КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ

0 комментариев

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ - ми­тро­по­лит Ки­ев­ский (1147-1149, 1151-1155, 1159 годы), пи­са­тель.

Происхождение Климента Смолятича дискуссионно. Традиционно он считается выходцем из Смоленского княжества, подвизавшимся в Успенском монастыре в городе Заруб, под Киевом. Однако польский исследователь А. Поппэ предложил толковать определение «смолятич» как отчество («сын или внук Смоляты»), а слово «заруб» - как затвор, в том смысле, что до поставления на митрополию Климент Смолятич подвизался в великой схиме и вёл жизнь затворника. Обширные познания Климента Смолятича в области богословия и церковного права, владение греческим языком, ссылки на сочинения Ари­сто­теля, Го­ме­ра, Пла­то­на по­зво­ля­ют пред­по­ло­жить, что он по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в Ви­зан­тии.

Климент Смолятич был возведён на киевскую митрополичью кафедру 27.07.1147 года собором русских епископов по инициативе киевского князя Изя­сла­ва Мсти­сла­ви­ча без согласования с патриархом Константинопольским. Решение Изяслава Мстиславича было продиктовано, с одной стороны, тем, что уехавший в 1145 году в Византию митрополит Киевский Михаил II так и не вернулся в Киев, а с другой - неурядицами в самом Константинопольском патриархате. Согласно Ипать­ев­ской ле­то­пи­си, на соборе 1147 года присутствовали 5 епископов (Онофрий Черниговский, Феодор Белгородский, Евфимий Переяславский, Дамиан Юрьевский, Феодор Владимиро-Волынский), по данным Лаврентьевской летописи, Рогожского летописца и ряда других летописей - 6 (к 5 названным в этом случае, вероятно, следует добавить либо Иоакима Туровского, либо Косму Полоцкого). Ряд иерархов Русской церкви (Нифонт Новгородский, Мануил Смоленский) выразили несогласие с поставлением Климента Смолятича без санкции патриарха Константинопольского.

Выступая против греческого влияния на Русскую церковь, Климент Смолятич рядом посланий светским и духовным владыкам пытался преодолеть наметившийся после его поставления церковный раскол и привлечь к себе новых сторонников. В период обострения борьбы между Изяславом Мстиславичем и ростово-суздальским князем Юрием Владимировичем Долгоруким, после занятия последним киевского стола Климент Смолятич находился в изгнании во Владимиро-Волынском княжестве (1149-1151 годы). В марте 1155 года, после того как князь Изяслав Давидович уступил киевский стол Юрию Долгорукому, Климент Смолятич бежал из Киева во Владимир-Волынский. Новый митрополит Киевский Константин I предал Климента Смолятича анафеме, признал недействительными его решения, сместил всех поставленных им епископов и запретил к служению рукоположенных им священников и диаконов.

Климент Смолятич вернулся к управлению Киевской митрополией в январе - марте 1159 года при князе Мстиславе Изяславиче. В марте 1159 года русские князья во избежание раскола в Русской церкви договорились не признавать ни Климента Смолятича, ни Константина I, а просить патриарха Константинопольского Луку Хрисоверга назначить нового митрополита. После смерти назначенного патриархом митрополита Феодора в 1163 году Климент Смолятич выдвигался кандидатом на митрополичью кафедру киевским князем Ростиславом Мстиславичем, но не получил поддержки в Константинополе.

По свидетельству летописцев, Климент Смолятич был «книжником и философом таким, какого на Русской земле не бывало». Он является автором «Послания... Фоме прозвитеру». Снимая с себя упрёки в честолюбии, желании славы и нарушении традиций, в которых обвинял его смоленский священник Фома, Климент Смолятич в этом послании демонстрирует блестящее владение аллегорическим методом толкования библейского текста.

Его творчество свидетельствует о том, что древнерусская литература восприняла традиции византийской книжности. Считается, что Клименту Смолятичу принадлежит авторство ответов на ряд вопросов (21, 30, 38, 43, 101-й) древнерусского книжника Кирика Новгородца. Высказывалось предположение, что Климент Смолятич был автором поучений «Слово о любви Климово» и «В субботу сыропустную память творим святых отец».

Сочинения:

По­сла­ние ми­тро­по­ли­та Кли­мен­та к Смо­лен­ско­му пре­сви­те­ру Фо­ме: Не­из­дан­ный па­мят­ник ли­те­ра­ту­ры XII в. / Сост. X. М. Ло­па­рев. СПб., 1892

Па­мят­ни­ки ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си. XII в. М., 1980. С. 283–289

Би­бли­о­те­ка ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си. СПб., 1997. Т. 4. С. 118–141.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Го­лу­бин­ский Е.Е. Ис­то­рия Рус­ской церк­ви. М., 1997. Т. 1
  • Ма­ка­рий (Бул­га­ков), митр. Ис­то­рия Рус­ской церк­ви. М., 1995. Кн. 2
  • По­ныр­ко Н.В. Кли­мент Смо­ля­тич // Ли­те­ра­ту­ра Древ­ней Ру­си: Био­биб­лио­гра­фи­че­ский сло­варь. М., 1996
  • По­ныр­ко Н.В. Эпи­сто­ляр­ное на­сле­дие Древ­ней Ру­си. XI–XIII вв.: Ис­сле­до­ва­ния, тек­сты, пе­ре­во­ды. СПб., 1992
  • Ща­пов Я.Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си Х–ХIII вв. М., 1989
  • Ни­коль­ский Н.К. О ли­те­ра­тур­ных тру­дах ми­тро­по­ли­та Кли­мен­та Смо­ля­ти­ча, пи­са­те­ля XII в. СПб., 1892
  • ​Ни­коль­ский Н.К. Ма­те­риа­лы для ис­то­рии древ­не­рус­ской ду­хов­ной пись­мен­но­сти. 1. К во­про­су о не­из­дан­ном по­уче­нии ми­тро­по­ли­та Кли­мен­та Смо­ля­ти­ча // Из­вес­тия От­де­ле­ния рус­ско­го язы­ка и сло­вес­но­сти Им­пе­ра­тор­ской Ака­де­мии на­ук. 1897. Т. 2. Кн. 1
  • ​При­сел­ков М.Д. Очер­ки по цер­ков­но-по­ли­ти­че­ской ис­то­рии Ки­ев­ской Ру­си Х–ХII вв. СПб., 1913. СПб., 2003
  • ​Со­ко­лов Пл. Рус­ский ар­хие­рей из Ви­зан­тии и пра­во его на­зна­че­ния до на­ча­ла XV в. К., 1913
  • ​Гран­ст­рем Е.Э. По­че­му ми­тро­по­ли­та Кли­мен­та Смо­ля­ти­ча на­зы­ва­ли «фи­ло­со­фом» // Тру­ды От­де­ла древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Л., 1970. Т. 25
  • ​Тво­ро­гов О.В. Кли­мент Смо­ля­тич // Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти Древ­ней Ру­си. Л., 1987. Вып. 1

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты