КЛЯЙН УИЛЬЯМ

0 комментариев

/ Ориг.: Англ. William Klein

Франко-американский фотограф, художник и кинорежиссер.

Ранние годы

Родился в семье еврейско-венгерских иммигрантов. Уильям посещал начальную и среднюю школу в Нью-Йорке, затем в 1932 г. поступил в городской колледж, где изучал социологию. После завершения обучения был призван в армию. Кляйн служил в Германии и Франции, в последней он поселился в 1948 г. после демобилизации.  В том же году поступил в Сорбонну, где изучал искусство.

Во время обучения в Сорбонне Кляйн увлекся абстрактной живописью. Значительное влияние на его становление оказал Ф. Леже. В 1952 г. в Милане состоялись персональные выставки Кляйна, где также были представлены его работы совместно с А. Манджаротти. Кроме того, на экспозиции были представлены кинетические скульптуры Уильяма.

Фотография

Благодаря знакомству с А. Либерманом, арт-директором «Вог», Кляйн заинтересовался фотографией. Он сделал несколько модных фотосъемок для этого издания, отмеченных в т.ч. премией «Прикс-Надар» в 1957 г. Так же, как и в своей абстрактной живописи, в фотографии Клейн искал необычные композиционные решения, играл со светом и тенью. Формально не имея фотографического образования, довольно быстро Уильям стал заметной фигурой в художественной среде Франции и США. По мнению критиков, одной из отличительных особенностей стиля Кляйна стали ироничность и бескомпромиссное нарушение устоявшихся в фотографии правил и традиций. Новаторским был часто используемый фотографом прием «сдергивания кадра»: «Если вы внимательно посмотрите на жизнь, вы увидите нечеткие края. Встряхните рукой. Неясные очертания – часть жизни».  Фотографические работы второй половины 1950-х утвердили Кляйна как одного из отцов уличной фотографии. В этот период он создал серии фотографий «Оружие 1, Нью-Йорк» (1955), «Святое семейство на велосипеде» (Рим, 1956), «Кинопостер» (Токио, 1961).  Идея создания серии фотографий, посвященной одному месту, зародилась у Кляйна в 1954 г., когда он ненадолго вернулся в Нью-Йорк. Задумка фотографа состояла в том, чтобы создать книгу путешествия, отразить взгляд на родной город через разный культурный контекст – американский и европейский. Добиться «живости» и движения в кадре позволило использование широкоугольных объективов.

Важным идейным отличием фотографии Кляйна от заложенных А. Картье-Брессоном традиций было отрицание объективности фотографического искусства и взгляда фотографа на объект как такового: «Какой бы объектив ни использовался, любая фотография будет искажением того, что мы видим на самом деле».

В 1956 г., когда была издана книга «Нью-Йорк», Кляйн посетил Италию, где познакомился с Ф. Феллини. Тот предложил ему место ассистента на съемках его будущего фильма. Однако сотрудничество не состоялось. В 1959 г. Кляйн посетил Москву. В 1961 г. он побывал в Токио. В фокусе Кляйна – городская толпа, выхваченные из нее лица незнакомцев, уличные сценки, одним словом, попытка запечатлеть многообразный портрет города. Несмотря на командировки в мировые столицы, Кляйн всегда возвращался в ставший ему родным Париж. Французская столица предстала в его объективе предельно разнообразной – от шествий и парадов до протестного движения, от идеалистических уличных сценок до концептуальных модных показов.

Кино

В середине 1960-х Кляйн обратился к кинематографу. В 1966 г. он срежиссировал фильм «Кто ты, Полли Маджио?». Главную роль в сатирической артхаусной картине сыграла модель Дороти МакГоан. Кляйн в нем задается вопросом о той важности, которая придается образу в нашем обществе, о подмене значимости внешнего. Через вопрос «кто я/ кто ты?» он обращается к переосмыслению роли масс-медиа, к попытке низвергнуть их влияние.

В 1969 г. Кляйн выступил режиссером картины «Мистер Свобода», ставшей антиамериканской сатирой. Ироничным взглядом на современность и масс-медиа проникнут и фильм «Модельная пара» (1977). Параллельно с полнометражными лентами Кляйн в течении 1960-1990-х снял множество короткометражек, работал над документальными фильмами. В 1982 г. он срежиссировал документальную ленту «Французский», посвященную Открытому чемпионату Франции по теннису.  Своеобразным итогом деятельности Кляйна как фэшн-фотографа стала документальная лента «Внутри и вне моды» (1994).

Киноработы Кляйна не были рассчитаны на массового зрителя и ставили перед собой узкий ряд задач. Параллельно кинематографу Уильям развивался как успешный автор и режиссер рекламных роликов. Им было снято более 250 телевизионных рекламных блоков.

Несмотря на отход от фотографии, Кляйн признан выдающимся ее мастером. Его ретроспективные выставки проходят по всему миру. 

кляйн вог.jpg
У. Кляйн. Для "Vogue". Источник: wikimedia.org
кл нй.Jpeg
У. Кляйн. Серия "Нью-Йорк". 1955 г. Источник: wikimedia.org
кляйн бикини.jpeg
У. Кляйн. "Бикини". Москва, 1959 г. Источник: wikimedia.org
Литература
  • Company D. William Klein, Paintings. Contrasto, 2013.
  • Klein W., Heilpern J. Willian Klein Photographs: An Aperture Monograph. New York, 1981.
  • Koetzle H.-M. Photographes A-Z. Tashen, 2015.
  • William Klein // Historie de la photographie de 1829 a nos jours. Tashen, 2016.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты