КООНЕН АЛИСА ГЕОРГИЕВНА

0 комментариев

Русская актриса. Супруга А.Я. Таирова.

Становление

Имела польские и бельгийские корни. Отец – адвокат Георгий Коонен, мать – Алиса Львовна, талантливая музыкантша. Богатые польские родственники перестали с ней общаться после замужества.

Еще девочкой Алиса мечтала о театральной сцене. В 16-летнем возрасте она уже ученица школы Московского художественного театра. Ее талант оценил наставник Константин Станиславский, Коонен стала его любимицей. Дебютом начинающей актрисы стала роль Гостьи в мхатовской постановке «Горя от ума» 1906 года. Через два года девушка играла Митиль в спектакле «Синяя птица» по Метерлинку. Заметными ролями Алисы Георгиевны на сцене МХТ стали образы Маши в «Живом трупе» Л. Толстого (1911) и Антиры в «Пере Гюнте» Г. Ибсена (1912).

Несмотря на высокую оценку таланта Коонен со стороны Станиславского, ее отношения с учителем складывались непросто. Актриса признавалась, что Константин Сергеевич часто давил на нее. В итоге в 1913 году Алиса оставила родные подмостки и вступила в труппу только что образовавшегося Свободного театра Константина Марджанова, вызвав тем самым гнев Станиславского. В этом театре Коонен познакомилась с молодым режиссером Александром Таировым: он ставил спектакль «Покрывала Пьеретты», а она играла в нем главную роль.

Камерный театр

Свободный театр просуществовал совсем недолго, закрывшись после первого сезона. После этого, в 1914 году влюбленные Коонен и Таиров сочетались браком. Тогда же Александр Яковлевич организовал в Москве Камерный театр, куда перешла работать и Алиса Георгиевна, разделявшая мечты мужа о новом синтетическом, неореалистическом театре. Здесь она служила вплоть до закрытия театра в 1949 году. Коонен сыграла на этой сцене множество ярких ролей. Она могла воплотить в жизнь практически любой образ, но более всего прославилась в трагическом амплуа. Алиса Георгиевна сыграла главную роль в дебютной постановке Камерного театра – «Сакунтала» индийского поэта Калидасы (1914). Одной из ведущих ее ролей стала Федра в одноименной пьесе Расина (1922), с ней она завоевала любовь требовательной парижской публики во время гастролей Камерного во Франции в 1923 году. Большой отклик получили ее работы в спектаклях «Оптимистическая трагедия» по Всеволоду Вишневскому (1933) и «Мадам Бовари» по Флоберу (1940). Коонен исполняла роли Сюзанны в «Женитьбе Фигаро» (1915), Саломеи по одноименному произведению Уайльда (1917), Джульетту в шекспировской драме (1921), Катерину в «Грозе» Островского (1924) и многие другие. Для лучшего воплощения образов на сцене осваивала множество новых навыков, среди которых умение фехтовать, жонглировать и даже пантомима.

В 1935 году Алиса Коонен получила звание народной артистки РСФСР. В период Великой Отечественной войны она вместе с мужем и родным театром находилась и работала в эвакуации сначала в Казахстане, затем в Алтайском крае. Последней ролью для нее в Камерном стала Эва в «Жизни в цитадели» Якобсона (1947), последний выход на сцену в качестве актрисы состоялся весной 1949 года в одной из старейших постановок театра «Адриана Лекуврёр». Вскоре после этого в рамках т.н. борьбы с космополитизмом Таирова обвинили в безыдейности и несоответствии идеалам соцреализма, а Камерный театр был закрыт. В 1950 году на его месте открылся драматический театр им. А.С. Пушкина. Сам режиссер вместе с супругой были переведены в театр Вахтангова, однако не поработали там. В 1950 году им были назначены пенсии. Осенью того же года скончался Александр Яковлевич.

После закрытия Камерного и смерти супруга Алиса Георгиевна так и не вернулась к актерской профессии. Периодически она давала творческие концерты и участвовала в поэтических вечерах, трудилась над автобиографией, получившей название «Страницы жизни».

Скончалась выдающаяся артистка летом 1974 года в родной Москве. Погребена на Новодевичьем кладбище. 

Литература
  • Геронский Г.И. Алиса Коонен. М.-Л., 1927.
  • Гроссман Л. Алиса Коонен. М.-Л., 1930.
  • Коонен А.Г. Из воспоминаний о Таирове // Театральная жизнь. 1961. № 11-13.
  • Коонен А.Г. Мысли о воспитании актёра // Театр. 1955. № 4.
  • Коонен А.Г. Страницы жизни. М., 2003.
  • Марков П. Алиса Коонен // О театре: в 4 т. М., 1974. Т. 2.
  • «…Письма ползут, разминаются в пути, пропадают…» Переписка А.Г. Коонен и А.Я. Таирова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. 2014. Вып. 5.
  • Три тетради Алисы Коонен: (дневник, 1907-1913 гг.). М., 2013.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты