КАРЕНЫ

0 комментариев

КАРЕНЫ - груп­па на­ро­дов на юге и юго-вос­то­ке Мьян­мы (национальной об­лас­ти Ка­рен, Кая, Мон и Шан, административной об­лас­ти Ира­ва­ди, Ба­го и Та­нин­тайи) и се­ве­ро-за­па­де Таи­лан­да. 

 Го­во­рят на ка­рен­ских язы­ках. К северным каренам от­но­сят­ся пао (та­ун­ду) - свыше 700 тысяч человек на юго-за­па­де национальной об­лас­ти Шан. Юго-восточные карелы вклю­ча­ют: сго (бирманское - са­ко кай­ин, сах­во кай­ин, ба­ма кай­ин; буквально - бир­ман­ские карены) – 1,8 миллиона человек в дель­те Ира­ва­ди и го­рах Пе­гу-Йо­ма (административная область Ба­го) и около 360 тысяч человек в Таи­лан­де; пво (са­мо­на­зва­ние - пхло­ун, бирманское - поу кай­ин, мун кай­ин; буквально - мон­ские карелы), де­лят­ся на за­пад­ных - свыше 220 тысяч человек в дель­те Ира­ва­ди и во­сточ­ных - 1,1 миллион человек в национальных об­лас­тях Ка­рен и Мон и на юге административной области Та­нин­тайи, до 100 тысяч пво жи­вут в Таи­лан­де; кая (крас­ные карены) - свыше 530 тысяч человек в национальной области Кая, на се­ве­ре национальной области Ка­рен и свыше 100 тысяч человек в Таи­лан­де; бве - свыше 20 тысяч человек в райо­не го­ро­дов Тан­да­ун и Та­ун­гу в национальной области Ка­рен; близ­кие к бве ге­ба (восточные бве) - 10 тысяч человек на се­ве­ре национальной области Кая и на юге национальной области Шан и бре (брек, пре) - свыше 20 тысяч человек на юго-за­па­де национальной области Кая и се­ве­ро-вос­то­ке национальной об­лас­ти Ка­рен; па­да­унг (кай­ан) - свыше 50 тысяч человек на се­ве­ро-за­па­де национальной области Кая, на се­ве­ре национальной области Карен и на юго-за­па­де национальной области Шан; воз­мож­но, близ­кие к па­да­унг йейн­бо - 10 тысяч человек на вос­то­ке национальной области Шан; лах­та (кхах­та, та­ру) - 10 тысяч чел на юге национальной области Шан. К каренам так­же от­но­сят­ся: гек­хо - 13 тысяч человек на се­ве­ре национальной области Ка­рен, за­па­де национальной области Кая и юго-за­па­де национальной области Шан; ма­ны (ма­но) - 10 тысяч человек на за­па­де национальной области Кая; йин­та­ле - 10 тысяч человек в национальной области Кая; моп­ва (мо­неп­ва, мог­ва, па­ку) - 7,2 тысячи человек на за­па­де области Кая и др. Об­щая чис­лен­ность от 5 до 7 миллионов человек (2008 год, оцен­ка). В основном буд­ди­сты, около 20% - хри­стиа­не (главным образом бап­ти­сты), часть со­хра­ня­ют тра­диционные ве­ро­ва­ния.

Про­ник­но­ве­ние про­то­ка­рен­ских пле­мён на тер­ри­то­рию Мьян­мы и Таи­лан­да с се­ве­ра на­ча­лось, ве­ро­ят­но, в середине I-го тысячелетия н. э. За­ни­ма­ют по­гра­ничное по­ло­же­ние ме­ж­ду рав­нин­ны­ми (мьян­ма, тай­ца­ми и мо­на­ми) и гор­ны­ми на­ро­да­ми. Об­слу­жи­ва­ли ка­ра­ван­ную тор­гов­лю, за­ни­ма­лись ра­бо­тор­гов­лей. У кая су­ще­ст­во­ва­ли кня­же­ст­ва Кан­та­ра­ва­ди, Че­бо­д­жи и Бо­лакхе. В ко­ло­ни­аль­ный пе­ри­од участ­во­ва­ли в низ­ших зве­ньях ад­ми­ни­стра­ции. В 1926 году британское пра­ви­тель­ст­во пе­ре­се­ли­ло часть карен на Ан­да­ман­ские острова (ны­не около 1 тысячи человек в 6 де­рев­нях). Сре­ди карен рас­про­стра­не­ны се­па­ра­ти­ст­ские тен­ден­ции. С 1948 года дей­ст­вуют Ка­рен­ский национальный со­юз и его во­енное кры­ло - Ка­рен­ская национальная ос­во­бо­дительная ар­мия. Во­енные кон­флик­ты с пра­ви­тель­ст­вом Мьян­мы вы­зва­ли эми­гра­цию карен в Таи­ланд. В 1997 году об­ра­зо­ва­на Организация ка­рен­ской со­ли­дар­но­сти. У кая с 1957 года дей­ству­ют Национальная про­грес­сив­ная пар­тия Ка­рен­ни и её во­енное кры­ло - Ар­мия Ка­рен­ни, с 1978 года - Фронт национального ос­во­бож­де­ния Ка­рен­ни.

Тра­диционная куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юго-Восточной Азии. За­ни­ма­ют­ся зем­ле­де­ли­ем (основная куль­ту­ра - рис), раз­во­дят бы­ков и буй­во­лов, в го­рах - коз. До середины XX века со­хра­ня­лись кол­лек­тив­ная охо­та, в ко­то­рой уча­ст­во­ва­ло всё ме­ст­ное муж­ское на­се­ле­ние, от­лов сло­нов. Раз­ви­то пле­те­ние из бам­бу­ка и ро­тан­га, у кая - гор­но­руд­ное де­ло и брон­зо­ли­тей­ное ре­мес­ло (в том числе из­го­тов­ле­ние свя­щен­ных ба­ра­ба­нов па­зи с мно­го­лу­че­вой ро­зет­кой и фи­гур­ка­ми ля­гу­шек на верх­ней де­ке). Часть карен за­ни­ма­ет­ся от­ход­ни­че­ст­вом, ра­бо­та­ет на ле­со­за­го­тов­ках и руд­ни­ках, жи­вёт в го­ро­дах. Свай­ное жи­ли­ще на по­бе­ре­жье близ­ко к бир­ман­ско­му, в пред­горь­ях - к шан­ско­му, у кая - час­то сдво­ен­ное. В го­рах рас­про­стра­не­ны по­се­ле­ния ку­че­вой пла­ни­ров­ки, до конца XIX века со­хра­ня­лись длин­ные до­ма. Оде­ж­да - са­ронг у муж­чин (у кая - ши­ро­кие ко­рот­кие шта­ны) и пря­мая сши­тая юб­ка у жен­щин, пря­мо­за­стёж­ная курт­ка без ру­ка­вов; на се­ве­ре кос­тюм бли­зок к шан­ско­му. Муж­чи­ны но­си­ли повяз­ку во­круг го­ло­вы, у кая - с уз­лом над ухом. Жен­щи­ны кая обо­ра­чи­ва­ли те­ло по­лот­ни­щем и под­поя­сы­ва­лись длин­ным ши­ро­ким шар­фом, ко­нец ко­то­ро­го пе­ре­ки­ды­вал­ся че­рез пле­чо; на пле­чах но­си­ли плащ. В оде­ж­де ря­да групп пре­об­ла­дал бе­лый (так называемые бе­лые карены) или чёр­ный (так называемые чёр­ные карены) цвет. Рас­про­стра­не­ны та­туи­ров­ка (в основном у муж­чин), нож­ные и руч­ные брас­ле­ты, у па­да­унг - оже­релья-«во­рот­ни­ки», уд­ли­няю­щие шею, в ви­де спи­ра­лей из ла­тун­ной про­во­ло­ки (ко­то­рая слу­жи­ла эк­ви­ва­лен­том де­нег) у жен­щин. Основной празд­ник - Но­вый год (в де­каб­ре). Счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный с эле­мен­та­ми ма­три­ла­те­раль­но­сти. За­пре­ще­ны ку­зен­ные бра­ки (в ис­клю­чительных слу­ча­ях раз­ре­ша­ет­ся брак меж­ду сы­ном стар­ше­го сиб­лин­га и до­че­рью млад­ше­го сиб­лин­га) и бра­ки меж­ду ма­три­ла­те­раль­ны­ми родст­вен­ни­ка­ми. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па с де­ле­ни­ем сиб­лин­гов и сиб­лин­гов ро­ди­те­лей по от­но­сительному воз­ра­сту, а ку­зе­нов - по от­но­сительному воз­ра­сту их ро­ди­те­лей. Брат ма­те­ри и се­ст­ра от­ца отож­де­ст­вля­ют­ся, со­от­вет­ст­вен­но, с от­цом и ма­те­рью су­пру­га. Тер­ми­ны де­лят­ся на ре­фе­рен­тив­ные и во­ка­тив­ные. Прак­ти­ку­ют­ся тек­но­ни­мия, пар­ные тер­ми­ны род­ст­ва (дау пхо па ‘ре­бёнок и отец’, дау пиу вае ‘млад­ший и стар­ший сиб­линг’ и прочее) и наи­ме­но­ва­ние де­тей по по­ряд­ку рож­де­ния. Рас­про­стра­не­но по­бра­тим­ст­во (до). Родст­вен­ни­ки по жен­ской ли­нии име­ют об­щий культ пред­ков и ри­туа­лы жиз­нен­но­го цик­ла (ау хае).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Marshall H.I. The Karen people of Burma: a study in anthropology and ethno­lo­gy. N. Y., 1922
  • Hamilton J.W. Pwo Karen: at the edge of mountain and plain. Staint Paul, 1976
  • Marlow D.H. In the mosaic: the cogni­tive and structural aspects of Karen-Other re­lationships // Ethnic adaptation and identity: the Karen on the Thai frontier with Burma / Ed. Ch. F. Keyes. Phil., 1979
  • Rastorfer J.-M. On the development of Kayah and Kayan na­tional identity. Bangkok, 1994
  • Living at the edge of Thai society: the Karen in the High­lands of Northern Thailand. L., 2003
  • Ha­yami Y. Between hills and plains: power and practice in socio-religious dynamics among Ka­ren. Kyoto, 2004

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты