КОНСТАНТИН I ВЕЛИКИЙ, ФЛАВИЙ ВАЛЕРИЙ (лат. Flavius Valerius Constantinus)

0 комментариев

Римский император (306-337 гг.).

Сын Констанция I Хлора и Елены. После того, как Констанций стал цезарем, Константин начал службу в армии при Диоклетиане, участвовал в войне с персами под командованием Галерия. В 305 г. после отречения от власти Диоклетиана и Максимиана, Константин отправился в Британию, и после смерти отца в 306 г. был провозглашен императором-августом, но Галерий признал его только младшим императором-цезарем.

Константин успешно воевал против франков, алеманнов и бруктеров на Рейне, с готами и сарматами на Дунае. В 310 г. против него выступил Максимиан, захватив Массалию; Константин подавил это выступление и, возможно, убил его. В 311 г. после смерти Галерия начался новый виток борьбы за власть. Константин в союзе с Лицинием одержал победу над Максенцием в битве у Мульвийского моста недалеко от Рима, а в войнах 316-323 гг. победил Лициния и стал единоличным правителем.

Константин закончил начатую Диоклетианом реформу государственной власти, приведшую к перерождению Империи в военно-бюрократическое государство; при нем окончательно сложилась система домината. Империя была разделена на четыре префектуры – Восток, Иллирию, Италию и Галлию, которые делились на 14 диоцезов и 114 провинций. Резиденциями Константина были Трир, Сердика, София, а затем он сделал столицей Византий, который в 330 г. переименовал в Константинополь.

Константин провел военную реформу, по которой войска были разделены на 2 части – мобильные (comitatenses), наиболее боеспособные, и пограничные (limitanei), постоянно находящиеся в местах своей дислокации. Преторианская гвардия была распущена, приток в армию германцев принял массовый характер. Усилилось профессиональное прикрепление-закрепощение сословий, в частности, колонов, к городам и земле. Введение в обращение золотого солида стабилизировало денежную единицу и закончило экономические реформы Диоклетиана.

В 313 г. Миланским эдиктом христианство было признано дозволенной религией. Константин воспринимал Церковь как опору своей власти и один из институтов государства; в 325 г. он, еще не приняв крещение, председательствовал на Никейском соборе. Его обращение к христианству было вызвано многими факторами, среди которых особенно ему импонировал христианский монотеизм, рассматривавшийся им как фундамент обоснования единоличной власти (один Бог – один император). Христианство получило особый статус в государстве (свобода от налогов и повинностей, право приобретать недвижимость и пр.).

В 326 г. были казнены жена Константина Фауста и его сын Крисп. В конце правления Константин провел войну против готов и сарматов, а затем отправился на Восток для подготовки похода в Персию. Уже чувствуя приближение смерти, он был крещен в Никомедии Евсевием Кесарийским.

Иллюстрация:

Голова колосса Константина I. Рим. Капитлийские музеи.

Автор статьи: А.Д. Пантелеев

Смежные статьи
Литература
  • Alföldi A. The Conversion of Constantine and Pagan Rome. Oxford, 1969
  • Jones A. H. M. Constantine and the Conversion of Europe. Oxford; New York, 1969
  • Barnes T. D. Constantine and Eusebius. Cambridge, 1981
  • Barnes T. D. The New Empire of Diocletian and Constantine. Cambridge (Mass), 1982
  • Barnes T. D. Constantine. Dynasty, Religion and Power in the Later Roman Empire. Oxford, 2014
  • Bleckmann B. Konstantin der Große. Hamburg, 1996
  • Clauss M. Konstantin der Grosse und seine Zeit. Munich, 1996
  • Elliot T. G. The Christianity of Constantine the Great. Scranton, 1996
  • MacMullen R. Constantine. New York, 1969
  • Pohlsander H. A. The Emperor Constantine. London; New York, 2004
  • The Cambridge Companion to the Age of Constantine / Ed. N. Lenski. Cambridge, 2007
  • Буркхард Я. Век Константина Великого. М., 2003

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты