КАРАТЫГИНЫ
0 комментариев
КАРАТЫГИНЫ - семья российских актёров, писателей.
Фёдор Васильевич [около 1773 года, Санкт-Петербург - 11(22).02.1800 года, там же]. Сын придворного садовника в Ораниенбауме. В 1794 гогду окончил Петербургское театральное училище и был принят в петербургскую русскую труппу в качестве суфлёра и переписчика ролей. Как исполнитель принимал участие в драматических и балетных спектаклях.
Его брат - Андрей Васильевич [04(15).07.1774 года, Ораниенбаум - 26.12.1831(07.01.1832) года, Санкт-Петербург]. В 1794 году окончил Петербургское театральное училище и был принят в петербургскую русскую труппу. Выступал в амплуа петиметра - в ролях молодых вертопрахов, повес и щёголей, в 1810-х годах перешёл в амплуа благородного отца. В сентябре 1818 года занял должность режиссёра русской труппы. Покинул сцену в 1822 году. Среди ролей: Милен («Троякая женитьба» Детуша), Акастр («Мизантроп, или Нелюдим» Мольера), Странон («Адъютант», переделка с французского), Ветран (Дорант) («Лжец» П. Корнеля), граф Ветран («Смелость и любовь» П.Н. Титова), Приезжий («Следствия невинной лжи» А. Коцебу), Октав («Обворожённый пояс» Ж.Б. Руссо). С 1794 года до конца жизни вёл своеобразный дневник русской драматической труппы - «Журнал театральный», куда ежедневно заносил все события петербургской сцены; хранится в Институте русской лититературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук в Санкт-Петербурге (частично опубликован в журнале «Русская старина», 1880 год, № 10). Данные «Журнала» использовал П.Н. Арапов в «Летописи русского театра» (1861 год).
Его жена - Александра Дмитриевна (урождённая Полыгалова, по сцене до замужества Перлова) [16(27).04.1777 года, Санкт-Петербург - 25.05(6.6).1859 года, там же]. В 1794 году выпущена из Петербургского театрального училища раньше срока (по случаю замужества), тогда же вступила в петербургскую русскую труппу. Выступала в амплуа первой любовницы в трагедиях, драмах и комедиях. При незаурядной красоте и грации отличалась искренностью тона, естественной эмоциональностью и обаянием. Прославилась в ролях героинь «мещанских драм», в которых «вполне обладала даром слёз» (С.П. Жихарев): Эйлалия («Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу), Елиза («Отец семейства» Н.Н. Сандунова), Лиза, Варвара («Лиза, или Торжество благодарности», «Великодушие, или Рекрутский набор» Н.И. Ильина), Лиза («Лиза, или Следствия гордости и обольщения» В.М. Фёдорова) и других. С 1811 года перешла в амплуа благородных матерей (Берта - «Гуситы под Наумбургом в 1432 году» Коцебу; Соломония - «Маккавеи» П.А. Корсакова). Среди других ролей: Ильмена («Синав и Трувор» А.П. Сумарокова), Драгима («Троякая женитьба» Детуша), Прелеста (Кларисса) («Лжец» П. Корнеля), Магделона («Жеманные щеголихи» Мольера), Мариамна («Ирод и Мариамна» Г.Р. Державина), Гекуба («Поликсена» В.А. Озерова), Иосафева, Андромаха («Гофолия», «Андромаха» Ж. Расина). В 1818 году вышла на пенсион, но продолжала иногда играть.
Известность получили сыновья Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны.
Василий Андреевич (Каратыгин 1-й, Большой, или Старший) [26.02(10.03).1802 года, Санкт-Петербург - 13(25).03.1853 года, там же]. Учился в Горном кадетском корпусе, служил в Департаменте внешней торговли. Драматическому искусству учился у А.А. Шаховского, затем у П.А. Катенина. В 1820 году дебютировал в петербургском Большом театре в роли Фингала («Фингал» В.А. Озерова). На раннем этапе творчества был тесно связан с традицией классицизма. Исполнял заглавные роли в трагедиях Озерова («Дмитрий Донской»), П. Корнеля («Сид»), играл Ипполита в трагедии Ж. Расина «Федра». С открытием Александринского театра в Санкт-Петербурге (1832 год) Каратыгин - крупнейший актёр-трагик. Роли: в пьесах Н.А. Полевого (Иголкин - «Иголкин, купец Новгородский», Неизвестный - «Параша-сибирячка», Нино - «Уголино»), в трагедиях У. Шекспира (Ромео - «Ромео и Джульетта», Отелло - «Отелло», Гамлет - «Гамлет», и другие), драмах Ф. Шиллера (Карл Моор - «Разбойники», Фердинанд - «Коварство и любовь», Вильгельм Телль - «Вильгельм Телль», Дон Карлос - «Дон Карлос», Лейстер - «Мария Стюарт»). Первый исполнитель ролей Чацкого («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Дон Гуана и Барона («Каменный гость» и «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина), Арбенина («Маскарад» М.Ю. Лермонтова). С исполнением Каратыгина роли Жоржа Жермани в драме «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканжа и Дино (Ж. Бедена и П. Губо) связывают рождение русского сценического романтизма. Каратыгин обладал совершенной актёрской техникой. В поисках самостоятельной трактовки образа особое внимание уделял пластическому рисунку роли, добиваясь её блестящей отделки, продумывая и отрабатывая каждый жест, интонацию. Воплощая исторические персонажи, опирался на литературные источники и иконографические материалы (Людовик XI - «Заколдованный дом» Й. Ауфенберга, «Замок Плесси-Летур, или Смерть Людовика XI» К. Делавиня; Велизарий - «Велизарий» Э. Шенка; Пожарский - «Рука всевышнего отечество спасла», Ляпунов - «Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский», Басёнок - «Боярин Фёдор Васильевич Басёнок» Н.В. Кукольника). Перевёл и переделал более 40 пьес: «Ричард Дарлингтон» Дюма-отца, П. Губо и Ж. Бедена (Александринский театр, 1833 год), «Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца (там же, 1837 год, роль Кина), «Король Лир» (там же, 1838 год, роль Лира) и «Кориолан» (там же, 1841 год, роль Кориолана) Шекспира, и других.
Пётр Андреевич (Каратыгин 2-й, Меньший, или Младший) [29.06(11.07).1805 года, Санкт-Петербург - 24.09(06.10).1879 года, там же], актёр, драматург. Окончил Петербургское театральное училище (1821 год). В 1832-1838 годах преподавал в нём. Всю жизнь был актёром Александринского театра, играя эпизодические комические роли: Загорецкий («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Замухрышкин («Игроки» Н.В. Гоголя), фон Фонк («Холостяк» И.С. Тургенева). Играл в собственных водевилях - Сен-Феликс («Чудак-покойник, или Таинственный ящик»), Клейсер («Булочная») и других. В истории русского театра Каратыгин известен главным образом как автор водевилей. Написал 73 пьесы, в том числе 46 водевилей (большинство из них - переводы и переделки иностранных пьес и русских повестей). Наибольший успех имели водевили: «Сентябрьская ночь» (постановка 1830 года), «Дон Ранудо де Калибрадос, или Что и честь, коли нечего есть» (1833 год), «Заёмные жёны, или Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь» (1834 год), «Дом на Петербургской стороне, или Искусство не платить за квартиру» (1838 год), «Ложа 1-го яруса на последний дебют Тальони» (1838 год), «Вицмундир» (1845 год) и другие. Водевили Каратыгина, рисующие преимущественно жизнь «маленького человека» (чиновника, студента, учителя, мещанина, мастерового, а также крепостного крестьянина), написаны лёгким разговорным языком; их отличает достоверность характеров и ситуаций. Среди других произведений: комедии, стихи, рассказы; «Записки» (опубликовано посмертно, 1880 год). Каратыгин - художник-дилетант, автор около 2 тысяч рисунков (главным образом портреты современников). Его сын - Пётр Петрович [27.07(08.08).1832 года, Санкт-Петербург - 30.07(11.08).1888 года, Гатчина], прозаик, автор исторических романов, повестей, а также историко-литературных разысканий по истории Санкт-Петербурга, русской сцены и другого.
Александра Михайловна (урождённая Колосова) [04(16).02.1802 - 07(19).3.1880 годов, Санкт-Петербург]. Дочь балерины Е.И. Колосовой. Жена Василия Андреевича Каратыгина. Ученица А.А. Шаховского и П.А. Катенина. В Париже брала уроки у Ф.Ж. Тальма и Марс. Дебютировала на петербургской сцене в 1818 году в роли Антигоны («Эдип в Афинах» В.А. Озерова). Первоначально выступала в классицистических трагедиях: Моина («Фингал» Озерова), Заира («Заира» Вольтера), Камилла («Гораций» П. Корнеля) и других. Самолюбие молодой артистки, её соперничество с Е.С. Семёновой дважды (в 1822 и 1825 годах) приводили к конфликтам и вынужденным перерывам в сценической карьере. Наибольших успехов добилась, выступая в «высокой комедии» [Прелестина (Селимена) и Эльмира («Мизантроп» и «Тартюф» Мольера), Эльмира («Обман в пользу любви» П. Мариво)], а также в драмах и мелодрамах: Мария Стюарт («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Валерия [«Валерия, или Слепая» Э. Скриба и Мельвиля (А.О.Ж. Дюверье)], Мария («Мария, или Три эпохи из жизни женщины» М. Ансело), Госпожа де Лери [«Женский ум лучше всяких дум» («Каприз») А. де Мюссе], Елена Глинская («Елена Глинская» Н.А. Полевого) и других. Первая исполнительница роли Натальи Дмитриевны Горич («Горе от ума» Грибоедова). Оставила сцену в 1844 году. В журнале «Русская старина» (1880 год, № 7) опубликованы её мемуары «Моё знакомство с А.С. Пушкиным», в журнале «Русский вестник» (1881 год, № 4, 5) – «Воспоминания».
Сочинения:
Каратыгин П.А. Сб. театральных пьес. Оригинальные и переводные водевили и комедии. СПб., 1880. Т. 1-3; он же. Водевили. М., 1937; он же. Записки. Л., 1970.
Иллюстрация:
В.А. Каратыгин в роли Нино («Уголино» Н.А. Полевого).
- Белинский В.Г. И мое мнение об игре г. Каратыгина // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1953. Т. 1
- Альтшуллер А.Я. Пять рассказов о знаменитых актерах. Л., 1985
- Владимирова Н.Б., Романова Г. А. Любимцы Мельпомены: В. Каратыгин, П. Мочалов. СПб., 1999