КАРАТЫГИН ВЯЧЕСЛАВ ГАВРИЛОВИЧ

0 комментариев

КАРАТЫГИН ВЯЧЕСЛАВ ГАВРИЛОВИЧ - российский му­зы­ко­вед, музыкальный кри­тик, ком­по­зи­тор.

Из се­мьи во­енного ин­же­не­ра, ли­те­ра­то­ра. Обу­чал­ся иг­ре на фортепиано у ма­те­ри, вы­пу­ск­ни­цы Санкт-Пе­тербургской консерватории. В 1898 году окон­чил ес­тественное от­де­ле­ние фи­зи­ко-ма­те­ма­тического фа­куль­те­та Пе­тербургского университета, то­гда же сбли­зил­ся с Н.А. Рим­ским-Кор­са­ко­вым и другими пред­ста­ви­те­ля­ми Бе­ля­ев­ско­го круж­ка (по ком­по­зи­ции за­ни­мал­ся у Н.А. Со­ко­ло­ва). Совместно с И.И. Кры­жа­нов­ским, В.Ф. Нувелем и А.П. Ну­ро­ком ор­га­ни­зо­вал в Санкт-Пе­тер­бур­ге «Ве­че­ра со­вре­мен­ной му­зы­ки» (1901-1912 годы). С 1906 году вы­сту­пал в ка­че­ст­ве музыкального кри­ти­ка в газете «То­ва­рищ», жур­на­лах «Зо­ло­тое Ру­но» и «Ве­сы», в 1907-1917 годах был музыкальным со­труд­ни­ком газеты «Речь», од­но­вре­мен­но вы­сту­пал в жур­на­лах «Те­атр и ис­кус­ст­во» (с 1909 года, под псевдонимом Чер­но­гор­ский), «Апол­лон» (1909-1914 годы), «Му­зы­каль­ный со­вре­мен­ник» (1915-1917 годы). Как ком­по­зи­тор Каратыгин был свя­зан с те­ат­ром В.Ф. Ко­мис­сар­жев­ской (му­зы­ка к спек­так­лям «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» Г. Д’Ан­нунцио, 1908 год; «Чёр­ные мас­ки» и «Ана­тэ­ма» Л. Ан­д­рее­ва, 1909 год; «Са­ло­мея» О. Уай­ль­да, не по­став­лен) и другими дра­ма­тическими те­ат­ра­ми. Ав­тор ка­мер­но-во­каль­ных и фортепианных со­чи­не­ний. Сре­ди круп­ных ком­по­зи­тор­ских ра­бот - об­ра­бот­ка народных пе­сен для сце­нического пред­став­ле­ния «Об­ряд рус­ской свадь­бы» (1922-1923 годы, совм. с В.Н. Все­во­лод­ским-Герн­г­рос­сом). С 1916 года пре­по­да­вал в Пет­роградской консерватории (с 1919 года профессор по ка­фед­ре ис­то­рии му­зы­ки), с 1919 года профессор и действительный член Института ис­то­рии ис­кусств в Пет­ро­гра­де. Был од­ним из ор­га­ни­за­то­ров и ак­тив­ных дея­те­лей «Круж­ка дру­зей ка­мер­ной му­зы­ки», член Ху­дожественного со­ве­та Пет­роградской фи­лар­мо­нии, председатель ред­кол­ле­гии издательства «Три­тон», вы­сту­пал с лек­ция­ми пе­ред мас­со­вой ау­ди­то­ри­ей.

Один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей русской музыкально-кри­тической мыс­ли начала XX века, Каратыгин от­стаи­вал но­вые яв­ле­ния в му­зы­ке: про­па­ган­ди­ро­вал твор­че­ст­во А.Н. Скря­би­на, осо­бен­но позд­не­го пе­рио­да; вер­но оце­нил но­ва­тор­ст­во С.С. Про­кофь­е­ва, И.Ф. Стра­вин­ско­го и А. Шён­бер­га, ос­но­вы­ваясь на их ран­них про­из­ве­де­ни­ях. Твор­че­ст­во К. Де­бюс­си и М. Ра­ве­ля счи­тал ре­во­лю­ци­он­ным, от­ме­чая при этом «ог­ра­ни­чен­ность» музыкального им­прес­сио­низ­ма в це­лом. Из ком­по­зи­то­ров про­шло­го осо­бен­ное вни­ма­ние уде­лял И.С. Ба­ху. Зна­чи­тель­ны за­слу­ги Каратыгина в изу­че­нии жиз­ни и твор­че­ст­ва М.П. Му­сорг­ско­го, од­на­ко в це­лом Каратыгину бы­ла свой­ст­вен­на ха­рак­тер­ная для мо­дер­низ­ма не­до­оцен­ка му­зы­ки XIX века. Ув­ле­ка­ясь но­вым, он на­хо­дил ус­та­ре­лы­ми не­ко­то­рые про­из­ве­де­ния Л. ван Бет­хо­ве­на, М.И. Глин­ки, не­га­тив­но от­зы­вал­ся о П.И. Чай­ков­ском, С.В. Рах­ма­ни­но­ве, осу­ж­дал от­кры­тую эмо­цио­наль­ность и па­те­ти­ку в ран­них про­из­ве­де­ни­ях Скря­би­на. Не­ог­ра­ни­чен­ная ин­ди­ви­ду­аль­ная сво­бо­да и прав­ди­вость вы­ра­же­ния внут­рен­не­го «я» ком­по­зи­то­ра вы­дви­га­лись им как основной за­кон ху­дожественной эти­ки. Тех­но­ло­гический ана­лиз му­зы­ки, ос­но­ван­ный на стро­го на­учных пред­по­сыл­ках, Каратыгин от­де­лял от эс­те­тической оцен­ки, ко­то­рая, по его мне­нию, мо­жет быть толь­ко субъ­ек­тив­ной. Как ис­сле­до­ва­тель-фоль­кло­рист Каратыгин за­пи­сал несколько бы­лин­ных на­пе­вов с го­ло­са М.Д. Кри­во­по­ле­но­вой. Его «Уче­ние об ос­нов­ных эле­мен­тах му­зы­ки» (1925 год, не окончено) - ши­ро­ко за­ду­ман­ный опыт ес­те­ст­вен­но-на­учной ре­ви­зии эле­мен­тар­ной тео­рии му­зы­ки.

Сочинения: 

Мо­ло­дые рус­ские ком­по­зи­то­ры // Апол­лон. 1910. № 11, 12; 

Дра­ма и му­зы­ка // Ал­ко­ност. СПб., 1911. Кн. 1; 

«Пар­си­фаль». Тор­же­ст­вен­ная сце­ни­че­ская мис­те­рия Р. Ваг­не­ра. СПб., 1914; 

Скря­бин. П., 1915; 

О му­зы­каль­ной кри­ти­ке // Му­зы­каль­ный со­вре­мен­ник. 1915. Кн. 2; 

Ро­до­слов­ная М.П. Му­сорг­ско­го по муж­ской и жен­ской ли­нии. О «Со­ро­чин­ской яр­мар­ке». «Хо­ван­щи­на» и ее ав­то­ры. На ро­ди­не М.П. Му­сорг­ско­го. Пе­ре­чень со­чи­не­ний М.П. Му­сорг­ско­го // Му­зы­каль­ный со­вре­мен­ник. 1917. Кн. 5/6; 

I. Му­сорг­ский. II. Ша­ля­пин. П., 1922; 

От ро­ман­тиз­ма к реа­лиз­му (Ри­хард Штра­ус). П., 1922; 

Шу­берт. П., 1922; 

Избранные ста­тьи. М.; Л., 1965.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Ос­сов­ский A.В. Г. Ка­ра­ты­гин // Му­зы­каль­ная ле­то­пись. Л.; М., 1925. Сб. 3
  • В.Г. Ка­ра­ты­гин. Жизнь. Дея­тель­ность. Ста­тьи. Ма­те­риа­лы. Л., 1927 (библ. и но­то­гра­фия)
  • Сту­пель А. Рус­ская мысль о му­зы­ке 1895–1917. Л., 1980
  • Ла­щен­ко С.К. Му­зы­каль­ная жур­на­ли­сти­ка и му­зы­каль­ная кри­ти­ка // Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки. М., 2004. Т. 10Б

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты