КАРА-ТЕПЕ

0 комментариев

КАРА-ТЕПЕ - буд­дий­ский куль­то­вый центр 2-й половины I–VI веков в Средней Азии (ны­не на юге Уз­бе­ки­ста­на). 

Ос­тат­ки Кара-тепе на­хо­дят­ся в северо-западном уг­лу го­ро­ди­ща Тер­мез Ста­рый. От­крыт и ин­тер­пре­ти­ро­ван как буд­дий­ский мо­на­стырь А.С. Стрел­ко­вым в 1926 году; в 1961-1991 годах, 1994 году изу­чал­ся экс­пе­ди­ци­ей, воз­глав­ляе­мой Б.Я. Ста­ви­ским, с 1996 года - узбекско-японской экс­пе­ди­ци­ей под рук. Ш.Р. Пи­дае­ва и К. Ка­то. Кара-тепе за­ни­ма­ет трёх­гла­вую воз­вы­шен­ность (площадью 8 га). На скло­нах южных и западных хол­мов - раз­но­вре­мен­ные не­боль­шие мо­на­сты­ри (сыр­цо­вые по­строй­ки и дво­ры, при­мы­каю­щие к пе­ще­рам, вы­руб­лен­ным в пес­ча­ни­ке). Эта тра­ди­ция вос­хо­дит к на­зем­но-пе­щер­ным мо­на­сты­рям Западной Ин­дии II-I века до н. э. На северной вер­ши­не - об­шир­ный на­зем­ный ком­плекс: во­круг пря­мо­уголь­но­го дво­ра - мо­на­ше­ские ке­льи, по­ме­ще­ния для про­ве­де­ния ри­туа­лов и со­б­ра­ний. С северной сто­ро­ны к не­му при­мы­ка­ет мо­ну­мен­таль­ная сту­па на пря­мо­уголь­ной плат­фор­ме, вклю­чаю­щей в се­бя бо­лее ран­нюю сту­пу с круг­лым ос­но­ва­ни­ем. Та­кая пла­ни­ров­ка ти­пич­на для средне-ази­атских буд­дий­ских мо­на­сты­рей ку­шан­ско­го вре­ме­ни (I-III века н. э.). Со­ору­же­ния бы­ли ук­ра­ше­ны ка­мен­ной и гли­но­ган­че­вой скульп­ту­рой, на­стен­ной жи­во­пи­сью. Сре­ди на­хо­док - мо­не­ты (ку­шан­ские, ку­ша­но-са­са­нид­ские, че­кан тер­мез­ских пра­ви­те­лей); над­пи­си на ке­ра­ми­ке греческим пись­мом на бак­трий­ском языке (смотрите Иран­ские язы­ки), а так­же вы­пол­нен­ные пись­мом кха­рошт­хи и брах­ми (смотрите Ин­дий­ское пись­мо), в том числе: со­дер­жа­щие, ве­роят­но, название Кара-тепе (или его час­ти), оз­на­чающее «мо­на­стырь пра­ви­те­ля»; на­зва­ние шко­лы, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рой про­жи­ва­ли на Кара-тепе, - ма­ха­санг­хи­ка, от­но­ся­щей­ся к хи­ная­не (смотрите в статье Тхе­ра­вада). Рас­цвет Кара-тепе от­но­сит­ся ко II - 1-й половине III веков. Упа­док (со 2-й половины III века) свя­зы­ва­ет­ся с за­вое­ва­ния­ми Са­са­ни­дов, в ре­зуль­та­те ко­то­рых буд­дизм ли­шил­ся под­держ­ки ме­ст­ных пра­ви­те­лей. В IV-VI веках жи­те­ли города Тер­мез ис­поль­зо­ва­ли часть за­бро­шен­ных пе­щер и по­ме­ще­ний для по­гре­бе­ний (тру­по­по­ло­же­ния, со­про­во­ж­дав­шие­ся ке­ра­мической по­су­дой, мо­не­та­ми, ук­ра­ше­ния­ми), вход в ко­то­рые за­страи­ва­ли сте­на­ми из сыр­цо­во­го кир­пи­ча. Кара-тепе пол­но­стью ос­тав­лен буд­ди­ста­ми до по­яв­ле­ния в Тер­ме­зе ара­бов (конце VII века). В IX-X вtrf[ од­на из пе­щер южного хол­ма бы­ла рас­пи­са­на и ис­поль­зо­ва­на под хри­сти­ан­скую цер­ковь, про­су­ще­ст­во­вав­шую не­дол­го. Су­дя по на­стен­ным над­пи­сям, в XI-XII веках пе­ще­ры Кара-тепе слу­жи­ли для про­ве­де­ния по­стов му­сульманскими от­шель­ника­ми.

Иллюстрация:

Ка­ра-те­пе. Го­ло­ва Буд­ды. Фрес­ка. II-IV века. Все­со­юз­ная цент­раль­ная на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ская ла­бо­ра­то­рия по кон­сер­ва­ции и ре­став­ра­ции ху­до­же­ст­вен­ных про­из­ве­де­ний (Мо­ск­ва).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Грек Т.В. Ка­ра-те­пе – буд­дий­ский пе­щер­ный мо­на­стырь в Ста­ром Тер­ме­зе. М., 1964
  • Буд­дий­ские пе­ще­ры Ка­ра-те­пе в Ста­ром Тер­ме­зе. М., 1969
  • Буд­дий­ский куль­то­вый центр Ка­ра-те­пе в Ста­ром Тер­ме­зе. М., 1972
  • Но­вые на­ход­ки на Ка­ра-те­пе в Ста­ром Тер­ме­зе. М., 1975
  • Буд­дий­ские па­мят­ни­ки Ка­ра-те­пе в Ста­ром Тер­ме­зе. М., 1982
  • Буд­дий­ские ком­плек­сы Ка­ра-те­пе в Ста­ром Тер­ме­зе. М., 1996
  • Staviskii B., Mkrtychev T. Qara-Tepe in Old Ter­mez: on the history of the monument // Bul­letin of Asia Institute. 1996. Vol. 10
  • Пи­да­ев Ш.Р., Ка­то К. Ар­хео­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния в буд­дий­ском куль­то­вом цен­тре Ка­ра-те­пе // Ар­хео­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния в Уз­бе­ки­ста­не. Таш., 2006. Вып. 5

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты