КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ

0 комментариев

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ (от лат. col­lec­tio - собирание) - це­ле­на­прав­лен­ное со­би­ра­ние пред­ме­тов оп­ре­де­лён­но­го ти­па, имею­щих на­уч­ную, ис­то­рическую, ху­дожественную и другую цен­ность.

Коллекционирование в эпоху Античности и Средних веков

Из­вест­но с древ­ней­ших вре­мён. В Древ­ней Гре­ции на­ря­ду с пуб­лич­ны­ми кол­лек­ция­ми (пре­имущественно про­из­ве­де­ния скульп­ту­ры), соз­да­вав­ши­ми­ся по ре­ше­нию гра­ж­дан по­ли­са, су­ще­ст­во­ва­ли и отдельные ча­ст­ные кол­лек­ции. В Ри­ме пе­рио­да Им­пе­рии коллекционирование ста­ло мас­штаб­ным яв­ле­ни­ем: греческие ста­туи и ко­пии с них со­би­ра­ли многие пред­ста­ви­те­ли римской зна­ти (наи­бо­лее зна­чительное со­б­ра­ние - императора Ад­риа­на; смотри в статье Вил­ла Ад­риа­на).

В сред­ние ве­ка куль­ту­ра коллекционирования в зна­чительной ме­ре бы­ла уте­ря­на, его ме­сто за­ня­ло со­би­ра­ние и по­чи­та­ние ре­ли­к­вий, мо­щей и свя­щен­ных об­ра­зов, ко­то­рые хра­ни­лись в со­кро­вищ­ни­цах мо­на­сты­рей (Сен-Де­ни близ Па­ри­жа и многих других), со­бо­ров, па­лом­ни­че­ских и при­ход­ских церк­вей, а так­же у ча­ст­ных лиц. Коллекционирование как са­мо­сто­ятельный фе­но­мен обо­соб­ля­ет­ся от тра­диционных форм ре­лигиозного по­чи­та­ния свя­тынь в Ев­ро­пе в конце XIV века. В это вре­мя по­яв­ля­ют­ся пер­вые со­б­ра­ния пред­ме­тов, ко­то­рые це­ни­лись за свою древ­ность или эс­те­тического ка­че­ст­ва. Во Фран­ции ко­роль Карл V и его бра­тья гер­цо­ги Жан Бер­рий­ский, Фи­липп Храб­рый Бур­гунд­ский, Лю­до­вик I Ан­жуй­ский, а так­же Ре­не Ан­жуй­ский вла­де­ли со­б­ра­ния­ми ил­лю­ми­ни­рован­ных ру­ко­пи­сей, гемм, скульп­ту­ры, про­из­ве­де­ний итальянской жи­во­пи­си на дос­ках и др., по­ру­чая их при­об­ре­те­ние специальным аген­там.

Коллекционивование в Новое время

В эпо­ху Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния ут­вер­жда­ет­ся основной прин­цип коллекционирования: при­ори­тет ин­ди­ви­ду­аль­но­го вку­са и пред­поч­те­ний. Раз­но­об­ра­зие вку­сов ре­нес­санс­ных пра­ви­те­лей про­яви­лось и в на­прав­ле­ни­ях их коллекционирования: Пье­ро Ме­ди­чи со­би­рал гем­мы, мо­не­ты, ме­да­ли, кни­ги, его сын Ло­рен­цо - жи­во­пись и скульп­ту­ру, в том числе ан­тич­ную, а так­же по­кро­ви­тель­ст­во­вал по­этам и гу­ма­ни­стам. Вы­даю­щим­ся кол­лек­цио­не­ром был Фе­де­ри­го да Мон­те­фельт­ро, гер­цог Ур­бин­ский, со­би­рав­ший биб­лио­те­ку ред­чай­ших ру­ко­пи­сей и про­из­ве­де­ния искусства, ко­то­рые он за­ка­зы­вал итальянским ху­дож­ни­кам и мас­те­рам из Ни­дер­лан­дов. В Фер­ра­ре Лио­нел­ло д’Эсте кол­лек­цио­ни­ро­вал ан­тич­ные гем­мы, мо­не­ты и ме­да­ли, ков­ры, жи­во­пись и скульп­ту­ру. Свои кол­лек­ции име­ли ман­ту­ан­ские гер­цо­ги Гон­за­га, Сид­жиз­мон­до Ма­ла­те­ста в Ри­ми­ни, Вис­кон­ти и Сфор­ца в Ми­ла­не, пред­ста­ви­те­ли Ара­гон­ской ди­на­стии в Не­апо­ле. Во двор­цах ре­нес­санс­ных пра­ви­те­лей по­яв­ля­ет­ся сту­дио­ло (ка­би­нет) - не­боль­шое при­ват­ное по­ме­ще­ние для учёно­го до­су­га хо­зяи­на, ко­то­рое позд­нее ста­ло ис­поль­зо­вать­ся для экс­по­ни­ро­ва­ния его со­б­ра­ний книг, дра­го­цен­но­стей и пред­ме­тов ис­кус­ст­ва.

Вы­со­кое Воз­ро­ж­де­ние оз­на­ме­но­ва­лось ме­це­нат­ской дея­тель­но­стью пап Рим­ских, по­кро­ви­тель­ст­во­вав­ших искусству: Пия II, Сик­ста IV, Юлия II, Льва X, Пав­ла III и др. В это вре­мя ар­хео­ло­гические рас­коп­ки, по­лу­чив­шие бо­лее или ме­нее сис­тема­тический ха­рак­тер по­сле об­на­ру­же­ния ста­туи Лао­ко­она в Ри­ме (1506 год), сти­му­ли­ро­ва­ли со­би­ра­ние ан­ти­ков. Са­мые зна­ме­ни­тые на­ход­ки экс­по­ни­ро­ва­лись во дво­ре Бель­ве­де­ра в Ва­ти­ка­не. Круп­ней­ши­ми со­б­ра­ния­ми ан­ти­ков вла­де­ли се­мей­ст­ва Ме­ди­чи и Гон­за­га. В под­ра­жание итальянским пра­ви­те­лям французский ко­роль Фран­циск I за­ка­зы­вал ко­пии зна­ме­ни­тых ан­тич­ных ста­туй («Апол­лон Бель­ве­дер­ский», «Спя­щая Ари­ад­на» и др.) и со­брал боль­шую кол­лек­цию жи­во­пи­си итальянского Воз­ро­ж­де­ния, ко­то­рую экс­по­ни­ро­вал в зам­ке Фон­тенб­ло в по­ме­ще­нии бань (не со­хра­ни­лись), стре­мясь вос­соз­дать куль­тур­ную ат­мо­сфе­ру древнеримских терм. Со­б­ран­ная Ека­те­ри­ной Ме­ди­чи га­ле­рея порт­ре­тов ис­то­рических лиц сфор­ми­ро­ва­ла мо­ду на та­кой тип со­б­ра­ний. В Южных Ни­дер­лан­дах уже в XVI веке на­чи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся струк­ту­ра ху­дожественного рын­ка; Ант­вер­пен ста­но­вит­ся его при­знан­ным ме­ж­ду­народным цен­тром, по­яв­ля­ют­ся аген­ты, тор­гов­цы, а так­же круг­ло­го­дич­ная яр­мар­ка про­из­ве­де­ний искусства. Ос­но­вы испанской ко­ро­лев­ской кол­лек­ции за­ло­жил Фи­липп II Габс­бург, со­би­рав­ший итальянскую и ни­дерландскую жи­во­пись (в ча­ст­но­сти, И. Бос­ха).

При дво­рах пра­ви­те­лей северной Ев­ро­пы в середине XVI века по­яв­ля­ют­ся пер­вые кун­ст­каме­ры (Фер­ди­нан­да I в Ве­не, эрц­гер­цо­га Фер­ди­нан­да II в зам­ке Ам­бра, гер­цо­га Аль­бер­та V в Мюн­хе­не, гер­цо­гов Сак­сон­ских в Дрез­де­не, гер­цо­гов Вюр­тем­берг­ских в Штут­гар­те, ланд­гра­фов Эс­сен­ских в Кас­се­ле, императора Ру­доль­фа II Габс­бур­га в Пра­ге и др.) - со­б­ра­ния раз­но­род­ных ред­ко­стей, в ко­то­рые вхо­ди­ли как про­из­ве­де­ния искусства (кар­ти­ны, гем­мы, юве­лир­ные из­де­лия, кни­ги, фар­фор, мел­кая пла­сти­ка, мо­не­ты, ме­да­ли, тка­ни), так и при­род­ные ди­ко­вин­ки: ми­не­ра­лы (дра­го­цен­ные и по­лу­дра­го­цен­ные кам­ни), ко­рал­лы, ра­ко­ви­ны, об­раз­цы рас­те­ний (ко­рень ман­д­ра­го­ры, гер­ба­рии и т.п.) и жи­вот­но­го ми­ра (чу­че­ла и ро­га жи­вот­ных, яй­ца, шку­ры), а так­же эк­зо­тические объ­ек­ты, при­ве­зён­ные из Азии. Со вре­ме­нем ху­дожественная и ес­те­ст­вен­но-на­уч­ная со­став­ляю­щие кун­ст­ка­мер от­де­ли­лись друг от дру­га, пре­вра­тив­шись в са­мо­сто­ятельные ви­ды кол­лек­ций.

В XVII веке кун­ст­ка­ме­ры рас­про­стра­ни­лись сре­ди пред­ста­ви­те­лей сред­не­го клас­са. В мо­ду вхо­дят вос­хо­дя­щие к кун­ст­ка­ме­рам «ка­би­не­ты» - не­боль­шие по­ме­ще­ния (или груп­па по­ме­ще­ний) для де­мон­ст­ра­ции кол­лек­ций как ес­те­ст­вен­но-на­уч­ных, так и ху­до­же­ст­вен­ных, ко­то­рые вклю­ча­ли кар­ти­ны, ри­сун­ки, гра­вю­ры, гео­гра­фические кар­ты, кни­ги, ме­да­ли, ан­ти­ки, фар­фор, во­енные дос­пе­хи, на­учные ин­ст­ру­мен­ты. Та­кие ка­би­не­ты бы­ли как в до­мах ари­сто­кра­тов (Дж. Мау­ри­ца, гер­цо­га Нас­сау-Зи­ген), так и в до­мах пред­ста­ви­те­лей третье­го со­сло­вия и ху­дож­ни­ков (Рем­брандт, П.П. Ру­бенс).

Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ли жи­во­пис­ные ка­би­не­ты. В них бы­ла при­ня­та сплош­ная, в несколько яру­сов, раз­вес­ка, при этом про­из­ве­де­ния раз­ме­ща­лись сим­мет­рич­но, под­би­ра­лись друг к дру­гу по раз­ме­рам и по сю­же­там. Для ка­би­не­тов спе­ци­аль­но соз­да­ва­лись про­из­ве­де­ния различных жан­ров не­боль­шо­го раз­ме­ра. Круп­ней­шим цен­тром их про­из­вод­ст­ва был Ан­твер­пен, где за­ро­дил­ся жанр кар­тин, изо­бра­жаю­щих кон­крет­ные ка­би­не­ты с их кол­лек­ция­ми (12 кар­тин Д. Те­нир­са Млад­ше­го с изо­бра­же­ни­ем кол­лек­ций гер­цо­га Ле­о­поль­да Виль­гель­ма Габс­бур­га в Брюс­се­ле, по­сле 1651 года), а так­же во­об­ра­жае­мые кол­лек­ции.

В это вре­мя основным пред­ме­том ху­дожественного коллекционирования ста­но­вит­ся жи­во­пись, в пер­вую оче­редь италь­ян­ская. Кол­лек­ции мо­нар­хов при­об­ре­та­ют гран­ди­оз­ные мас­шта­бы. Французская ко­ро­ле­ва Ма­рия Ме­ди­чи, ко­роль Лю­до­вик XIV, кар­ди­на­лы Ри­ше­лье и Ма­за­ри­ни, британские мо­нар­хи бы­ли ак­тив­ны­ми со­би­ра­те­ля­ми итальянского искусства. В Гер­ма­нии не мень­шей по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лась ни­дерландская и немецкая жи­во­пись. Круп­ней­шим со­б­ра­ни­ем бы­ла вы­рос­шая из дрез­ден­ской кун­ст­ка­ме­ры кол­лек­ция Сак­сон­ской ди­на­стии, лёг­шая в ос­но­ву Дрез­ден­ской кар­тин­ной га­ле­реи. Ко­роль Прус­сии Фрид­рих II Го­ген­цол­лерн со­б­рал в Бер­ли­не зна­чительную кол­лек­цию франц. жи­во­пи­си и де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва.

Ши­ро­чай­шее рас­про­стра­не­ние ча­ст­но­го коллекционирования про­ис­хо­дит в Северных Ни­дер­лан­дах. Жи­во­пис­ные про­из­ве­де­ния ук­ра­ша­ют ин­терь­е­ры за­жи­точ­но­го бюр­гер­ско­го до­ма. Воз­ни­ка­ют осо­бые жан­ры ма­ло­фор­мат­ных жи­во­пис­ных про­из­ве­де­ний, пей­за­жей, на­тюр­мор­тов, жан­ро­вых сцен, в мас­со­вом по­ряд­ке соз­да­вае­мых спе­ци­аль­но для до­маш­не­го ин­терь­е­ра.

В те­че­ние XVIII века скла­ды­ва­ет­ся ин­фра­струк­ту­ра коллекционирования: на­ря­ду с ча­ст­ны­ми аген­та­ми и тор­гов­ца­ми кар­ти­на­ми воз­ни­ка­ют пуб­лич­ные аук­цио­ны, по­яв­ля­ют­ся мно­го­численные зна­то­ки и кон­суль­тан­ты, фор­ми­ру­ют­ся прин­ци­пы экс­по­ни­ро­ва­ния про­из­ве­де­ний, их ин­вен­тар­ных опи­са­ний и ка­та­ло­ги­за­ции. Па­риж ста­но­вит­ся об­ще­ев­ро­пей­ским цен­тром коллекционирования, здесь при­об­ре­та­ют жи­во­пись це­лы­ми со­б­ра­ния­ми не толь­ко французские кол­лек­цио­не­ры, но и российская императрица Ека­те­ри­на II, прусский ко­роль Фрид­рих II Ве­ли­кий, шведский ко­роль Гус­тав III. Воз­рас­та­ет роль по­сред­ни­ков - тор­гов­цев, кон­суль­тан­тов, аген­тов, ко­то­рые и са­ми не­ред­ко яв­ля­ют­ся со­би­ра­те­ля­ми (П. Кро­за, Э.Ф. Жер­сен и др.). Ак­тив­ны­ми со­би­ра­те­ля­ми искусства ста­но­вят­ся английские ари­сто­кра­ты, ко­то­рые фор­ми­ро­ва­ли свои кол­лек­ции во вре­мя про­дол­жительных ев­ропейских пу­те­ше­ст­вий, не­из­мен­но за­кан­чи­вав­ших­ся в Ита­лии («гран-тур»), а впо­след­ст­вии че­рез сво­их со­оте­че­ст­вен­ни­ков, про­жи­вав­ших в Ита­лии и вы­пол­няв­ших роль аген­тов. Со­б­ра­ния пре­имущественно итальянской, французской и голландской жи­во­пи­си хра­ни­лись в за­го­род­ных усадь­бах, в ко­то­рых соз­да­ва­лись специальные ин­терь­е­ры (Бле­нейм, Кен­вуд-ха­ус, Холк­ем-холл и др.). Од­ним из важ­ней­ших бы­ло со­б­ра­ние се­мьи Сей­мур-Кон­уэй (смотри Уол­лес со­б­ра­ние). По­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись и га­ле­реи скульп­ту­ры с со­б­ра­ния­ми ан­ти­ков (кол­лек­ция У. Ве­де­ля в по­ме­стье Нью­би- холл). Люд­виг I Ба­вар­ский, поль­зу­ясь со­ве­та­ми скульп­то­ра Б. Тор­вальд­се­на, со­брал зна­чительную кол­лек­цию про­из­ве­де­ний ан­тич­но­го искусства (вклю­чая скульп­ту­ру фрон­то­нов хра­ма Афи­ны Афайи на о. Эги­на), ко­то­рая хра­нит­ся в Глип­то­те­ке Мюн­хе­на. Ко­роль поль­ский и кур­фюрст сак­сон­ский Ав­густ III со­брал уни­каль­ную кол­лек­цию фар­фо­ра, ко­то­рая экс­по­ни­ро­ва­лась во двор­це Цвин­гер в Дрез­де­не; гер­цог Аль­берт фон Сак­сен-Те­шен - со­б­ра­ние гра­фи­ки в Ве­не (смотри Аль­бер­ти­на).

Идеи Про­све­ще­ния спо­соб­ст­во­ва­ли осо­з­на­нию не­об­хо­ди­мо­сти де­мон­ст­ра­ции кол­лек­ций. В те­че­ние XVIII века коллекционирование на­чи­на­ет ин­сти­туа­ли­зи­ро­вать­ся: от­кры­ва­ют­ся пер­вые круп­ные му­зеи (од­ним из пер­вых об­ще­дос­туп­ных со­б­ра­ний стал Аш­мо­ле­ан­ский му­зей, ос­но­ван­ный при Окс­форд­ском университете в 1683 году). В 1734 году от­кры­ва­ет­ся Ка­пи­то­лий­ский му­зей в Ри­ме, в 1743 году - кол­лек­ция Ме­ди­чи в га­ле­рее Уф­фи­ци, с 1750 года - Французские ко­ро­лев­ские кол­лек­ции в Люк­сем­бург­ском двор­це, в 1759 году - Бри­тан­ский му­зей, в 1770-х годах - Му­зей Пио-Кле­мен­ти­но в Ва­ти­ка­не, около 1781 года - кол­лек­ция Габс­бур­гов в вен­ском Бель­ве­де­ре. Вско­ре пос­ле на­ча­ла Французской ре­во­лю­ции XVIII века (в 1793 году) в ка­че­ст­ве об­ще­дос­туп­но­го му­зея от­кры­ва­ет­ся Лувр.

Этот про­цесс про­дол­жил­ся и в XIX веке, ко­то­рый на­зы­ва­ют ве­ком му­зе­ев. В XIX - 1-й половине XX веков ог­ром­ная роль в фор­ми­ро­ва­нии кол­лек­ций му­зе­ев при­над­ле­жит их со­труд­ни­кам (В. Бо­де, М. Фрид­лен­дер и др.); му­зеи име­ли ве­ду­щее зна­че­ние для соз­да­ния тра­ди­ций на­уч­но­го коллекционирования. В то же вре­мя коллекционирование в Ев­ро­пе по­сте­пен­но ут­ра­чи­ва­ет свой ари­сто­кра­тический ха­рак­тер, им ак­тив­но за­ни­ма­ют­ся пред­ста­ви­те­ли различных со­ци­аль­ных сло­ёв, что спо­соб­ст­ву­ет даль­ней­ше­му раз­ви­тию ху­дожественного рын­ка. Объ­ек­том коллекционирования ста­но­вит­ся современное искусство. В его со­би­ра­тель­ст­ве ак­тив­ная роль при­над­ле­жит га­ле­ри­стам и тор­гов­цам, ко­то­рые уча­ст­ву­ют в фор­ми­ро­ва­нии спро­са на оп­ре­де­лён­ные на­прав­ле­ния (смотри А. Вол­лар, П. Дю­ран-Рю­эль, Д.А. Кан­вей­лер), а так­же са­мим ху­дож­ни­кам (Э. Де­га, Г. Кай­ботт).

В конце XIX - начале XX веках, бла­го­да­ря эко­но­мическому подъ­ё­му в США, американские по­ку­па­те­ли со­ста­ви­ли су­ще­ст­вен­ную кон­ку­рен­цию ев­ропейским со­би­ра­те­лям. На ру­бе­же XIX-XX веков в США, а за­тем и в Ев­ро­пе коллекционирование ста­ло вы­год­ным спо­со­бом вло­же­ния ка­пи­та­лов, не об­ла­гае­мым на­ло­га­ми, что сти­му­ли­ро­ва­ло со­би­ра­тель­скую дея­тель­ность. При со­дей­ст­вии ев­ро­пей­ских (Р. Лон­ги, Дж. Мо­рел­ли) или про­жи­ваю­щих в Ев­ро­пе аме­ри­кан­ских (Б. Бе­рен­сон) экс­пер­тов Э.У. Мел­лон, П. Мор­ган, С. Кресс, И. Стю­арт Гард­нер, Г.К. Фрик (смотри Фрик со­б­ра­ние), Дж. Ви­де­нер, А. Хам­мер со­бра­ли мас­штаб­ные кол­лек­ции ев­ропейского искусства XIV-XVIII веков, боль­шая часть ко­то­рых впо­след­ст­вии бы­ла пе­ре­да­на в му­зеи США. Осо­бой по­пу­ляр­но­стью в США поль­зо­ва­лось французское искусство им­прес­сио­низ­ма и пост­им­прес­сио­низ­ма. В Ев­ро­пе так­же про­дол­жа­ли фор­ми­ро­вать­ся круп­ные кол­лек­ции (Крёл­лер-Мюл­лер му­зей, Тис­се­на-Бор­не­ми­сы со­б­ра­ние и др.). По­сле Второй ми­ро­вой вой­ны чис­ло ча­ст­ных кол­лек­ций в США рез­ко воз­рас­та­ет, круп­ными со­би­ра­те­ля­ми современного искусства вы­сту­пают Н. Сай­мон, С. и П. Гуг­ген­хейм, Н.А. Рок­фел­лер и др., ста­ро­го - П. Гет­ти. Во 2-й половине XX века как в Ев­ро­пе, так и в США ве­ду­щая роль в коллекционировании при­над­ле­жит так называемым кор­по­ра­тив­ным со­б­ра­ни­ям (при­над­ле­жат бан­кам, фир­мам, из­да­тель­ст­вам и т.д.).

В про­цес­се раз­ви­тия коллекционирования ук­ре­п­ля­лись его свя­зи как с ес­те­ст­вен­ны­ми нау­ка­ми, так и вспо­мо­гательными ис­то­рическими дис­ци­п­ли­на­ми. Коллекционирование спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию ну­миз­ма­ти­ки, ге­раль­ди­ки, сфра­ги­сти­ки, а так­же ар­хео­ло­гии, эт­но­гра­фии и др. Офор­ми­лись са­мо­сто­ятельные на­прав­ле­ния коллекционирования: на­уч­ное, учеб­ное, лю­би­тель­ское. В XX веке раз­ви­ва­ют­ся мас­со­вые ви­ды коллекционирования - фи­ла­те­лия, бо­ни­сти­ка (де­неж­ные зна­ки), ну­миз­ма­ти­ка, фи­лу­ме­ния (эти­кет­ки от спи­чеч­ных ко­роб­ков), фи­ло­кар­тия (от­крыт­ки), фа­ле­ри­сти­ка (ор­де­на, на­гра­ды, знач­ки) и т.п.

Коллекционирование в России

В Рос­сии ис­то­ки коллекционирования вос­хо­дят к XVII веку [со­б­ра­ния ме­мо­ри­аль­ных ре­ли­к­вий, ру­ко­пис­ных и ста­ро­пе­чат­ных книг, гра­вюр («фряж­ские лис­ты»), пар­сун и др.; сре­ди со­би­ра­те­лей - боя­ре А.С. Мат­ве­ев, Б.М. Хит­ро­во, князь В.В. Го­ли­цын]. В начале XVIII века со­б­ра­ния «кур­ган­ных древ­но­стей» име­ли си­бир­ский генерал-гу­бер­на­тор М.П. Га­га­рин, за­во­дчик А.Н. Де­ми­дов. Зна­чительные со­б­ра­ния при­над­ле­жа­ли русским им­пе­ра­то­рам: кол­лек­ции Пет­ра I и Ека­те­ри­ны II лег­ли в ос­но­ву ста­рей­ших му­зе­ев Рос­сии - Кун­ст­ка­ме­ры и Эр­ми­та­жа в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Сре­ди круп­ных ча­ст­ных кол­лек­ций 1-й половины XVIII века - соб­ра­ния Я.В. Брю­са (ми­не­ра­лы, точ­ные при­бо­ры и ин­ст­ру­мен­ты, порт­ре­ты, ме­да­ли, кни­ги и др.), князя Д.М. Го­ли­цы­на, А.П. Во­лын­ско­го, графа П.И. Му­си­на- Пуш­ки­на. Во 2-й половине XVIII - начале XIX веках по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние спе­циа­ли­зированные кол­лек­ции ес­те­ст­вен­но-ис­то­рических па­мят­ни­ков, про­из­ве­де­ний изо­бра­зительного искусства (князя И.С. Ба­ря­тин­ско­го, князя А.А. Без­бо­род­ко, графа М.С. Во­рон­цо­ва, графов Е.И. Ра­зу­мов­ско­го, А.С. Стро­га­но­ва и С.Г. Стро­га­но­ва, графа Н.П. Ше­ре­ме­те­ва, графа И.И. Шу­ва­ло­ва, князя Н.Б. Юсу­по­ва и др.), так­же древнерусских ру­ко­пи­сей и книг (графа А.И. Му­си­на-Пуш­ки­на); мно­гие из них раз­ме­ща­лись в усадь­бах. Од­ним из важ­ней­ших ис­точ­ни­ков фор­ми­ро­ва­ния кол­лек­ций яв­ля­лась ан­тик­вар­ная тор­гов­ля, за­ро­див­шая­ся в Санкт-Пе­тер­бур­ге в 1760-е годы и в Мо­ск­ве в 1780-е годы, так­же яр­мар­ки (осо­бен­но Ни­же­го­род­ская).

В XIX веке ин­те­рес кол­лек­цио­не­ров на­прав­лял­ся в зна­чительной ме­ре на со­би­ра­ние отечественных древ­но­стей (Н.П. Ру­мян­цев) и пред­ме­тов искусства, ар­хео­ло­гии и эт­но­гра­фии (П.Ф. Ка­ра­ба­нов, А.С. Ува­ров, А.Д. Черт­ков). Кол­лек­цио­не­ра­ми по-преж­не­му бы­ли многие пред­ста­ви­те­ли императорской фа­ми­лии, в том числе Алек­сандр III (ос­но­ва­тель Рус­ско­го му­зея), ве­ли­кие кня­зья, но коллекционированием на­ча­ли за­ни­мать­ся и многие пред­ста­ви­те­ли бур­жуа­зии и раз­но­чин­ной ин­тел­ли­ген­ции. Воз­ник­ли пер­вые со­б­ра­ния русской жи­во­пи­си (Ф.И. Пря­ниш­ни­ко­ва, Н.Д. Бы­ко­ва, П.П. Свинь­ина, А.Р. То­ми­ло­ва), гра­фи­ки (Ф.Ф. Ви­ге­ля и др.). Ряд ча­ст­ных кол­лек­ций XIX - начала XX веков был по­ло­жен в ос­но­ву круп­ней­ших ху­дожественных му­зе­ев Рос­сии то­го вре­ме­ни - Треть­я­ков­ской га­ле­реи в Мо­ск­ве (соб­ра­ние П.М. Треть­я­ко­ва), Те­ат­раль­но­го му­зея в Мо­ск­ве (соб­ра­ние А.А. Бах­ру­ши­на); по­сле 1917 года - Те­ат­раль­но­го му­зея в Санкт-Пе­тер­бур­ге (кол­лек­ции И.Ф. Гор­бу­но­ва, Л.И. Же­вер­жее­ва и др.), Ки­ев­ско­го му­зея западного и восточного искусства (ны­не Му­зей ис­кусств имени Б. и В. Ха­нен­ко; соб­ра­ние се­мьи Ха­нен­ко), Но­во­го за­пад­но­го ис­кус­ст­ва му­зея в Мо­ск­ве (со­б­ра­ния С.И. Щу­ки­на, И.А. Мо­ро­зо­ва; му­зей рас­фор­ми­ро­ван в 1948 году) и др. Не­ко­то­рые кол­лек­ции во­шли в со­став боль­ших му­зе­ев - в том числе Д.П. Бот­ки­на, П.П. Се­мёно­ва-Тян-Шан­ско­го, С.М. Треть­я­ко­ва и др. (ев­ропейская жи­во­пись), К.Т. Сол­да­тён­ко­ва, М.П. Бот­ки­на, С.С. Бот­ки­на, В.О. Гирш­ма­на, А.А. Ко­ро­ви­на и др. (русская жи­во­пись), П.И. Щу­ки­на, А.П. Бах­ру­ши­на, Н.Д. Бар­тра­ма и др. (эт­но­гра­фия, русское при­клад­ное искусство), П.Я. Даш­ко­ва (гра­фи­ка), А.В. Мо­ро­зо­ва (ке­ра­ми­ка), И.С. Ост­ро­ухо­ва (ико­ны, русская жи­во­пись). На ба­зе ча­ст­ных кол­лек­ций сфор­ми­ро­вал­ся ряд круп­ных ху­дожественных му­зе­ев российской про­вин­ции, су­ще­ст­вую­щих и по­ны­не, - в Ас­т­ра­ха­ни (соб­ра­ние П.М. До­га­ди­на), Ир­кут­ске (соб­ра­ние В.П. Су­ка­чё­ва), Ка­лу­ге (соб­ра­ние Н.И. Ва­силь­е­ва), Крас­но­да­ре (соб­ра­ние Ф.А. Ко­ва­лен­ко), Но­во­чер­кас­ске (соб­ра­ние Н.Н. Ду­бов­ско­го), Пен­зе (соб­ра­ние Н.Д. Се­ли­вёр­сто­ва), Сер­пу­хо­ве (соб­ра­ние А.В. Ма­рае­вой и Ю.В. Мер­ли­на), Смо­лен­ске (соб­ра­ние княжны М.К. Те­ни­ше­вой), Фео­до­сии (соб­ра­ние И.К. Ай­ва­зов­ско­го) и др. Не­ко­то­рые книж­ные со­б­ра­ния (например, Н.П. Ру­мян­це­ва, А.Д. Черт­ко­ва) ста­ли ос­но­вой круп­ней­ших биб­лио­тек.

По­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года це­ло­ст­ность по­дав­ляю­ще­го чис­ла ча­ст­ных со­б­ра­ний бы­ла на­ру­ше­на; ве­щи из ча­ст­ных кол­лек­ций вли­лись в фон­ды государственных му­зе­ев, ар­хи­вов, биб­лио­тек. Од­на­ко тра­ди­ция коллекционирования не пре­ры­ва­лась: из­да­ва­лись жур­на­лы («Сре­ди кол­лек­цио­не­ров», «Со­вет­ский кол­лек­цио­нер» и др.), су­ще­ст­во­ва­ли об­щест­ва кол­лек­цио­не­ров. Сре­ди кол­лек­цио­не­ров XX века - И.С. Зиль­бер­штейн [русское искусство конца XIX - начала XX веков; был ини­циа­то­ром соз­да­ния Му­зея лич­ных кол­лек­ций (от­дел ГМИИ)], П.Д. Ко­рин (ико­ны), Г.Д. Кос­та­ки (русский аван­гард, ико­ны), Ф.Е. Виш­нев­ский (русское искусство 1-й половины XIX века), Б.Н. Оку­нев (русское искусство 1-й половины XX века), Г.П. Виш­нев­ская и М.Л. Рос­тро­по­вич, С.Т. Рих­тер.

Иллюстрации:

А. Ват­то. «Вы­вес­ка лав­ки Э. Ф. Жер­се­на». 1720. Го­су­дарст­вен­ные му­зеи (Бер­лин). Архив БРЭ;

А.Н. Во­ро­ни­хин. «Вид кар­тин­ной га­ле­реи в Стро­га­нов­ском двор­це». Пе­ро, ак­ва­рель, гу­ашь. 1793. Эр­ми­таж (Санкт-Пе­тер­бург). Архив БРЭ;

К.А. Ух­том­ский. «Зал гре­чес­кой скульп­ту­ры в Эр­ми­та­же». Ак­ва­рель. 1853. Эр­ми­таж (Санкт-Пе­тер­бург). Архив БРЭ;

И. Цоф­фа­ни. «Три­бу­на га­ле­реи Уф­фи­ци». 1771–1778. Ко­ро­лев­ское со­б­ра­ние. Букингемский дворец (Лондон). Архив БРЭ;

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

s18085.jpg
s18087.jpg
s16520.jpg
Литература
  • Карнович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. СПб., 1874
  • Программы и наставления для наблюдений и собирания коллекций. СПб., 1908
  • Бахрушин А.П. Из записной книжки. Кто что собирает? М., 1916
  • Чаянов А. Московские собрания картин сто лет назад. М., 1917
  • Donath A. Psychologie des Kunstsammelns. B., 1920
  • Grappe G. Savoir collectioner. P., 1946
  • Briggs M.S. Men of taste from Pharaoh to Ruskin. L., 1947
  • Taylor F.H. The taste of angels: a history of collec­ting from Ramases to Napoleon. L., 1948
  • Овсянникова С.А. Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (1861–1917 гг.) // Очерки истории музейного дела в России. М., 1960. Вып. 2
  • Овсянникова С.А. Частное собирательство в России в XVIII – первой половине XIX в. // Очерки истории музейного дела в России. М., 1961. Вып. 3
  • Great private collections / Ed. by D. Cooper. L., 1963
  • Cabanne P. Die Geschichte großer Sammier. Bern, 1963
  • Sachs Н. Sammier und Mäzene. Zur Entwicklung des Kunstsammelns von der Antike bis zur Gegenwart. Lpz., 1971
  • Haskell F. Patrons and painters. New Haven, 1980
  • Haskell F., Penny N. Taste and the antique. New Haven, 1981
  • Alsop J. The rare art traditions. The history of art collecting... L., 1982
  • Бо­ха­нов А.Н. Кол­лек­цио­не­ры и ме­це­на­ты в Рос­сии. М., 1989. The cultures of collecting. L., 1994
  • По­лу­ни­на Н.М. Кто есть кто в кол­лек­цио­ни­ро­ва­нии ста­рой Рос­сии: но­вый био­гра­фи­чес­кий сло­варь. М., 2003
  • По­лу­ни­на Н.М. Кол­лек­цио­не­ры Рос­сии XVII – нач. XX вв. М., 2005

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты