КОБРА

0 комментариев

/ Ориг.: «Cobra», «CoBrA»

КОБРА («Cobra», «CoBrA») - творческое объ­е­ди­не­ние ху­дож­ни­ков Да­нии, Бель­гии и Ни­дер­лан­дов (1948-1951 годы).

На­зва­ние - по пер­вым бу­к­вам на­зва­ний го­ро­дов Ко­пен­га­ген, Брюс­сель и Ам­стер­дам. Воз­ник­ло в Па­ри­же в ре­зуль­та­те со­труд­ни­че­ст­ва датской груп­пы «Høst», голландской груп­пы «Reflex» и бельгийской «ре­во­люционных сюр­реа­ли­стов». Уча­ст­ни­ки «Кобра» уст­раи­ва­ли со­вме­ст­ные вы­став­ки (в Ко­пен­га­ге­не, Брюс­се­ле, Ам­стер­да­ме, Лье­же) и пуб­ли­ко­ва­ли тео­ре­тические тек­сты в журнале «Cob­ra» (8 вы­пус­ков) и других сво­их из­да­ни­ях (в том числе пе­ча­та­ли не­боль­шие мо­но­гра­фии о ху­дож­ни­ках).

Идей­ные ус­та­нов­ки «Кобры», близ­кие мар­ксиз­му, пред­по­ла­га­ли от­каз от бур­жу­аз­ной куль­ту­ры ка­пи­та­ли­стического За­па­да, от сло­жив­ших­ся тра­ди­ций и школ (как по­дав­ляю­щих «ес­те­ст­вен­ную» творческую энер­гию рас­су­доч­ным фор­ма­лиз­мом в уго­ду вку­сам пра­вя­щих клас­сов), не­об­хо­ди­мость соз­да­ния но­во­го, дос­туп­но­го мас­сам пла­стического язы­ка че­рез об­ра­ще­ние к ар­хе­ти­пам бес­соз­на­тель­но­го, к не­оформ­лен­ной сти­хии не­ких пер­во­ос­нов твор­че­ст­ва, дос­ти­же­ние спон­тан­но­сти са­мо­вы­ра­же­ния (по­след­нее сбли­жа­ет твор­че­ст­во мас­те­ров «Кобра» с та­шиз­мом). За ис­кус­ст­вом при­зна­ва­лась гла­вен­ст­вую­щая роль в пре­об­ра­зо­ва­нии ми­ра, оно счи­та­лось ору­жи­ем в идео­ло­гической борь­бе и про­дук­том кол­лек­тив­ной дея­тель­но­сти, а не субъ­ек­тив­но-ин­ди­ви­дуа­ли­стического са­мо­вы­ра­же­ния ху­дож­ни­ка (под осу­ж­де­ние по­па­да­ли, на­ря­ду с «на­ту­ра­лиз­мом» и реа­лиз­мом, и ав­то­ри­те­ты аб­ст­рак­цио­низ­ма П. Мон­д­ри­ан, Дж. Пол­лок, сюр­реа­лист А. Бре­тон).

Идео­ло­га­ми «Кобра» бы­ли бельгийский по­эт-сюр­реа­лист К. Дот­ре­мон, голландский жи­во­пи­сец, ар­хи­тек­тор и по­клон­ник со­ци­аль­ных уто­пий Кон­стант (К. Ни­вен­хёйс), датский жи­во­пи­сец, ар­хео­лог и ис­то­рик искусства А. Йорн. В объ­е­ди­не­ние так­же вхо­ди­ли гол­ланд­цы К. Ап­пел, Кор­ней (К. ван Бе­вер­ло), Лу­це­берт (Л. Сван­сдейк), дат­ча­не А. Бил­ле, К.Х. Пе­дер­сен, Х. Хее­руп, А. Якоб­сен, бель­гий­цы П. Але­шин­ски, Х. Кла­ус. Ес­ли ис­точ­ни­ка­ми «спон­тан­но­го» фор­мо­твор­че­ст­ва дат­чан яви­лись ми­фо­ло­гия и тра­ди­ции народного искусства, то у гол­ланд­цев пре­об­ла­да­ло влия­ние дет­ско­го ри­сун­ка, твор­че­ст­ва ду­шев­но­боль­ных; П. Але­шин­ски в сво­их ие­рог­ли­фич­ных тво­ре­ни­ях раз­ра­ба­ты­вал (совместно с К. Дот­ре­мо­ном) «жи­во­пись-сло­во», «ло­го­грам­мы» - крип­то­об­ра­зы рас­тительной жиз­ни. Об­щим для всех был ин­те­рес к африканскому искусству, а так­же к твор­че­ст­ву П. Пи­кас­со, В. В. Кан­дин­ско­го, П. Клее, Х. Ми­ро, к немецкому экс­прес­сио­низ­му.

Гло­баль­ные уто­пические за­да­чи уча­ст­ни­ков «Кобры» на­толк­ну­лись на раз­ность ин­ди­ви­ду­аль­ных уст­рем­ле­ний и да­ро­ва­ний, что при­ве­ло к рас­па­ду дви­же­ния. Од­на­ко ху­дожественные дос­ти­же­ния его пред­ста­ви­те­лей, про­дол­жав­ших во­пло­щать про­грам­му объ­еди­не­ния ещё дол­гие го­ды, сти­му­ли­ро­ва­ли но­ва­тор­ские ис­ка­ния 2-й половине XX века.

Иллюстрации:

А. Йорн. «Боль­шой по­це­луй кар­ди­на­лу Аме­ри­ки». 1962. Со­бра­ние П. и М. Але­шин­ски (Бу­жи­валь, Фран­ция). Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Jespersen G. Cobra. Cph., 1974
  • Flomenhaft E. The roots and development of Cobra art. N.Y., 1985
  • Stokvis W. Cobra: an international movement in art after the Second World War. N.Y., 1987
  • Cobra, 40 years after. (Cat.). ’s-Gravenhage, 1988
  • Lambert J.-C. Le règne imaginal. P., 1991. Vol. 1: Les artistes Cobra
  • «Коб­ра» в Мо­ск­ве. (Кат. вы­став­ки). М., 1997
  • Stokvis W. Cobra: de weg naar spontaniteit. Blaricum, 2001
  • Груп­па «Коб­ра» и ее со­вре­мен­ни­ки… (Кат. вы­став­ки). СПб., 2003

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты