КНИППЕР-ЧЕХОВА ОЛЬГА ЛЕОНАРДОВНА

0 комментариев

Русская актриса. Жена А.П. Чехова.

Дореволюционные годы

Отец – инженер Леонард Августович Книппер, мать – преподавательница вокала Анна Ивановна Зальц. У Ольги был старший брат Константин, пошедший по стопам отца, и младший брат Владимир, ставший оперным певцом. В 1871 году семья перебралась в Москву. Здесь девочка обучалась в частной женской гимназии, после выпуска задумывалась о театре, однако отец был против такого увлечения. Его кончина вынудила Ольгу самой зарабатывать на жизнь (она давала музыкальные уроки), что, по ее словам, сделало ее из барышни самостоятельным человеком.

 В 1885-1887 годах была невестой инженера Владимира Шухова, однако его мать была против брака, и он не состоялся. Тогда девушку так и не оставила любовь к театру. Она пробовала стать ученицей студии известного актера А. Ленского, но он ее не взял. Ольга не сдавалась: она играла на любительской сцене, а в 1895 году поступила в Московское императорское театральное училище, однако здесь ее судьба не сложилась, и девушка вскоре стала учиться в Музыкально-драматическом училище при филармоническом обществе Москвы. Она обучалась три года у самого В.И. Немировича-Данченко, а после выпуска  в 1898 году вошла в труппу только что открывшегося МХТ. На его сцене она часто играла в паре с К.С. Станиславским. Первой ее ролью стала царица Ирина в знаменитом дебютном спектакле театра «Царь Фёдор Иоаннович».  

Именно на подмостках МХТ молодая актриса познакомилась с великим писателем и драматургом Антоном Павловичем Чеховым. Он присутствовал на репетиции своей пьесы «Чайка» осенью 1898 года и отмечал талант, аристократичность и точное попадание в роль Ольги Леонардовны (ей достался образ Ирины Аркадиной). Чехов не смог быть на премьере, так как находился в Ялте, однако все хвалили ему Ольгу Книппер. В следующем году (тогда молодая женщина блистала на сцене в образе Елены Андреевны в чеховском «Дяде Ване») актриса и писатель стали переписываться, они обменивались письмами вплоть до кончины Антона Павловича в 1904 году, и даже после этого Ольга Леонардовна писала ему. Вновь они встретились в 1900 году во время гастрольного тура МХТ в Крыму. Тогда актриса стала жить у Чехова, об их отношениях заговорили. В конце мая 1901 года пара сочеталась браком, после чего отправилась в башкирское Аксеново, где писатель лечил туберкулез. Вскоре Книппер забеременела, но потеряла ребенка при выкидыше, на следующий год она вновь была беременна, однако неудачное падение на сцене и последовавшая операция лишили ее радости материнства на всю жизнь. Нужно сказать, что супруги не всегда были вместе, больной Чехов больше времени проводил в Ялте, Книппер же работала в Москве. Драматург сам останавливал ее от того, чтобы все бросить и уехать к нему, так как считал, что так будет лучше для них обоих.

В 1901 году актриса вновь воплотила в жизнь образы чеховских героинь, сыграв на сцене МХТ Машу в «Трех сестрах» и Анну Петровну в «Иванове». Однако любимой ее героиней пьес мужа была Раневская («Вишневый сад», 1904). В том же 1904 году, в разгар лета скончался Антон Павлович. Случилось это в германском Баденвейлере, рядом с ним была любимая супруга.

После этого Ольга Леонардовна продолжила играть в МХТ, исполняя множество ролей, в которых проявлялась ее яркая индивидуальность  (Мелания в «Детях солнца» Горького, 1905; Ребекка в «Росмерсхольме» Ибсена, 1908; Гертруда в шекспировском «Гамлете», 1911; Белина в «Мнимом больном» Мольера, 1913, и др.).

Советский период

Продолжила свое служение в родной труппе Книппер и после революции. В 1919-1921 годах она в составе группы актера Василия Качалова (т.н. качаловская группа) гастролировала по русскому югу и за рубежом. Во время болгарских спектаклей впервые Качаловым для привлечения зрителей была использована двойная фамилия актрисы – Книппер-Чехова, которая с тех пор оставалась за ней. Кроме этих гастролей, Ольга Леонардовна вместе с МХАТом посетила Соединенные Штаты и европейские страны.

В советское время репертуар актрисы обогатился новыми ролями, среди которых Живоедова в «Смерти Пазухина» Салтыкова-Щедрина (1924), Хлёстова в «Горе от ума» Грибоедова (1925, 1938), графиня Чарская в «Воскресении» Толстого (1930), графиня Вронская в его же «Анне Каренине» (1937), Забелина в «Кремлевских курантах» Погодина (1943), миссис Маркби в «Идеальном муже» Уайльда (1945) и др.

В карьере Ольги Леонардовны числится и несколько киноролей в фильмах конца 1920-х – начала 1930-х годов («Солистка Его Величества» и «Пленники моря» Михаила Вернера, «Завтра ночью» Ильи Кравчуновского).

В 1937 году Книппер-Чехова удостоилась звания народной артистки  СССР, в 1937 и 1945 годах получила два ордена Трудового Красного Знамени, в 1938 и 1948 годах - два Ордена Ленина, а в 1943 году - Сталинскую премию I степени.

В 1958 году в родном театре праздновался 90-летний юбилей актрисы. Тогда же состоялся ее последний выход на сцену. Выдающаяся артистка умерла весной 1959 года. Была похоронена рядом с супругом на Новодевичьем кладбище. 

Литература
  • Книппер-Чехова О.Л. Из моих воспоминаний о Художественном театре и об А.П. Чехове // Артисты Московского художественного театра за рубежом. Прага, 1922.
  • Марков П.А. В Художественном театре: Книга завлита. М., 1976.
  • Марков П.А. Книппер-Чехова // О театре: в 4 т. М., 1974. Т. 2.
  • Ольга Леонардовна Книппер-Чехова: В 2 ч. М., 1972.
  • О.Л. Книппер — М.П. Чехова. Переписка: В 2 т. М., 2016.
  • Переписка А.П. Чехова и О.Л. Книппер. В 2 т. М., 2004.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты