальным вторжением и установлением протектората над Аннамом и Тонкином, кандидатура отца К. Д. рассматривалась как в монархической элите, так и в колониальных кругах в качестве претендента на престол. Происхождение во многом обусловило популярность К. Д. среди вьетнамской революционно-антиколониальной среды, с которой он поддерживал тесные отношения, и в целом во вьет­намском обществе. После смерти не оставившего прямого наследника бездетного Ты Дыка (правление 1847—1883) императорами были представители боковой линии рода Нгуен (потомки младшего брата Ты Дыка). К. Д. всячески подчеркивал уважение и внимание к своим предкам, которых можно было отнести к старшей ветви правящего рода. В этой связи многие националистические деятели видели в К. Д. и более законного претендента на трон, и человека, который стал бы символом освободительного движения и смог бы привлечь к нему финансовые и людские ресурсы.

Именно поэтому на К. Д. обратил внимание лидер национально-освободительного движения Вьетнама начала XX в. Фан Бой Тяу (1867—1940). К. Д. стал вождем созданного Фан Бой Тяу в 1904 в Центральном Вьетнаме «Общества обновления» (вьет. Duy tan hội), ставившего целью завоевание независимости Вьетнама, восстановление монархии и провозглашение конституции по японскому образцу. Впрочем, К. Д. не желал ограничиваться своей по преимуществу символической ролью в национальном движении, видя себя легитимным правителем Вьетнама и требуя соответствующего к себе отношения, в связи с чем у него порой возникали разногласия с Фан Бой Тяу.

Большую часть своей политической карьеры К. Д. возлагал надежды на Японию как на возможную освободительницу Вьетнама от французского колониального господства. К. Д. активно участвовал в «Движении на Восток» — программе по поощрению вьетнамцев отправиться в Японию на обучение и подготовку к революционной деятельности. В 1906 К. Д. тайно переехал в Японию, где с небольшими перерывами оставался до осени 1909, когда его вместе с другими вьетнамскими националистами депортировали из страны в качестве одного из условий франко-японского соглашения, по которому Франция предоставляла японской стороне крупный финансовый заем. В 1910—1915 К. Д. находился преимущественно в Китае и Таиланде. В Таиланде он, опять же апеллируя к прошлому своего рода (во время гражданской войны конца XVIII в. будущий император Зя Лонг с ближайшим окружением несколько лет проживал в Бангкоке, установив дружественные отношения с сиамским королем), вышел на контакт с местным королевским двором и потомками вьетнамских «бангкокцев».

В 1912 К. Д. стал формальным лидером созданной в Гуанчжоу (Южн. Китай) Фан Бой Тяу организации «Общества возрождения Вьетнама» (вьет. Việt Nam Quang phuc hội). Однако монархические воззрения К. Д. вступали в конфликт с интересами окружающих его вьетнамских революционеров, рассчитывавших на поддержку республиканского Китая. В 1913—1914 посетил Европу, где пытался установить прямой диалог с французскими колониальными властями. В 1915 К. Д. вновь вернулся в Японию, где жил вплоть до своей смерти.

В годы Второй мировой войны и японского военного присутствия во Вьетнаме многие местные националистические деятели (в том числе Нго Динь Зьем) создали движение в поддержку К. Д. Сам же принц во многом разочаровался в намерениях Японии относительно своей родины. Возможно, поэтому он не был выбран в качестве главы вьетнамского государства после японского военно-политического переворота 9 марта 1945, в результате которого японцы устранили во Вьетнаме французский колониальный аппарат.

В своем завещании К. Д. наказал передать свой прах секте Каодай, с представителями которой он имел дружеские отношения, что было выполнено в 1954. В 1957 вторая часть его праха также была возвращена во Вьетнам. Президент Республики Вьет­нам (Южного Вьетнама) Нго Динь Зьем лично участвовал в церемонии встречи останков принца во Вьетнаме.

Лит.: Cường Ðê. Cuộc đời cách mạng Cường Ðê. Sài Gòn, 1957; Meyers D., Chan My Van. The Crisis of the Eight Lunar Month. The Cao Dai, Prince Cuong De and the Japanese in 1937—1938 // International Journal of Asian and Pacific Studies. Vol. 2. 2006; Nguyen The Anh. Phan Boi Chau et les debuts de movement Dong Du // Phan Boi Chau and the Dong Mouvement / Ed. by Vinh Sinh // Yale Southeast Studies. 1988; Shiraishi Masaya. Phan Boi Chau in Japan // Phan Boi Chau and the Dong Du Mouvement / Ed. by Vinh Sinh // Yale Southeast Studies. 1988; Tran My Van. A Vietnamese Royal Exile in Japan: Prince Cuong De (1882—1951). New York, 2013; Tran My Van. Prince Cuong De (1882—1951) and his Quest for Vietnamese Independence // New Zealand Journal of Asian Studies 11, 1 (June 2009). Larcher-Goscha A. Prince Cuong De and the Franco-Vietnamese Competition for the Heritage of Gia Long // Viêt Nam Exposé: French Scholarship on Twentieth-century Vietnamese Society. Ann Arbor, 2002.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты