КОБЕ

0 комментариев

КОБЕ - го­род в Япо­нии, административный центр пре­фек­ту­ры Хио­го.

Население 1532,3 тысяч человек (2008 год). Рас­по­ло­жен на юго-за­па­де острова Хон­сю, на по­бе­ре­жье залива Оса­ка Внут­рен­не­го Япон­ско­го мо­ря. Зна­чительная часть городской тер­ри­то­рии со­став­ля­ют на­сып­ные ост­ро­ва Порт-Ай­ленд (1966-1981 год, 826 гектаров, со­еди­нён с го­ро­дом двухъ­я­рус­ным мос­том и под­вод­ным тон­не­лем «Ми­на­тод­зи­ма») и Рок­ко (1992 год, 595 гектаров). Один из важ­ней­ших транс­порт­ных уз­лов стра­ны: в Кобе пе­ре­се­ка­ют­ся ско­ро­ст­ные ав­то­стра­ды «Мей­син», «Хан­син», «Санъё», «Тю­го­ку», Ко­бе - Авад­зи - На­ру­то. Ав­то­мо­биль­ным мос­том че­рез пролив Ака­си (1998 год; дли­на свыше 3,9 км; высота опор 298 м - са­мый вы­со­кий и длин­ный под­вес­ной мост в ми­ре) свя­зан с островом Авад­зи. Ко­неч­ный западный пункт железнодорожной ма­ги­ст­ра­ли «То­кай­до» (Ко­бе - То­кио). Вдоль северных ок­ра­ин Кобе в тон­не­ле про­хо­дит ли­ния «То­кай­до-Санъё» (То­кио - Фу­куо­ка) вы­со­ко­ско­ро­ст­ной железной дороги «Син­кан­сен» (станция Син-Ко­бе). Аэ­ро­порт (на ис­кусственном ост­ро­ве, со­еди­нён­ном мос­том с островом Порт-Ай­ленд; 2,7 миллиона пас­са­жи­ров в 2006 году. Круп­ный порт. Гру­зо­обо­рот 95,5 миллионов тонн (из них 48,7 миллионов тонн - внеш­не­тор­го­вые гру­зы, 46,8 миллионов тонн - ка­бо­таж­ные пе­ре­воз­ки; 2006 год). В 2006 году вве­зе­но 26,8 миллионов тонн внеш­не­тор­го­вых гру­зов (в том числе 13,1% уголь, 7,4% тек­стиль, 6,2% фрук­ты и ово­щи), от­прав­ле­но 21,9 миллион тонн (в том числе 22,6% стан­ки, 11,6% ав­то­мо­би­ли). Па­ром­ное со­об­ще­ние с пор­та­ми Та­ка­ма­цу и Ма­цуя­ма (остров Си­ко­ку), Ки­та­кю­сю и Ои­та (остров Кю­сю). В декабре 2007 года пор­ты Кобе, Ама­га­са­ки-Ни­си­но­мия-Асия, Оса­ка и Са­каи-Сем­бо­ку в заливе Оса­ка ад­ми­ни­ст­ра­тив­но объ­е­ди­не­ны в порт Хан­син. В Кобе - две сис­те­мы мет­ро­по­ли­те­на («Kobe Ra­pid Railway», 1968 год, и «Kobe Municipal Subway», 1977 год). Раз­ветв­лён­ная сеть городских же­лез­ных до­рог, в том числе две пол­но­стью ав­то­ма­ти­зированных ли­нии: «Порт-Ай­ленд» (от­кры­та в 1981 году - пер­вая в ми­ре ав­то­ма­ти­зированная сис­те­ма городского транс­пор­та) и «Рок­ко» (1990 год).

По­се­ле­ние на мес­те современного Кобе из­вест­но с древ­но­сти. В пе­ри­од Хэй­ан морской порт, в эпо­ху То­ку­га­ва един­ст­вен­ный японский порт, от­кры­тый для тор­гов­ли с ев­ропейскими куп­ца­ми. По­сле 1868 года японские вла­сти раз­ре­ши­ли се­лить­ся в го­ро­де иностранным мис­сио­не­рам и тор­гов­цам, ко­то­рым здесь вы­де­ля­лись зе­мель­ные уча­ст­ки. В 1874 году по­строе­на же­лез­ная до­ро­га Ко­бе - Оса­ка. Ста­тус го­ро­да с 1889 года. В го­ды ки­тай­ско-япон­ской вой­ны 1894-1895 годов и рус­ско-япон­ской вой­ны 1904-1905 годов Кобе - ба­за японского ВМФ. На­чи­ная с 1907 года порт Кобе был зна­чи­тель­но рас­ши­рен, пре­вра­тил­ся в один из круп­ней­ших в Япо­нии. В по­сле­дую­щие го­ды го­род раз­ви­вал­ся так­же как центр су­до­строе­ния. Силь­но по­стра­дал от бом­бар­ди­ро­вок в го­ды Второй ми­ро­вой вой­ны (порт в пол­ном объ­ё­ме во­зоб­но­вил свою ра­бо­ту лишь во 2-й половине 1950-х годов). В январе 1995 года Кобе раз­ру­шен зем­ле­тря­се­ни­ем, к 2005 году фак­ти­че­ски от­стро­ен за­но­во.

Го­род вы­тя­нут вдоль морского по­бе­ре­жья, име­ет не­ре­гу­ляр­ную пла­ни­ров­ку. В центральной час­ти Кобе пре­об­ла­да­ет за­строй­ка ев­ропейского ти­па конца XIX - начала XX веков. На тер­ри­то­рии Кобе - круп­ней­ший в пре­фек­ту­ре Хио­го кур­ган-ко­фун Го­си­кид­зу­ка (конец IV - начало V века), хра­мо­вые ком­плек­сы, в том числе син­тои­ст­ское свя­ти­ли­ще Ику­та (ос­но­ва­но в начале III века), ста­рей­шая сель­ская усадь­ба в Япо­нии Ха­ко­ги-Сен­не­ня (XV век). Сре­ди по­стро­ек XX века - не­оре­нес­санс­ное зда­ние пра­ви­тель­ст­ва пре­фек­ту­ры Хио­го (1902 год, архитектор Хан­ро­ку Яма­гу­ти), ги­пер­бо­ло­ид­ная кон­ст­рук­ция высотой 108 м «баш­ня пор­та Ко­бе» (1963 год).

Кобе - круп­ный центр об­ра­зо­ва­ния и на­у­ки Япо­нии. В рам­ках «Про­ек­та раз­вития Порт-Ай­лен­да» в го­ро­де соз­дан (1996 год) Центр медицинской промышленности (в его со­ста­ве Институт био­ме­ди­цин­ских ис­сле­до­ва­ний и ин­но­ва­ций, Центр транс­ля­ци­он­ных ис­сле­до­ва­ний и раз­ра­бо­ток в об­лас­ти ин­фор­ма­ти­ки и др.). Сре­ди других на­учных уч­ре­ж­де­ний: Институт Кобе - фи­ли­ал Института RIKEN (един­ст­вен­ный в Япо­нии ком­плекс­ный институт ес­те­ст­во­зна­ния), Национальный институт на­ук о Зем­ле и пре­дот­вра­ще­нии сти­хий­ных бед­ст­вий, Ази­атский центр сни­же­ния рис­ка зем­ле­тря­се­ний. Государственные ву­зы: Университет изу­че­ния за­ру­беж­ных стран (1946 год, современное название и ста­тус с 1949 года), Университет Ко­бе (1949 год). Сре­ди не­го­су­дар­ст­вен­ных ву­зов - Университет Ко­нан, Жен­ский университет Ко­нан, университеты Га­ку­ин, ме­ж­ду­народный, ди­зай­на, фар­ма­цев­тический, здра­во­охра­не­ния, пре­фек­ту­ры Хио­го. Му­ни­ци­паль­ная библиотека, биб­лио­те­ки университетов. Му­зеи: изящ­ных ис­кусств Ха­ку­цу­ру (1931 год), Ко­се­цу (1972 год, японская и корейская жи­во­пись, скульп­ту­ра, ке­ра­ми­ка), го­род­ской (1982 год), Дай­ма­ру (1983 год, современное искусство), ис­кусств пре­фек­ту­ры Хио­го (1997-2001 годы, архитектор Та­дао Ан­до), мор­ской, ис­то­ри­че­ский, му­зы­ки и музыкальных ин­ст­ру­мен­тов, мо­ды, ку­кол, стек­лян­ных ламп, ви­на и др. В 1985 году в Кобе про­хо­ди­ла Уни­вер­сиа­да, в 2002 году - мат­чи чем­пио­на­та ми­ра по фут­бо­лу.

Кобе - важ­ный ин­ду­ст­ри­аль­ный центр; с го­ро­да­ми Оса­ка и Кио­то об­ра­зу­ет яд­ро промышленной зо­ны Кей­хан­син. Промышленные пред­при­ятия со­сре­до­то­че­ны в центральном и юго-западном рай­онах го­ро­да. В Кобе рас­по­ло­же­ны пред­ста­ви­тель­ст­ва бо­лее 100 ме­ж­ду­народных кор­по­ра­ций («Procter & Gamble», «Nestlé», «Eli Lilly and Company», «Toys "R" Us» и др.), штаб-квар­ти­ры и пред­при­ятия круп­ней­ших японских ком­па­ний, в том числе од­на из двух штаб-квар­тир кор­по­ра­ции «Kawasaki Heavy Industries» и на­хо­дя­щие­ся в чис­ле её ве­ду­щих пред­при­ятий: «Kobe Works» (про­изводство па­ро­вых и га­зо­вых тур­бин, ди­зель­ных мо­то­ров, ком­прес­со­ров и др.) и «Hyogo Works» (ло­ко­мо­ти­вы, ва­го­ны и т. п.). Су­до­строительный за­вод ком­па­нии «Kawasaki Shipbuilding Corporation» (ско­ро­ст­ные пас­са­жир­ские су­да и па­ро­мы, под­вод­ные лод­ки, ба­ти­ска­фы и др.). Пред­при­ятия ме­тал­лур­гии (в Кобе - ста­ле­ли­тей­ный за­вод и од­на из двух штаб-квар­тир кор­по­ра­ции «Kobe Steel»), точ­но­го ма­ши­но­строе­ния («Ka­wasaki Pre­ci­sion Machinery»). Раз­ви­ты так­же химическая и неф­те­хи­мическая, тек­стиль­ная, обув­ная (в том числе спор­тив­ная обувь - ком­па­ния ASICS) промышленность. Про­изводство кон­ди­тер­ских из­де­лий (ком­па­нии: «Ko­nigs-Krone», «Glico­pia»; «Morozoff» - ос­но­ва­на в 1931 году русским пред­при­ни­ма­те­лем В.Ф. Мо­ро­зо­вым), са­ке (за­во­ды «Са­ва­но­цу­ру» и «Ха­ку­цу­ру» - од­ни из ста­рей­ших и наи­бо­лее из­вест­ных в Япо­нии); круп­ный за­вод пи­во­ва­рен­ной ком­па­нии «Kirin» (кон­тро­ли­ру­ет 50% внутреннего рын­ка пи­ва в Япо­нии).

В пре­де­лах тер­ри­то­рии го­ро­да, на северных скло­нах гор­но­го мас­си­ва Рок­ко (высота 932 м; вхо­дит в со­став национального пар­ка Се­то­най­кай), - го­ря­чие ис­точ­ни­ки Ари­ма (ис­поль­зу­ют­ся в ле­чеб­ных це­лях с VIII века).

В 15 км к за­па­ду от Кобе - город Ака­си, морской ку­рорт и центр ма­ши­но­строе­ния (про­изводство мо­то­цик­лов, вез­де­хо­дов, промышленных ро­бо­тов, га­зо­вых тур­бин и др.; за­вод «Akashi Works» кор­по­ра­ции «Kawasaki Heavy Industries»).

В рай­оне Кобе по специальной тра­диционной ме­то­ди­ке вы­ра­щи­ва­ют ко­ров ме­ст­ной по­ро­ды тад­зи­ма-уси (их мя­со от­ли­ча­ет­ся осо­бы­ми вку­со­вы­ми ка­че­ст­ва­ми).

Иллюстрации: 

Свя­ти­ли­ще Ику­та. Ос­но­ва­но в нач. 3 в. Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • The Kobe earthquake. Southampton; Boston, 1996. Vol. 1–2
  • The architectural map of Osaka/Kobe. Tokyo, 1999
  • Ишидо Н. Япон­ская за­пад­ная ар­хи­тек­ту­ра в Ко­бе. Ко­бе, 2003 (на япон. яз)
  • Ando T. The pro­cess of crea­ti­on: ema­ki sty­le sket­ch­books. N. Y., 2005. Vol.: Rok­ko housing. Pt. 1–3 2

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты