КРАСНОГОРСКАЯ ЭЛИШКА

0 комментариев

урожденная Альжбета Пехова. / Ориг.: Чеш. Eliška Krásnohorskà / Alžběta Pechová

Чешская поэтесса, писательница и переводчица, участница чешского женского движения.

Становление

Родилась 18 ноября 1847 г. в Праге в семье ремесленника Андреаса Пеха и Дороты Катерины Водваржковой, была шестой из восьми детей в семье. Отец умер, когда Альжбете было три года, семья сильно нуждалась, однако жила богатой культурной жизнью, чему способствовали два старших брата – художник и музыкант. Образование получила в пражской немецкой школе для девочек. Альжбета уже в раннем возрасте проявляла всестороннюю творческую одаренность (рисовала, пела и играла на фортепиано), однако путь в музыку ей был закрыт из-за серьезной болезни суставов. Ее интерес к литературе, проявлявшийся в обширном чтении чешских и зарубежных авторов, еще больше усилился и в дальнейшем перешел в стадию активного творческого участия в чешской литературной жизни.

Литературная и общественная деятельность

Кроме того, писательница была неутомимой участницей чешского женского движения, куда ее привлекла Каролина Светла. В частности, Красногорская работала в Чешском женском производственном объединении («Ženský výrobní spolek český»), помогая девушкам из бедных семей в получении работы и образования, а также много писала о женском вопросе и редактировала журнал «Женски листы». Элишка Красногорская стала автором одного из первых чешских сочинений на данную тематику, издав в 1881 г. свою книгу «Женский вопрос в Чехии» («Ženská otázka česká»). В результате ее активной работы в 1890 г. в Праге была открыта первая чешская гимназия для девочек «Минерва», по окончании которой девушки могли поступать в высшую школу. Красногорская также предприняла попытку создания государственной гимназии для девочек и собрала под петицией о ее создании более 4000 подписей, однако правительство проигнорировало ее запрос. Во многом благодаря ее деятельности к концу XIX в. чешские женщины получили право учиться в университетах. После провозглашения независимой Чехословацкой Республики Элишка Красногорская, как один из самых ярких борцов за равноправие в образовании для девочек, стала первой женщиной, назначенной членом Чехословацкой академии наук и искусств. Соответствующее решение было принято первым президентом Чехословакии Т.Г. Масариком.

Свои критические статьи она публиковала, в основном, в журнале «Освета» («Osvěta») – издании, обозревавшем культурные, научные и политические события. На его страницах писательница отстаивала принципы так называемого «идеального реализма». Так Красногорская называла литературу, которая бы реалистическим способом точно изображала окружающую действительность, людей и их взаимоотношения, и при этом постоянно учитывала бы моральную и просветительскую миссию, избегая упоминаний всего «низкого», безобразного и безнравственного. По мнению Элишки Красногорской,  литература должна была игнорировать, или как минимум сглаживать острые социальные противоречия и идеологические конфликты своего времени, дабы не способствовать их обострению.

Красногорская была вовлечена в так называемый «спор о рукописях»  - дискуссию, развернувшуюся в чешском обществе в конце XIX в. вокруг Краледворской и Зеленогорской рукописей, якобы обнаруженных в 1817-1818 гг. чешским просветителем Вацлавом Ганкой. Рукописи стали одним из символов чешского национального возрождения и способствовали укреплению чешского национального самосознания, однако у ряда чешских деятелей (в т.ч. у Т.Г. Масарика) были серьезные сомнения в их подлинности. Впоследствии Масарик и лингвист Ян Гебауэр доказали поддельность рукописей, однако в ходе общественной дискуссии консервативно настроенные чешские деятели обвиняли их в непатриотичности. Такова была позиция и Э. Красногорской, страстно отстаивавшей подлинность рукописей и посвятившей этой теме сборник стихов.

 Касательно литературного творчества Элишка Красногорская проявила себя ярче всего в поэзии. Ее первые сборники «Z máje žití» (1871) и «Ze Šumavy» (1873) наполнены жизненным оптимизмом и свежестью впечатлений юности. Здесь отсутствует острая проблематика, но есть мелодичная напевность, красота природы и патетическая лирика. В сборник «К славянскому югу» («Ke slovanskému jihu», 1880) вошли патриотические стихи, вдохновленные борьбой балканских славян против турок. Копируя манеру народных югославянских песен, поэтессе удается избежать здесь чрезмерной патетики, свойственной для некоторой ее патриотической лирики. Удачным был и ее сборник стихов «Сказки взрослых» («Bajky velkých», 1889). Сатирический и четко выстроенный композиционно, он с усмешкой указывает на пороки тогдашней чешской политической и общественной жизни.

Поэтическое и музыкальное дарования Э. Красногорской в равной степени проявились в ее деятельности в качестве либреттистки. Особенно успешно на этой стезе она проявила себя в сотрудничестве с композитором Бедржихом Сметаной, написав либретто к его четырем операм: «Поцелуй» («Hubička», 1876), «Тайна» («Tajemství», 1878), «Чертова стена» (1882) и так и не оконченной «Виоле» (1884).

В качестве переводчицы Красногорская работала прежде всего с образцами европейского романтизма: «Пан Тадеуш» Мицкевича, «Паломничество Чайльд-Гарольда» Байрона, а также «Борис Годунов» Пушкина.

Из ее прозаического наследия наибольшую ценность представляют книги воспоминаний «Из моей молодости» («Z mého mládí», 1921) и «Что принесли года» («Co přinesla léta», 1927), в которых писательница помимо своей биографии рассказывает об окружении, жизни чешской творческой интеллигенции, общественной и культурной жизни своего времени.

Умерла Элишка Красногорская в Праге 26 ноября 1926 г.

Литература
  • Biographical Dictionary of Women's Movements and Feminisms: Central, Eastern, and South Eastern Europe, 19th and 20th Centuries. Budapest, 2006.
  • Čeští spisovatelé 19. a počátku 20. století. Praha, 1982.
  • Hecyková L. Píšící Minervy. Vybrané kapitoly z dějin české literární kritiky. Praha, 2009.
  • Tardonová V. Eliška Krásnohorská a Ženské listy (1873–1926). Pardubice, 2009.
  • Uhrová E. České ženy známé a neznámé. Praha, 2008.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты