КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

0 комментариев

КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - ли­те­ра­ту­ра на ка­ра­чае­во-бал­кар­ском язы­ке. Пред­став­ле­на са­мо­стоя­тель­ны­ми литературными тра­ди­ция­ми двух на­ро­дов: бал­кар­цев и ка­ра­ча­ев­цев.

Бал­кар­ская сло­вес­ность за­ро­ди­лась во 2-й половине XIX - начале XX веков, ещё до по­яв­ления национальной пись­мен­но­сти. К.Б. Ме­чи­ев, по­ло­жив­ший на­ча­ло балкарской по­этической тра­ди­ции на ос­но­ве тюркской, персидской и арабской по­эзии, за­пи­сы­вал свои тек­сты арабскими бу­к­ва­ми. От это­го пе­рио­да со­хра­ни­лись так­же им­про­ви­за­ции Гы­чы (псевдоним пев­ца и рас­сказ­чи­ка, ав­то­ра са­ти­рических сти­хов, пе­сен, афо­риз­мов, по­ба­сё­нок Б.М. Ал­ча­ги­ро­ва). Су­ще­ст­вен­ный вклад в фор­ми­ро­ва­ние балкарской литературы вне­сли про­све­ти­те­ли XIX века: пер­вые пуб­ли­ка­то­ры балкарского фольк­ло­ра братья С.-А. и Н. Урус­бие­вы, рус­ско­языч­ный пуб­ли­цист и про­за­ик Б.А. Ша­ха­нов, ав­тор ре­лигиозных тек­стов С.Б. Чаб­да­ров и другие. В 1-й тре­ти XX века по­яв­ля­ет­ся пер­вое по­ко­ле­ние профессиональных балкарских пи­са­те­лей (С.О. Шах­мур­за­ев, Х.К. Тем­мо­ев, С.Ш. Хо­чу­ев, А.К. Бу­да­ев и другие), об­ра­щав­ших­ся главным образом к по­этическим жан­рам и со­еди­няв­ших фольк­лор­ные приё­мы с ге­рои­ко-ре­во­люционной те­ма­ти­кой. В 1930-х годах фор­ми­ру­ет­ся соб­ст­вен­но ли­рическая тра­ди­ция, от­ра­жаю­щая ду­хов­ный опыт гор­цев (К.Ш. Ку­ли­ев, К.С. Ота­ров); в твор­че­ст­ве Х.К. Тем­мое­ва, С.Ш. Хо­чуе­ва, Х.Х. Ка­цие­ва, А.М. Уль­ба­ше­ва, Б.И. Гур­туе­ва раз­ви­ва­ют­ся про­за­ические жан­ры (рас­сказ, по­весть, ху­дожественный очерк). На ру­бе­же 1930-1940-х годов по­яв­ля­ют­ся пер­вые дра­ма­тур­гические про­из­ве­де­ния («Кро­ва­вый ка­лым» Р.К. Ге­ляе­ва, 1940 год, и другие); к жан­ру дра­мы об­ра­ща­ют­ся И.Б. Жан­ту­ев, О.М. Эте­зов. В го­ды Великой Отечественной вой­ны ве­ду­щим жан­ром ста­но­вит­ся пат­рио­тическая ли­ри­ка («Мы по­бе­дим!» Ме­чие­ва, 1941 год).

Де­пор­та­ция бал­кар­цев (1944-1957 годы) пре­рва­ла раз­ви­тие национальной про­зы и дра­ма­тур­гии, со­хра­ня­лись лишь по­этическая и фольк­лор­ная тра­ди­ции. Те­ма от­ня­той ро­ди­ны, нос­таль­гические мо­ти­вы пре­тво­ре­ны в по­эзии К.С. Ота­ро­ва, К.Ш. Ку­лие­ва, Т.М. Зу­ма­ку­ло­вой. По­сле воз­вра­ще­ния бал­кар­цев на ис­то­рическую ро­ди­ну балкарская литература пе­ре­жи­ва­ет рас­цвет: твор­че­ст­во Ку­лие­ва по­лу­чи­ло все­со­юз­ное и ми­ро­вое при­зна­ние; во 2-й половине XX века поя­ви­лось но­вое по­ко­ле­ние по­этов (М.Х. Мо­ка­ев, И.Х. Ба­ба­ев, С.С. Гур­ту­ев, А.С. Со­за­ев, А.Л. Бай­зул­ла­ев), про­заи­ков (А.М. Теп­пе­ев, З.Х. Тол­гу­ров, Э.Б. Гур­ту­ев, Ж.З. То­ку­ма­ев, Б.Л. Гу­ля­ев), дра­ма­тур­гов (И.Ж. Бо­та­шев, И.Ш. Мам­ме­ев). Фор­ми­ру­ет­ся национальное ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние (Р.К. Ота­ро­ва, Т.Ш. Бит­ти­ро­ва, Тол­гу­ров, Теп­пе­ев, Ф.А. Урус­бие­ва). В конце 1980-2000-х годов в твор­че­ст­ве мо­ло­дых бал­кар на­ча­лось пе­ре­ос­мыс­ле­ние со­бы­тий национальной ис­то­рии, мес­та и ро­ли че­ло­ве­ка в из­меняю­щем­ся ми­ре (по­эты А. Бе­ги­ев, М. Беп­па­ев, М. Оль­ме­зов и другие; про­за­ик Б. Чип­чи­ков).

Пер­вое ори­ги­наль­ное про­из­ве­де­ние ка­ра­ча­ев­ской литературы - «Пес­ня Ха­сау­ка» К. Бай­ра­му­ко­ва (1828 год), пол­то­ра сто­ле­тия со­хра­няв­шая­ся в народной па­мя­ти как фольк­лор­ная. На ру­бе­же XIX-XX веков на­ча­лась дея­тель­ность ка­ра­ча­ев­ских про­све­ти­те­лей: И.Я. Ак­бае­ва - од­но­го из соз­да­те­лей ка­ра­чае­во-балкарской пись­мен­но­сти; И.П. Крым­шам­ха­ло­ва (псевдоним Ис­лам Те­бер­ди­чи), Х. Ха­ли­ло­ва, И. Ху­бие­ва и других. Ос­но­во­по­лож­ник национальной литературы - по­эт И.У. Се­мё­нов в пер­вые де­ся­ти­ле­тия XX века за­пи­сы­вал свои сти­хи, как и бал­ка­рец К. Б. Ме­чи­ев, араб. бу­к­ва­ми. Пер­вые профессиональные ка­ра­ча­ев­ские пи­са­те­ли - по­эт И.З. Ка­ра­ке­тов, дву­языч­ный про­за­ик и пуб­ли­цист И.А.-К. Ху­би­ев, рус­ско­языч­ный по­эт и пуб­ли­цист У.Дж. Али­ев. Сре­ди по­этов 1920-1930-х годов - И. Ка­ра­ке­тов, А.Л. Ур­те­нов, Д.П. Бай­ку­лов, О.А. Ху­би­ев. Боль­шую роль в ста­нов­ле­нии про­зы сыг­ра­ла жур­на­ли­сти­ка и пуб­ли­ци­сти­ка; тра­ди­ции эпического по­ве­ст­во­ва­ния на фольк­лор­ной ос­но­ве за­ло­жил ис­то­рический ро­ман «Чёр­ный сун­дук» Х.А. Ап­пае­ва (1935-1936 годы). Син­тез иг­ро­вых форм народных об­ря­до­вых пред­став­ле­ний и тра­ди­ций профессионального те­ат­ра про­явил­ся в дра­ма­тур­гии (Г. Ге­бе­нов, А. Кор­кмазов, А.-К. Бат­ча­ев, А. Бо­та­ше­ва, Ш. Эб­зе­ев).

В пе­ри­од де­пор­та­ции (1944-1957 годы) литературный про­цесс был пре­рван, куль­ти­ви­ро­ва­лись главным образом фольк­лор­но-пе­сен­ные жан­ры. По­сле воз­вра­ще­ния на ис­то­рическую ро­ди­ну бур­ное раз­ви­тие по­лу­чил ко­рот­кий юмо­ри­стический рас­сказ ха­ба­ра (но­вость, анек­дот), луч­шие об­раз­цы ко­то­ро­го соз­дал М.А. Ху­би­ев. Клас­си­кой ка­ра­ча­ев­ской литературы ста­ли сти­хи и про­за Х.Б. Бай­ра­му­ко­вой, по­эзия А.А. Су­юн­че­ва, по­эмы У.Б. Алие­ва. В по­след­ние де­ся­ти­ле­тия XX - начале XXI веков поя­ви­лись но­вые име­на в по­эзии, про­зе и дра­ма­тур­гии (Н. Ху­би­ев, Х. Джау­ба­ев, М. Бат­ча­ев, А. Ку­ба­нов, С. Лай­па­нов, А. Ак­ба­ев, Ф. Бай­ра­му­ко­ва, А. Уз­де­нов и другие), раз­ви­ва­лось ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние (А.И. Ка­рае­ва, З.Б. Ка­рае­ва).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Ка­рае­ва А.И. Очерк ис­то­рии ка­ра­ча­ев­ской ли­те­ра­ту­ры. М., 1966
  • Очер­ки ис­то­рии бал­кар­ской ли­те­ра­ту­ры. Наль­чик, 1981
  • Ка­ра­чае­во-бал­кар­ские дея­те­ли куль­ту­ры кон­ца ХIХ – на­ча­ла ХХ вв. / Сост. Т.Ш. Бит­ти­ро­ва. Наль­чик, 1993–1996. Т. 1–2
  • Пи­са­те­ли Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рии. ХIХ – ко­нец 80-х гг. ХХ в. Наль­чик, 2003
  • Алие­ва С.У. Ка­ра­ча­ев­ская ли­те­ра­ту­ра // Ли­те­ра­ту­ры на­ро­дов Рос­сии. ХХ век. М., 2005
  • Ота­ро­ва Р.К. Бал­кар­ская ли­те­ра­ту­ра // Там же

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты