КУАЛА-ЛУМПУР

0 комментариев

Куaла-Лумпур — столица Малайзии, расположенная в юго-западной части п-ова Малакка, в низкогорной долине у слияния рек Кланг и Гомбак; значительный торгово-промышленный и финансовый центр страны.

Численность населения — около 1,8 млн человек (2017).

К.-Л. основан в 1857 китайскими старателями, добывавшими олово. Позднее здесь поселились также торговцы — представители народа минангкабау с Суматры. В первые десятилетия существования город столкнулся с серьезными проблемами: конфликты между различными китайскими общинами, разрушения, вызванные пожарами, быстро распространявшимися из-за деревянной застройки, и наводнения. Стабилизация ситуации была достигнута в 1870-е при капитане (главе китайской общины) Яп А Лое (1837—1885), сумевшим отстроить К.-Л., разрушенный в ходе междоусобной войны в султанате Селангоре (1867—1873) и пожара 1881, навести в городе порядок и восстановить затопленные шахты.

В 1880 в К.-Л. была перенесена из Кланга столица признавшего над собой британский протекторат Селангора (до 1978). В 1896 город стал также столицей находившихся под британским протекторатом Федерированных Малайских княжеств (Селангора, Перака, Негери-Сембилана и Паханга). Британский резидент (глава местной колониальной администрации) также способствовал развитию города, в К.-Л. началось активное строительство, в том числе кирпичных зданий, что изменило его облик. В этот период в центре К.-Л., близ современной площади Независимости, с одной стороны было сооружено Здание султана Абдул Самада (служившее тогда местом работы колониального секретариата, а сегодня — Верховного суда Малайзии) в мавританском стиле с медными куполами в форме луковиц (1894—1897), а с другой — Королевский селангорский клуб (1884). Рядом с площадью появился железнодорожный вокзал (1886), не уступающий по красоте султанскому дворцу. Тогда же в районе карстовых пещер в окрестностях города началось строительство индуистского храмового комплекса Бату-Кейвз (1891), а в 1909 была возведена старейшая мечеть К.-Л. — Джаме.

В начале XX в. население К.-Л. пополнилось многочисленными выходцами из британских колоний в Южн. Азии, которых привлек бум каучуковой промышленности, также способствовавший процветанию обосновавшихся в городе китайских предпринимателей и увеличению торговой зоны вокруг китайского квартала. Для развития города активно привлекался иностранный капитал. После очередного разрушительного наводнения 1926 в городе был осуществлен масштабный инженерный проект по выпрямлению русла р. Кланг и укреплению ее берегов. Хотя сам К.-Л. практически не пострадал во время Второй мировой войны, после его захвата японцами в январе 1942 часть китайского населения была убита. Жители К.-Л. также переправлялись на принудительные работы в Бирму, где многие погибли. Японцы сдали город британцам лишь 15 августа 1945.

В 1946—1957 К.-Л., являясь столицей Селангора, одновременно был и административным центром английской колонии (в 1946—1948 носила название Малайский союз, с 1948 по 1957 — Федерация Малайя), в 1957—1963 — столицей независимой Федерации Малайя, а с 1963 — Малайзии. В 1969 в городе произошли крупномасштабные межэтнические столкновения, в ходе которых погибло около 200 человек, порядок удалось установить лишь после введения чрезвычайного положения. С 1 февраля 1972 К.-Л. получил статус сити (особый статус городов в Малайзии с населением около 1 млн человек), а с 1974 также и статус федеральной территории. В 1950—1960-е город переживал новую волну масштабного строительства. В это время появились здание парламента (1953), Национальная картинная галерея (1958), Национальный музей (1963, архитектор Ху Кок Ху), Национальная мечеть (1965), Архив и Национальная библиотека (1966), самый значительный из городских парков — «Таман Тасик Пердана» с Национальным монументом (1966), Университет Малайя (1968, архитекторы Дж. Кьюбит и др.), а также лесной заказник «Темплер-парк» (1955) в окрестностях К.-Л.

«Экономическое чудо» в Малайзии в конце XX — начале XXI в. способствовало быстрому росту и расширению границ К.-Л., что сопровождалось стремительной модернизацией инфраструктуры города (в частности строительство легкого метро и монорельса). Помимо 532 небоскребов (самый известный — 88-этажные башни-двойняшки Петронас, входящие в число самых высоких зданий в мире) в К.-Л. появились Парк птиц (1991) и Парк бабочек, Планетарий (1993), международный аэропорт в Сепанге (1998), спортивный комплекс «Букит Джалил» со стадионом на 100 тыс. мест (1998), Музей исламского искусства (1998) и Дворец культуры (1999). В 2011 был построен роскошный королевский дворец Истана-Негара, служащий резиденцией монархов Малайзии. Все это в свою очередь благоприятно сказалось на экономике города, превратившегося в один из важных туристических центров Юго-Вост. Азии.

Лит.: Погадаев В. А. Необычный парк в Малайзии // Азия и Африка сегодня. 2017. № 5; Gullick J. M. A History of Kuala Lumpur, 1857—1939. Kuala Lumpur, 2000; Manjit Singh Sidhu. Kuala Lumpur and Its Population. Kuala Lumpur, 1978; Robert C. Porter. The Kuala Lumpur Connection. New York, 2006.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты