КАРАЧИ

0 комментариев

КАРАЧИ - го­род на юге Па­ки­ста­на, административный центр провинции Синд.

Население 12,46 миллионов человек (2008 год), круп­ней­ший по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния го­род стра­ны; бы­ст­ро рас­тёт с середины XX века (1,5 миллиона человек в 1955 году; 5,2 миллиона человек в 1981 году; 9,3 миллиона человек в 1998 году), в том числе за счёт при­то­ка пе­ре­се­лен­цев. Рас­по­ло­жен близ дель­ты реки Инд, в 100 км от её впа­де­ния в Ара­вий­ское мо­ре. Круп­ный узел же­лез­ных и ав­то­мо­биль­ных до­рог. Главный мор­ской порт Па­ки­ста­на (на озере Киа­ма­ри; гру­зо­обо­рот около 25 миллионов тонн в год); в 30 км к юго-вос­то­ку от Карачи круп­ный порт Бин-Ка­сим (1980 год). Ме­ж­ду­народный аэ­ро­порт Джин­на (около 6 миллионов пас­са­жи­ров в год).

Пер­во­на­чаль­но ры­бац­кое по­се­ле­ние бе­луд­жей, име­но­вав­шее­ся Ко­ла­чи-джо-Готх. По­сле 1729 года важ­ный тор­го­вый центр и порт на северо-западном по­бе­ре­жье Ин­дии. В 1839 году за­хва­чен анг­ли­ча­на­ми и в 1843 году при­сое­ди­нён к Бри­тан­ской Ин­дии. В Карачи, яв­ляв­шем­ся административным цен­тром провинции Синд, рас­по­ла­га­лась британская во­енная ба­за. Зна­че­ние го­ро­да осо­бен­но воз­рос­ло по­сле от­кры­тия в 1869 году Су­эц­ко­го ка­на­ла. В 1878 году же­лез­ной до­ро­гой со­еди­нён с Пенд­жа­бом. По­сле раз­де­ла Британской Ин­дии в 1947 году на не­за­ви­си­мые го­су­дар­ст­ва Ин­дия и Па­ки­стан и до 1959 года сто­ли­ца Па­ки­ста­на.

В де­ло­вом цен­тре Карачи - по­строй­ки преимущественно XIX-XX веков; к се­ве­ро-за­па­ду от не­го рас­по­ло­жен Ста­рый го­род с уз­ки­ми ули­ца­ми и ма­ло­этаж­ной за­строй­кой. К югу - ре­гу­ляр­ные квар­та­лы с особ­ня­ка­ми; на по­бе­ре­жье - район Клиф­тон со зда­ния­ми ди­пло­ма­тических мис­сий, вил­ла­ми. Сре­ди ар­хитектурных па­мят­ни­ков: Ма­со­ник-холл (1845 год), нео­го­тический дво­рец Фрир-холл (1865 год; ны­не Джин­на-холл и библиотека), нео­го­тическая ча­со­вая баш­ня (1889 год) на Им­пе­ра­тор­ском рын­ке, зда­ния Вер­хов­но­го су­да и му­ни­ци­па­ли­те­та в сти­ле не­оклас­си­циз­ма (начало XX века), анг­ли­кан­ские Тро­иц­кий со­бор и церковь Апостола Ан­д­рея; ка­то­лический со­бор Святого Пат­ри­ка (1881 год); зо­роа­ст­рий­ские баш­ни мол­ча­ния, храм пар­сов Дар-и-Мех­тар; дво­рец Мо­хат­та (конец 1920-х годов, ны­не му­зей), зда­ние кор­по­ра­ции раз­ви­тия мет­ро­по­лии Карачи (1935 год), университет (1951 год, французский архитектор М. Эко­шар и другие; Ар­хео­ло­гический му­зей, 1956 год), мав­зо­лей Каи­да-и-Аза­ма - па­мят­ник ос­но­ва­те­лю Па­ки­ста­на М.А. Джин­не (1958-1968 годы), ху­дожественный центр (1960 год), Государственный банк (1961 год, ар­хи­тек­то­ры Дж.Л. Рич­чи, А. Кай­ум), отель «Ин­тер­кон­ти­нен­таль» (1962 год, ар­хи­тек­то­ры У. Таб­лер, З. Пат­хан), ме­четь Масд­жид-и-Ту­ба (конец 1960-х годов). На острове Ма­но­ра - руи­ны кре­по­сти и ин­дуи­ст­ско­го хра­ма (XIX век).

Сре­ди на­учных уч­ре­ж­де­ний - Па­кистанский институт ме­ж­ду­народных дел (1947 год), Па­кистанский со­вет по на­учным и промышленным ис­сле­до­ва­ни­ям (1953 год), НИИ ра­ка (1954 год), Институт управ­ле­ния (1954 год), Научно-исследовательский хи­мический институт (1967 год), Ака­де­мия имени Каи­да-и-Аза­ма (1976 год). Сре­ди государственных ву­зов - Инженерно-тех­но­ло­гический университет NED (1922 год; современный ста­тус с 1977 года), Медицинский университет име­ни Х. Дау (1945 год), Университет Карачи (1951 год), Университет для жен­щин (1998 год), Фе­де­раль­ный университет гу­ма­ни­тар­ных, естест­вен­ных и при­клад­ных на­ук ур­ду (2002 год), Во­енно-морская ака­де­мия; институты: биз­нес-ад­ми­ни­ст­ри­ро­ва­ния (1955 год), биз­нес-об­ра­зо­ва­ния (1993 год), тек­стиль­ный (1994 год), эко­но­ми­ки и тех­но­ло­гии (1997 год), ин­фор­мационных тех­но­ло­гии (1998 год). Сре­ди не­го­су­дарственных университетов - Ун-т Ага Ха­на (1983 год), Университет Хам­дард (1991 год). Кам­пу­сы ря­да ву­зов Па­ки­ста­на. Библиотеки: го­род­ская (1852 год), ме­мо­ри­аль­ная (1950 год), ву­зов, НИИ. Национальный му­зей Па­киста­на (от­крыт в 1950 году; про­из­ве­де­ния искусства Мо­хенд­жо-Да­ро и Ха­рап­пы, скульп­ту­ра Ганд­ха­ры), Му­зей авиа­ции и другие. Дом-му­зей М.А. Джин­ны (зда­ние начала XX века). В Карачи про­хо­ди­ли мат­чи Куб­ка ми­ра по кри­ке­ту (1987, 1996 годы), Ку­бок Южной Азии по фут­бо­лу (2005 год). На Национальном ста­дио­не (около 40 тысяч мест) про­во­дит мат­чи сбор­ная Па­ки­ста­на по кри­ке­ту.

Круп­ный тор­го­во-фи­нан­со­вый и главный ин­ду­ст­ри­аль­ный центр Па­ки­ста­на (в рай­оне Карачи про­из­во­дит­ся свыше 50% промышленной про­дук­ции стра­ны). В Карачи рас­по­ло­же­на круп­ней­шая фон­до­вая бир­жа Па­ки­ста­на (1947 год). Ве­ду­щие от­рас­ли промышленности - ма­ши­но­строе­ние и ме­тал­ло­об­ра­бот­ка, чёр­ная ме­тал­лур­гия, неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая, хи­мическая, тек­стиль­ная. В ма­ши­но­стро­ительном ком­плек­се вы­де­ля­ет­ся ав­то­мо­би­ле­строе­ние: пред­при­ятия ком­па­ний «Indus Mo­tor» (до­чер­няя ком­па­ния японского кон­цер­на «Toyota»; сбор­ка лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей), «Pak Suzuki Motor Com­pany» (со­вме­ст­ное японско-па­кистанское пред­при­ятие; про­изводство лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей), «Ne­xus Automotive» (до­чер­няя ком­па­ния американской «General Motors»; лег­ко­вые ав­то­мо­би­ли), «Honda Atlas Cars» (со­вме­ст­ное пред­при­ятие па­кистанской «Atlas Group» и японской «Honda»; про­изводство мо­то­цик­лов); «Atlas Engeneering» (груп­па «Atlas»; ав­то­ком­плек­тую­щие де­та­ли). Раз­ви­ты так­же су­до­строе­ние и су­до­ре­монт (государственная ком­па­ния «Karachi Shipyard and Engineering Works»). Чёр­ная ме­тал­лур­гия пред­став­ле­на пред­при­ятия­ми ком­па­ний «Pakistan Steel» (за­вод пол­но­го цик­ла мощ­но­стью 1,1 миллиона тонн про­дук­ции в год) и «Karachi Steel Rerol­ling Mills» («KSR»; пе­ре­дель­ный за­вод). Пред­при­ятия хи­мической промышленности вы­пус­ка­ют по­ли­ви­нил­хло­рид («Engro Asahi Po­lymer and Chemicals»), по­ли­сти­рол («Pak Petrochemical Indus­tries»), по­ли­эс­тер и син­те­тические во­лок­на на его ба­зе («Gatron», Group G&T), пла­сти­ко­вые упа­ков­ки («No­vatex» и «Crys­talline Products» - Group G&T). Тра­ди­ци­он­но раз­ви­ты тек­стиль­ная и пи­ще­вая промышленность.

В пор­ту Бин-Ка­сим - за­вод по про­изводству азот­ных удоб­ре­ний (ком­па­ния «Fauji Fertilizer Company»). В при­го­ро­дах Карачи неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щие за­во­ды ком­па­ний «Pakistan Refinery Ltd.» (районы Ко­ран­ги и Киа­ма­ри).

Близ Карачи соз­да­ют­ся современные промышленные зо­ны: «Тек­стиль­ный го­род» (пред­при­ятия по про­изводству хлоп­ча­то­бу­маж­ных тка­ней, го­то­вой оде­ж­ды, кра­си­те­лей); «Korangi Creek Industrial Park» (пред­при­ятия по про­изводству го­то­вой оде­ж­ды, упа­ков­ки, а так­же по об­ра­бот­ке дра­го­цен­ных кам­ней) и «Bin Qasim Industrial Park» (пред­при­ятия ав­то­мо­би­ле­строе­ния, стан­ко­строе­ния, де­ре­во­об­ра­бот­ки, фар­ма­цев­тической, хи­мической и пи­ще­вой промышленности).

Иллюстрации:

Ка­ра­чи. На­цио­наль­ная ака­де­мия ис­пол­ни­тель­ских ис­кус­ств. 1925 год.

Ка­ра­чи. Мав­зо­лей Каи­да-и-Аза­ма. 1958-1968 годы.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

s14970.jpg

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты