КОДЕКС КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА

0 комментариев

/ Ориг.: Codex Iuris Canonici

КОДЕКС КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА (Codex Iuris Canonici) - в Рим­ско-ка­то­лической церк­ви сис­те­ма­ти­зи­ро­ван­ный нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт, со­дер­жа­щий уни­вер­саль­ные нор­мы ка­но­ни­че­ско­го пра­ва и об­ла­даю­щий выс­шей юри­дической си­лой.

Кодекс канонического права был при­нят в 1917 году; в 1983 году из­дан но­вый, дей­ст­вую­щий в ка­то­лической церк­ви на начало XXI века. Официальным тек­стом обо­их кодексов каноничекого права яв­ля­ет­ся ла­тин­ский; пе­ре­во­ды их на другие язы­ки не при­зна­ют­ся ау­тен­тич­ны­ми.

Пред­ло­же­ния о сис­те­ма­ти­за­ции (в том числе ко­ди­фи­ка­ции) ка­но­нического пра­ва Рим­ско-ка­то­лической церк­ви вы­ска­зы­ва­лись с XVI века. Ко 2-й половине XIX века по­треб­ность в ко­ди­фи­ка­ции ста­ла ощу­щать­ся очень ост­ро, так как в ка­то­лической пра­во­вой сис­те­ме ско­пилось боль­шое ко­ли­че­ст­во ус­та­рев­ших и про­ти­во­ре­чив­ших друг дру­гу ис­точ­ни­ков и норм пра­ва. Во­прос о ко­ди­фи­ка­ции был по­став­лен на Ва­ти­кан­ском I со­бо­ре. На ру­бе­же XIX-XX веков ка­то­лическими ка­нони­ста­ми бы­ло опуб­ли­ко­ва­но несколько не­официальных ко­ди­фи­ци­ро­ван­ных сбор­ни­ков.

Про­ект ко­ди­фи­ка­ции ка­но­нического пра­ва был об­на­ро­до­ван па­пой Рим­ским Пи­ем X в motu proprio «Arduum sane munus» от 19 марта 1904 года. Под­го­тов­ка ко­дек­са ве­лась специальной ко­мис­си­ей. 27 мая 1917 года па­па Бе­не­дикт XV в кон­сти­ту­ции «Providen­tissi­ma Mater Ecclesia» объ­я­вил о при­ня­тии кодекса канонического права; на сле­дую­щий день он был офи­ци­аль­но опуб­ли­ко­ван, а 19 мая 1918 года всту­пил в си­лу. Ко­декс со­сто­ял из 2414 ка­но­нов (ста­тей), объ­е­ди­нён­ных в 5 книг. В от­ли­чие от дек­ре­та­лий, где из­ла­га­лись ре­ше­ния по кон­крет­ным де­лам, кодекс канонического права со­дер­жал толь­ко пра­во­вые нор­мы аб­ст­ракт­но­го ха­рак­те­ра; в нём не рас­смат­ри­ва­лись дог­ма­тические и ли­тур­гические во­про­сы. Кодекс канонического права был про­воз­гла­шён обще­обя­за­тель­ным для всей ка­то­лической церк­ви латинского об­ря­да; все его нор­мы, не­за­ви­си­мо от их пер­во­на­чаль­но­го ис­точ­ни­ка, по­лу­чи­ли рав­ную юри­дическую си­лу. Од­на­ко на­ря­ду с кодексом канонического права про­дол­жа­ли дей­ство­вать кон­кор­да­ты, отдельные цер­ков­ные обы­чаи и другие ис­точ­ни­ки пра­ва. Ко­декс от­ли­чал­ся не­со­вер­шен­ст­вом юри­дической тех­ни­ки: в ча­ст­но­сти, в нём ис­поль­зо­ва­лись мно­го­знач­ные и ус­та­рев­шие тер­ми­ны. К не­дос­тат­кам кодекса канонического права от­но­си­лась и его струк­ту­ра, за­им­ст­во­ван­ная из рим­ско­го пра­ва и не от­ра­жав­шая спе­ци­фи­ку пра­во­вой сис­те­мы Церк­ви, а так­же тен­ден­ция к жё­ст­кой цен­тра­ли­за­ции цер­ков­ной вла­сти. В со­от­вет­ст­вии с motu pro­prio Бе­не­дик­та XV «Cum iuris cano­nici» от 15 сентября 1917 года для ау­тен­тич­но­го тол­ко­ва­ния кодекса канонического права бы­ла уч­ре­ж­де­на осо­бая пап­ская ко­мис­сия.

В хо­де Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра 28 марта 1963 года па­па Ио­анн XXIII уч­ре­дил пап­скую ко­мис­сию для пе­ре­смот­ра кодекса канонического права, ко­то­рая при­сту­пи­ла к ра­бо­те по­сле окон­ча­ния со­бо­ра. Про­ект но­во­го кодекса канонического права, под­го­тов­лен­ный ко­мис­си­ей, был ут­вер­ждён кон­сти­ту­ци­ей па­пы Ио­ан­на Пав­ла II «Saсrae Disciplinae Leges» от 25 января 1983 года; но­вый ко­декс всту­пил в си­лу 27 ноября 1983 года. Его основными ис­точ­ни­ка­ми по­слу­жи­ли кодекс канонического права 1917 года, ак­ты II Ва­ти­кан­ско­го со­бо­ра и по­сле­со­бор­ное за­ко­но­да­тель­ст­во. Ио­анн Па­вел II 2 января 1984 года об­ра­зо­вал пап­скую ко­мис­сию по ау­тен­тич­но­му тол­ко­ва­нию но­во­го кодекса канонического права (со­глас­но кон­сти­ту­ции «Pastor bonus» от 28 июня 1988 года, бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в пап­ский со­вет по тол­ко­ва­нию за­ко­но­дательных тек­стов).

Кодекс канонического права 1983 года со­сто­ит из 7 книг, со­дер­жа­щих 1752 ка­но­на. Кни­га I «Об об­щих нор­мах» (ка­но­ны 1-203) по­свя­ще­на об­щей час­ти ка­но­нического пра­ва. Кни­га II «О на­ро­де Бо­жи­ем» (ка­но­ны 204-746) оп­ре­де­ля­ет ста­тус чле­нов и ие­рар­хическую ор­га­ни­за­цию ка­то­лической церк­ви латинского об­ря­да. Кни­га III «Об учи­тель­ском слу­же­нии Церк­ви» (ка­но­ны 747-833) и кни­га IV «О свя­ти­тель­ском слу­же­нии Церк­ви» (ка­но­ны 834-1253) ре­гу­ли­ру­ют пра­во­от­но­ше­ния, свя­зан­ные с рас­про­стра­не­ни­ем ка­то­лического ве­ро­уче­ния, со­вер­ше­ни­ем та­инств и бо­го­слу­же­ний. Кни­га V «О вре­мен­ных бла­гах Церк­ви» (ка­но­ны 1254-1310) ка­са­ет­ся цер­ков­но-иму­ще­ст­вен­ных пра­во­от­но­ше­ний; кни­га VI «О санк­ци­ях в Церк­ви» (ка­но­ны 1311-1399) оп­ре­де­ля­ет со­ста­вы цер­ков­ных пра­во­на­ру­ше­ний и на­ка­за­ния за их со­вер­ше­ние. Кни­га VII «О про­цес­сах» (ка­но­ны 1400-1752) рег­ла­мен­ти­ру­ет ор­га­ни­за­цию цер­ков­ных су­дов и су­деб­ную про­це­ду­ру (кро­ме дел о ка­но­ни­за­ции), а так­же по­ря­док ре­ше­ния не­ко­то­рых административных во­про­сов. Но­вый кодекс канонического права, как и пре­ды­ду­щий, не яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ным ис­точ­ни­ком пра­ва в Рим­ско-ка­то­лической церк­ви. В не­го не во­шли, например, нор­мы, ка­саю­щие­ся Рим­ской ку­рии (они со­дер­жат­ся в кон­сти­ту­ции «Pastor bonus»); он не от­ме­ня­ет дей­ст­вую­щие кон­кор­да­ты, не ре­гу­ли­ру­ет дея­тель­ность ка­то­лических церк­вей восточных об­ря­дов (смотри Уни­ат­ст­во; для них в 1990 году был при­нят Ко­декс ка­но­нов Восточных церк­вей). В кодексе канонического права 1983 года час­то при­ме­ня­ют­ся от­сыл­ки к цер­ков­ным обы­ча­ям и к за­ко­нам, по­свя­щён­ным ча­ст­ным во­про­сам. В си­лу это­го воз­мож­но даль­ней­шее раз­ви­тие ка­то­лической пра­во­вой сис­те­мы без из­ме­не­ния кодекса канонического права. Так, в 1996 году бы­ли из­да­ны но­вые пра­ви­ла из­бра­ния па­пы Рим­ско­го (кон­сти­ту­ция «Universi dominici gregis»).

Струк­ту­ра кодекса канонического права 1983 года от­ра­жа­ет уче­ние II Ва­ти­кан­ско­го со­бо­ра о Церк­ви. Од­ной из но­вых ка­те­го­рий в нём яв­ля­ет­ся ве­рую­щий («christifidelis») как основной субъ­ект ка­но­нического пра­ва; ми­ря­не, кли­ри­ки и мо­на­ше­ст­вую­щие рас­смат­ри­ва­ют­ся как раз­но­вид­но­сти ве­рую­щих. В кодексе канонического права 1983 года дан об­щий пе­ре­чень прав и обя­зан­но­стей ве­рую­ще­го (ка­но­ны 208-223) и про­воз­гла­шён прин­цип ра­вен­ст­ва всех ве­рую­щих как чле­нов Церк­ви (ка­нон 208). Де­цен­тра­ли­за­ция цер­ков­ной вла­сти про­яв­ля­ет­ся в мно­го­численных нор­мах о де­ле­ги­ро­ва­нии за­ко­но­дательных пол­но­мо­чий епи­ско­пам и епи­скоп­ским кон­фе­рен­ци­ям. Од­на­ко стрем­ле­ние его раз­ра­бот­чи­ков к максимальному от­ра­же­нию современных тео­ло­гических кон­цеп­ций при­ве­ло к по­яв­ле­нию ря­да не­со­вер­шен­ных с точ­ки зре­ния юри­дической тех­ни­ки по­ня­тий и норм, ко­то­рые рас­смат­ри­ва­ют­ся в кур­сах ка­то­лического цер­ков­но­го пра­ва.

Исторические источники:

Codex iuris canonici // Acta Apos­tolicae Sedis. 1917. Vol. 9. Pt. 2;

Codicis iuris canonici fontes / Ed. P. Gasparri, I. Serédi. Ro­mae, 1923–1939. Vol. 1–9;

Codicis iuris canonici interpretationes authenticae… / Ed. J. Bruno. Romae, 1935–1950. Vol. 1–2;

Codex iuris canonici // Acta Apostolicae Sedis. 1983. Vol. 75. Pt. 2.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Stutz U. Der Geist des Codex iuris ca­no­nici… Stuttg., 1918
  • Mörsdorf K. Die Rechts­sprache des Codex Iuris Canonici. 2. Aufl. Pa­derborn, 1967
  • Дже­ро­за Л. Ка­но­ни­че­ское пра­во в ка­то­ли­че­ской церк­ви. М., 1999
  • New Com­mentary on the Code of Canon Law / Ed. by J. P. Beal, J. A. Coriden, T. J. Green. N. Y., 1999
  • Comentario exegético al Código de de­re­cho canónico / Coord. y dirig. por A. Marzoa, J. Miras, R. Rodríguez-Ocaña. Pamplona, 2002. Vol. 1–8

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты