КЕРЕКИ

0 комментариев

В ХVII – начале ХIХ в. кереков называли коряками. В конце ХIХ в. К. известны как чухмари, кереки, кэрэки. Самоназвание – анкалаакку («приморский»), карыкыкку..

К. представлены двумя группами:
- ыйулаллаку или «верхние», которые селились в Наваринской бухте;
- путылаллку или «нижние», проживавшие в низовьях р. Хатырки.
К.принадлежат к тюркской языковой группе.
Ареал расселения – северное побережье Берингова моря, Чукотский автономный округ.
История становления и развития народности
Современные исследователи, опирающиеся на археологические материалы, выявили древнекерекскую культуру, датируемую первой половиной I тысячелетия до нашей эры. Установлено, что ранние поселения К. располагались вдоль чукотского побережья Берингова моря, от Анадырского лимана до устья реки Опуки, а также до мыса Олюторский на Камчатке.
К. можно назвать одной из самых древних народностей крайнего Северо-Востока Евразии, долгое время жившей в условиях естественной природной изоляции, занимавшейся охотой и рыболовством.
С XVIII в. К. оказались втянутыми в конфликты между чукчами и коряками, в результате которых многие мужчины-К. были убиты, а женщины и дети уведены в рабство. Вспыхивали столкновения между чукчами и К. за право обладания пастбищами. В итоге к концу XVIII в. этнос резко уменьшился численно.
С XIX в. К. относили к группе коряков, а к XX в. они не отделялись от приморских оседлых чукчей, в силу чего численный состав К. определить было достаточно сложно.
В XX в. произошла ассимиляция К. чукчами. В 1959 г. К. насчитывалось около 100 человек. Эта же численность сохранилась и по данным на 2001 г. Согласно переписи 2008 г. к К. себя относили 8 человек, в 2010 г. – только 4 человека.
В 2000 г. К. оказались в Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Хозяйство и быт
Издревле К. специализировались на охоте и рыболовстве. Были также распространены ловля птиц, собирательство, морской и пушной промысел.
Наибольше распространение получила охота на птиц и мелких зверьков. Для охоты изготавливали сети из жил кита (пайнинтын), лук (томары). Летом ловили рыбу. Для этого использовали остроги (атчина) и специальные тупые стрелы; строили запоры и плотины с узким проходом, глушили специальными дубинками (куплунан). Для изготовления сетей применялись жилы кита, с конца XIX в. – снасти из крапивы. В ХХ в. в обиход вошли фабричные ставные сети.
Охотились также на дикого оленя, горного барана, медведя. Пушной промысел имел вспомогательное значение, в отличие от собирательства. К. собирали морскую капусту, водоросли, моллюски, голубику, бруснику, морошку и др. Занимались выращиванием собак, которые нужны были для жертвоприношений.
Жилища
Зимние жилища – большие коллективные землянки на несколько семей, глубиной от 0,5 м, утепленные песком и дерном; пол засыпался галькой. У каждой семьи был свой полог при общем очаге. С наступлением морозов землянка сверху обкладывалась снегом. Зимние поселения состояли из одной - трех больших землянок на несколько семей каждая. Летние жилища были временными, напоминали шалаши. В ХХ в. К. перешли на рубленые избы.
В 1950-е гг. К. переселили в пос. Мейныпильгыно и Хатырку. Люди старшего поколения остались жить на местах промысла.
Одежда
В ХIХ в. на одежде К. в сказалось влияние чукчей. Мужская верхняя одежда отличалась глухим кроем, была сделана из двух оленьих шкур мехом внутрь. Рукава и ворот оторачивались собачьим мехом. У женщин был двойной комбинезон (керкер).
Общественное устройство
В основе – матриархальная семья. Летом группа разделялась на малые семьи. Добытая рыба и орудия промысла – общая собственность. Всеми хозяйственными, семейными и общественными делами управляла старшая женщина. Родство велось по материнской линии. Существовали экзогамные объединения. Браки с другими народами не поощрялись. Большая семья начала распадаться в ХIХ в. после упадка морского промысла и перехода от коллективной к индивидуальной охоте.
Верования
У К. развит шаманизм. Шаман обладал большим авторитетом. В его ведении находились врачевание, гадание, предсказание погоды, общение с духами.

кереки.jpg
Леонтьев В.В. - автор книги "По земле древних кереков. Магадан, 1976".
Смежные статьи
Литература
  • Арутюнов С.А. Народы Северо-Востока Сибири. Айны. Алеуты. Ительмены. Камчадалы. Кереки. Коряки. Нивхи. Чуванцы. Чукчи. Эскимосы. Юкагиры // Этнографическое обозрение. 2012. № 1. С. 167-169.
  • Батьянова Е.П. Кереки / В книге: Народы Северо-Востока Сибири / Батьянова Е.П. [и др.]. М., 2010. С. 262-298.
  • Кереки [Электронный ресурс]. URL: http://arctika.info/narodyi/narodyi/kereki (дата обращения: 06.08.2018).

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты