КОНСТЕБЛ ДЖОН

0 комментариев

Констэбль. / Ориг.: англ. John Constable

Художник-пейзажист, представитель романтизма.

Ранние годы

Джон был средним сыном в семье Голдинга и Энн Констебл. Отец будущего художника успешно занимался торговлей кукурузой, владел мельницей и небольшим кораблем «Телеграф», использовавшимся для перевозки зерна в Лондон. Предполагалось, что Джон унаследует профессию отца, т.к. его старший брат по состоянию здоровья был не способен заниматься семейным бизнесом. Сначала родители Джона определили его в школу-интернат в Лавенхеме, но потом перевели в школу дневного посещения в Дедаме. После окончания обучения он помогал отцу в торговой деятельности, а также работал на семейной мельнице. Именно в этот период особенно остро проявились его способность и любовь к медитативной созерцательности, внимательность к разнообразным проявлениям природного мира и, в конечном итоге, желание запечатлеть увиденное. Например, нравившиеся ему «шум воды на мельничной плотине, старые сгнившие доски, столбы в зеленой слизи, кирпичная кладка».  Впоследствии Джон Констебл писал, что «эти сцены сделали меня художником, за что я благодарен».

В 1799 г., предварительно получив согласие отца и перепоручив свои обязанности младшему брату Абраму, Констебл решил профессионально заниматься живописью и поступил в Королевскую Академию художеств в Лондоне. Среди его «учителей» в этот период можно выделить великого французского пейзажиста Клода Лоррена, голландского певца разнообразных настроений природы Якоба ван Рейсдала, непревзойденного Питера Пауля Рубенса и многих др. Фактически его обучение в Академии состояло из изучения и копирования работ старых мастеров. Констебл, пришедший в живопись благодаря любви к природе, очень скоро дополнил свои штудии работой на открытом воздухе. Тем не менее, позднее он признавался, что «не пытался воспроизводить природу с тем же величием ума, с которым начинал, и скорее старался сделать свои работы похожими на чужие».

Становление

В 1802 г. Констебл отказался от места учителя в школе Грейт Марлоу, негативно встреченный академиком Бенджамином Уэстом, предрекшим молодому художнику скорый конец карьеры.  Однако в 1803 г. Констебл получил право выставляться в Королевской Академии. Тогда же он совершил недолгое путешествие на одном из суден Ост-Индской компании, посещая юго-восточные порты. В 1806 г. он посетил Озерный край. Сюжеты созданных в этот период картин строились вокруг местного ландшафта, где на первый план часто выходили бытовые сценки. Подобные пейзажи не были на тот момент популярны в среде ценителей искусства, предпочитавших произведения, созданные в традициях романтизма. Чтобы улучшить свое материальное положение, Констебл обратился к жанру портрета. Художник, однако, считал изображение людей скучным и вынужденным занятием.

В 1809 г. он сближается с подругой детства Марией Элизабет Бикнелл, которой вскоре делает предложение. В 1811 г. Констебл гостил у епископа Джона Фишера из Солсбери. Этот город вдохновил художника на создание нескольких замечательных видов его окрестностей. Размеренная жизнь между Лондоном и родным Ист-Бергхольтом, где Констебл любил проводить лето, была нарушена внезапным отказом деда Марии Бикнелл благословить брак. В 1816 г. пара все-таки поженилась, отправившись в свадебное путешествие на южное побережье острова. Посещение Уэймута и Брайтона благотворно сказались на колорите и динамике мазка Констебла. В этот период в его пейзажах появляется новый герой – настроение природы.

Важным годом в его жизни и творчестве стал 1819 г., когда Констебл впервые продал свою картину, ею стала работа «Белая лошадь». В том же году он был принят в Королевскую Академию и совершил путешествие в Италию.

В 1821 г. художник на очередной выставки Академии представил работу «Телега для сена», которая приглянулась французскому художнику Теодору Жерико. Он пригласил Констебла в Париж, где несколько его работ купил арт-дилер Джон Эрроусмит. Последний за несколько лет купил у Джона около двадцати картин. В 1825 г. под влиянием личных проблем Констебл поссорился со своим покровителем и потерял французский рынок.

В 1828 г. от туберкулеза скончалась любимая жена Мария, траур по которой Констебл носил всю оставшуюся жизнь. В письме своему брату он писал: «Одному Богу известно, как теперь будут расти мои дети… Весь мир рухнул для меня».

В 1829 г. был избран членом Королевской академии, в 1831 г. – инспектором Академии. В 1830-е Констебл преподавал, читал лекции по истории пейзажа. Для студентов и широкой публики им были сформулированы следующие правила: 1) художник имеет шанс на успех, только получая профессиональное образование; 2) пейзажная живопись технична, хоть и не лишена поэтики; 3)действительность прекраснее и сложнее воображения. В последнем он категорически расходился с принципами, на которых строилась академическая живопись, отдававшая предпочтение идеализированному, часто романтическому пейзажу. Констебл же отмечал, что природа многогранна: «Нет двух одинаковых дней, даже один час не похож на другой. С момента создания мира не было двух одинаковых листьев на деревьях, поэтому подлинное произведение искусства, как и все в природе, неповторимо».

Эскизы и зарисовки, созданные Констеблем во время его работы на открытом воздухе, поражают смелостью мазка и свободой форм, предвосхищавших искания художников-реформаторов второй половины XIX в. По сути, Констебл был первым, кто в мировой художественной практике выделял важнейшую роль работы на пленере в развитии максимальной натуралистичности пейзажной живописи.  

Констебл Дж. Постройка лодки во Флэтфорде.jpg
Д. Констебл. "Постройка лодки во Флэтфорде". 1815 г.
Констебл Дж. Телега для сена.jpg
Д. Констебл. "Телега для сена". 1821 г.
Констебл Дж. Собор в Солсбери. 1825.jpg
Д. Констебл. "Собор в Солсбери". 1825 г.
констебль лодки и штормовое небо 1828.jpeg
Д. Констебл. "Лодки и штормовое небо". 1828 г.
Литература
  • Кузнецова И. Джон Констебль. М., 1962.
  • Соколовский В.Д. Джон Констебл: Среди сельских пейзажей Англии // Истина и Жизнь: Ежемесячный журнал о человеке, духовности и культуре. 2003. №6.
  • Чегодаев А.Д. Джон Констебль. М., 1968.
  • Bailey A. John Constable: A Kingdom of His Own. London, 2007.
  • Gayford M. Constable in Love: Love, Landscape, Money and the Making of a Great Painter. Fig Tree, 2009.
  • Lyles A. Constable: The great landscapes. London, 2006.
  • Parkinson R. John Constable: The Man and His Art. London, 1998.
  • Wilcox Т. Constable and Salisbury. The soul of landscape. London, 2011.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты