КОРСУНСКАЯ ЛЕГЕНДА

0 комментариев

Корсунская легенда — древнерусское предание о крещении князя Владимира Святославича в крымском Херсонесе (слав. Корсунь, в черте совр. Севастополя).

К. л. отразилась в Повести временных лет в статье под 988/9 (6496) годом и в житиях св. Владимира, а также сохранилась в некоторых самостоятельных редакциях: «Слове, како крестися Владимир, возмя Корсунь» в так называемом Житии св. Владимира особого состава. Летописный вариант в главных чертах сводится к следующему. Решив с дружиной принять крещение, Владимир «иде с вои на Корсунь, град гречьскии», осаждает его и захватывает в результате предательства некоего Анастаса Корсунянина. Князь шлет послов в Константинополь (Царьград), требуя отдать за него Анну, сестру тогдашних византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII. Напуганные угрозами Владимира двинуться походом против Константинополя, они уговаривают сестру выйти за киевского князя при условии крещения последнего. Владимир отвечает согласием, Анна со священниками прибывает в Корсунь, где происходит сначала крещение князя местным епископом, а потом его бракосочетание с византийской царевной. Затем Владимир с супругой, греческими священниками и Анастасом возвращается в Киев, где ниспровергает языческих кумиров и велит креститься киевлянам. К. л. в составе пространного Жития св. Владимира, в целом более краткая, текстологически явно сходна с летописной, хотя имеет и ряд существенных отличий. Так, в Житии добавлено, что осада Корсуни длилась 9 месяцев; согласно Житию, Владимир принял крещение в церкви Св. Иакова, тогда как согласно Повести временных лет — в церкви Св. Василия; в Житии отсутствует наставление Владимиру корсунского епископа, состоящее из Символа веры, предостережения против «учения от Латын» и справки о семи Вселенских соборах, причем Символ веры содержит некоторые явно арианские формулировки («Сын подобносущен... Отьцу»), происхождение которых до сих пор остается неясным.

Согласно господствующей в науке точке зрения А. А. Шахматова, К. л. представляет собой литературную обработку фольклорного сказания, осуществленную ближе к концу XI в. Действительно, «Слово, како крестися Владимир», которое прямо (Н. К. Никольский) или опосредованно (А. А. Шахматов) отражает текст, первоначальный по отношению к летописному, и Житие особого состава не только существенно отличаются от редакции К. л. в Повести временных лет, но и явно выдают свои фольклорные истоки. Так, в последнем взять Корсунь Владимиру помог не Анастас, а варяг Жберн (Ижберн); по взятии города Владимир убил «князя корсуньского и со княгинею», насильно овладел их дочерью, после чего отдал ее за Ижберна, которого поставил наместником в Корсуне, и т. п. Такое происхождение К. л. бросает тень на ее историческую достоверность. Хотя факт взятия Владимиром Корсуни бесспорен (хотя о целях его в современной историографии идет спор) и летописный рассказ приводит целый ряд связанных с этим подлинных топографических реалий, приурочение именно к Корсуни крещения киевского князя вызывает сомнения. Дело не только в том, что в более ранних, нежели Повесть временных лет, текстах, затрагивающих тему крещения Владимира (в похвале Владимиру из Слова о законе и благодати Илариона 1040-х или в Чтении о свв. Борисе и Глебе Нестора, вероятно, 1080-х), о Корсуни ничего не говорится. Важнее, что во фрагментах древней летописи в составе Памяти и похвалы Иакова Мниха взятие Корсуня прямо датировано «третьим летом» после крещения. Неоднозначность древнерусской традиции относительно места и времени крещения Владимира отмечал и составитель Повести временных лет, сам придерживавшийся «корсунской версии»: «Не сведуще право глаголють, яко крьстилъся есть в Киеве, и ини же реша в Василеви, друзии же инако скажють» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 111; Т. 2. Стб. 97).

Ист.: Полное собрание русских летописей. Т. 1. Стб. 109—121; Т. 2. Стб. 94—106; Шахматов А. А.Корсунская легенда (см. в разделе Лит.). С. 1074—1077 (46—49 в отд. отт.) (Житие особого состава); Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. СПб., 1907. С. 8—21 (Сб. Отделения русского языка и словесности. Т. 82. № 4) («Слово о том, како крестися Владимир, возма Корсунь»); Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития: Обзор редакций и тексты. М., 1915. С. 14—26.

Лит.: Никольский Н. К. К вопросу об источниках летописного сказания о Владимире // Христианское чтение. 1902. Июль. С. 89—106; Шахматов А. А.Корсунская легенда о крещении Владимира // Сб. статей, посвященных... В. И. Ламанскому по случаю пятидесятилетия его ученой деятельности. Т. 2. СПб., 1906. С. 1029—1153 (и отд. отт.: СПб., 1906); Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 133—161; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988—1237 гг.) / Пер. с нем. А. В. Назаренко. СПб., 1996. С. 198—207; Карпов А. Ю. Владимир Святой. М., 1997. С. 213—250; Мюллер Л. Рассказ «Повести временных лет» о крещении Владимира Святославича // Мюллер Л. Понять Россию: Историко-культурные исследования. М., 2000. С. 60—70; Назаренко А. В. Владимир Святославич // Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 690—718.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты