КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

0 комментариев

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - тип общего образования, предусматривающий систематическое изучение древних языков и математики в качестве главных учебных предметов.

Воз­ник­ло в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния на основе педагогической идеи гуманизма, утверждавшей необходимость всестороннего развития способностей человека на образцах античной литературы, единственным средством приобщения к которой считались древние языки. Полная программа классического образования, включавшая два древних языка (латинский и греческий), впервые была разработана И. Штурмом для основанной им школы в Страсбурге (1538 год).

Детально составленный учебный план и методика преподавания древних языков способствовали распространению классического образования в других средних учебных заведениях. В преподавании древних языков основное внимание уделялось грамматике, с середины XVI века - также форме и стилю речи. Важной задачей становилось изучение красноречия. Ученики составляли речи (по образцам речей Цицерона) на греческом и латинском языках. В эпо­ху Про­све­ще­ния велась активная полемика о необходимости классического образования, в его защиту отмечалось, что без греческого (языка философии) и без латыни, международного языка учёных, невозможно научное образование.

В XIX веке классическое образование рассматривалось как научное образование, необходимое для успешного обучения в университете. Кроме древних языков и математики, в учебные курсы были включены родной язык, история, география и, в небольшом объёме, естественные науки. Учебные заведения типа классических гимназий пользовались монопольным правом подготовки к университету. Классическое  образование сохранялось без существенных изменений в Европе и в Америке до начала XX века, когда оно уступило главенствующие позиции реальному образованию. К концу XX века круг учебных заведений с преподаванием древних языков постепенно сузился.

Клас­си­че­ское об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии.

В первых российских гимназиях - Академической гимназии в Санкт-Петербурге (1726 год), гимназиях при Московском университете (1755-1812 годы) и в Казани (1758 год) - преподавался латинский язык. Устав 1828 года предусматривал изучение и греческого языка (в 1851 году отменено в большинстве гимназий), а Устав 1864 года ввёл разделение гимназий на классические (по возможности с двумя древними языками) и реальные (без древних языков).

К университету готовили только в классической гимназии. Гимназическая реформа 1901 года изменила приоритетное положение древних языков в системе образования, они стали необязательными учебными предметами. После Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года система классического образования в России была ликвидирована. Преподавание древних языков велось только в некоторых вузах СССР.

В конце XX века началось возрождение классического образования в России. Во вновь созданных классических гимназиях преподаются латинский и греческий языки, античная литература. Наряду с ними обязательными базовыми учебными предметами являются математика, русский язык, литература, биология, физика, химия, география и др. Изучаются также два современных иностранных языка. Однако широкого распространения практика преподавания древних языков в средних общеобразовательных учреждениях не получила.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Ис­то­рия пе­да­го­ги­ки и об­ра­зо­ва­ния. От за­ро­ж­де­ния вос­пи­та­ния в пер­во­быт­ном об­ще­ст­ве до кон­ца ХХ в. / Под ред. А. И. Пис­ку­но­ва. 3-е изд. М., 2007
  • Ре­фор­мы об­ра­зо­ва­ния в со­вре­мен­ном ми­ре: гло­баль­ные и ре­гио­наль­ные тен­ден­ции. М., 1995
  • Кон­д­рать­е­ва М.А. Раз­ви­тие оте­че­ст­вен­ной гим­на­зии в сис­те­ме клас­си­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния (вто­рая по­ло­ви­на XIX – на­ча­ло XX вв.). М., 1997
  • Пер­ми­но­ва Л.М. Са­мо­иден­ти­фи­ка­ция учи­те­ля: опыт ди­дак­ти­че­ской реф­лек­сии. СПб., 2004
  • Чер­нен­ко Р. По­ле­ми­ка во­круг клас­си­че­ской гим­на­зии и кон­цеп­ций сред­не­го об­ра­зо­ва­ния в 60–70-е гг. XIX в. // Ли­цей­ское и гим­на­зи­че­ское об­ра­зо­ва­ние. 1998. № 3
  • Бе­се­ды о клас­си­че­ском об­ра­зо­ва­нии. Не­сколь­ко ин­тер­вью на од­ну те­му // Ли­цей­ское и гим­на­зи­че­ское об­ра­зо­ва­ние. 1998. № 3

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты