КШЕСИНСКАЯ МАТИЛЬДА ФЕЛИКСОВНА

0 комментариев

/ Ориг.: Польск. Matylda Maria Krzesińska

Артистка балета, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества императорских театров.

Семья

Матильда Кшесинская имела польское происхождение. Отец – танцовщик Феликс Кшесинский (1823-1905), мать – вдова танцовщика Леде Юлия Доминская. Сестра Юлия Кшесинская (Кшесинская первая, как ее называли в театре для отличия от младшей сестры). Брат – танцовщик Иосиф Кшесинский (1868-1942).

С восьми лет Матильда занималась в балетном училище, где ей давали уроки известные европейские педагоги: Л.И. Иванов, Христиан Иогансон, Екатерина Вазем. В 1890 году Кшесинская окончила училище. На выпускных экзаменах присутствовала императорская семья, молодую балерину отметил Александр III. Тогда же Матильда впервые встретилась с цесаревичем Николаем Александровичем.

Карьера

После выпуска юную танцовщицу приняли в труппу Мариинского театра, в котором она прослужит 27 лет (1890-1917 годы). В первый же сезон она приняла участие в 21 опере и 22 балетах.

В одно время с Кшесинской на сцене Мариинки выступала и великая Анна Павлова. Матильда, не обладая ее талантом, старалась достичь успехов своей техникой. Она брала частные уроки у итальянского балетмейстера Энрико Чекетти, и в результате стала первой русской балериной, исполнявшей 32 фуэте подряд. На сцене Мариинского театра ее можно было увидеть в роли Одетты-Одилии («Лебединое озеро»), принцессы Авроры («Спящая красавица»), Никии («Баядерка»).

В 1896 году Матильда стала примой-балериной императорских театров, чему способствовали ее близкие отношения с великими князьями из дома Романовых. Балетмейстер Мариинки Мариус Петипа был с этим не согласен, однако сделать ничего не мог.

Вскоре Кшесинская стала злоупотреблять своим положением. Так, она могла выйти на сцену в бриллиантах, исполняя при этом роль нищенки. Она назначала угодных ей артистов на роли. Специально для Матильды ставились спектакли: «Пробуждени Флоры», «Времена года», «Арлекинада», «Баядерка». При этом ей ассистировали артисты выше ее классом: Анна Павлова, Юлия Седова, Михаил Фокин, в то время как  сама прима могла провалить спектакли, что произошло с «Дочерью Микадо» и «Волшебным зеркалом». Из-за конфликтов с ней подал в отставку директор Императорского совета театров Волконский. Директор императорских театров Теляковский считал, что балет для Матильды не был смыслом жизни, а лишь способом обретения влияния.

В 1900 году в честь 10-летия службы примы в театре был устроен ее бенефис (другим танцовщикам нужно было проработать для этого не меньше 20 лет). От министерства двора Кшесинская получила платинового орла с бриллиантами на золотой цепочке. В 1904 году она уволилась из театра, подписав контракт на единичные выступления. В 1908 году гастролировала в парижской Гранд-Опера, а в 1911 году участвовала в «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Последний, как и многие театральные деятели, терпеть не мог Матильду, но подписал с ней контракт в обмен на помощь с устройством выступлений в Петербурге и получением отсрочки военной службы для Вацлава Нежинского. Но в этом деле балерина полностью провалилась, чем вызвала злость Дягилева.

Эмиграция

В 1917 году Кшесинская уехала в Кисловодск, в 1919-м – в Новороссийск, откуда в 1920 году отправилась в Турцию. Оттуда она перебралась во Францию, в Кап-д’Ай, где у нее была своя вилла.

В 1929 году Матильда открыла в Париже балетную студию. В 1960 году там же были опубликованы ее мемуары, вышедшие на русском языке только в 1992 году.

Частная жизнь

В начале 1890-х годов у Матильды был роман с цесаревичем Николаем Александровичем. Он закончился ко времени его помолвки с Алисой Гессенской в 1894 году. В 2017 году в Государственном архиве Российской федерации был найден ранее неизвестный фрагмент знаменитых мемуаров Кшесинской, который сама балерина не поместила в окончательный вариант книги. В нем она упоминает о произошедшем с ней в начале 1893 года, в разгар своих отношений с Николаем, несчастье: лошади понесли и сани, в которых находились Матильда с подругой, перевернулись. В итоге у балерины случился выкидыш.  Как пишет далее Матильда, впоследствии она очень жалела о случившемся и о том, что у нее не было ребенка от Николая («…когда была старше, я поняла, что тогда потеряла»).  В конце концов, они расстались друзьями, Николай и в дальнейшем помогал Кшесинской. После этого балерина была любовницей  великого князя Сергея Михайловича и великого князя Андрея Владимировича. В 1902 году у Матильды родился сын Владимир (1902-1974). Вопрос отцовства так и остался открытым. В 1911 году по Высочайшему приказу Владимир получил фамилию «Красинский» и потомственное дворянство.

В 1921 году, в эмиграции балерина обвенчалась с великим князем Андреем Владимировичем. Он усыновил Владимира и дал ему свое отчество. В 1925 году Кшесинская перешла в православие,  в 1926 году получила от Кирилла Владимировича титул и фамилию князей Красинских, в 1935-м – титул светлейших князей Романовских-Красинских. 

Матильда Кшесинкая скончалась 5 декабря 1971 года. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем и сыном.

Знаменитая балерина не обладала великим талантом и не стремилась вписать свое имя в историю искусства, но стала одной из самых богатых и влиятельных женщин России своего времени, любимицей дома Романовых.

Память

Кшесинская стала персонажем литературных произведений: «Нечистая сила» Валентина Пикуля (1991), «Коронация» Бориса Акунина (2002); также персонажем в кино: «Анна Павлова» (1983, реж. Э. Лотяну), «Звезда империи» (2007, реж. Е. Соколов), «Матильда (2017, реж. А. Учитель). Картина Алексея Учителя вызвала особый общественный резонанс еще до премьеры. Некоторые общественные движения обвинили создателей в искажении исторических событий и антироссийской и антирелигиозной пропаганде. Депутат Госдумы Наталья Поклонская, известная своим почитанием Николая II, обратилась в Генпрокуратуру с запросом о проверке материала. Проверка нарушений  не выявила, но привела к горячим дискуссиям между различными общественными деятелями и деятелями культуры.   

Смежные статьи
Литература
  • Асташин В.В. Матильда Кшесинская: балет, любовь и воля к жизни. Ростов-на-Дону, 2011.
  • Добровольский А. Впервые опубликованные откровенные дневники Николая II о Матильде Кшесинской // Московский Комсомолец. 8 сентября 2017 г.
  • Добровольский А. Матильда Кшесинская была беременна от Николая: сенсация из Госархива РФ // Московский Комсомолец. 21 декабря 2017 г.
  • Ерофеева-Литвинская Е.В. Матильда Кшесинская. Муза последних Романовых. М., 2016.
  • Кшесинская М. Воспоминания. М., 1992.
  • Модестов В.С. «Генералиссимус» русского балета. Матильда Феликсовна Кшесинская (1872-1971). М., 2010.
  • Сахарова Л. Царица балета (Матильда Кшесинская) // Ларец Клио: Истории об истории. № 1/2004.
  • Широкорад А.Б. Матильда Кшесинская. Главная тайна дома Романовых. М., 2017.
  • Экштут С.А. Балерина Матильда Кшесинская разоблачена! О чем писали столичные газеты в марте 1917 года // Родина. № 3/Март 2017.
  • Эрлихман В.В. Малечка: Долгая жизнь балерины Матильды Кшесинской (1872-1971) без мифов и сплетен // Родина. № 8/Август 2017.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты