ИЗРАЗЦЫ

0 комментариев

ИЗРАЗЦЫ - керамические плитки для облицовки стен, каминов, полов, печей, водоёмов.

С ли­це­вой сто­ро­ны мо­гут со­хра­нять на­ту­раль­ный цвет обож­жён­ной гли­ны (тер­ра­ко­то­вые изразцы) ли­бо быть по­кры­ты не­про­зрач­ной гла­зу­рью и рас­пи­са­ны (май­о­ли­ко­вые изразцы). С об­рат­ной сто­ро­ны изразцы име­ют вид от­кры­той ко­роб­ки (рум­пы) для за­кре­п­ле­ния в клад­ке. Изразцы из­го­тов­ля­ют из уме­рен­но пла­стич­ных гон­чар­ных мер­ге­ли­стых или фа­ян­со­вых глин. Сфор­мо­ван­ные изразцы вы­су­ши­ва­ют, а за­тем об­жи­га­ют в пе­чах при температуре до 1150 °C. Раз­ли­ча­ют изразцы пло­ские, уг­ло­вые и кар­низ­ные.

Ис­поль­зо­ва­ние ке­ра­мических пли­ток для об­ли­цов­ки вос­хо­дит к ар­хи­тек­ту­ре Древ­не­го Егип­та, Ва­ви­ло­нии, Ас­си­рии. C VIII века изразцы из­вест­ны в стра­нах Ев­ро­пы (ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лись в XVI-XVII веках). Так, в Пор­ту­га­лии, Ис­па­нии и их ко­ло­ни­ях (Ар­ген­ти­на, Бра­зи­лия) мно­го­цвет­ные из­раз­цы азу­ле­жус (азу­ле­жуш), тра­ди­ция ко­то­рых бы­ла унас­ле­до­ва­на от мав­ров, ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись в де­ко­ре экс­терь­е­ров и ин­терь­е­ров (вплоть до ке­рамических ал­тар­ных об­ра­зов в церк­вах) и ста­ли ха­рак­тер­ной чер­той национальной ар­хи­тек­ту­ры. В Гер­ма­нии, Гол­лан­дии, Швей­ца­рии бы­ли из­вест­ны главным образом бе­лые изразцы с си­ним ри­сун­ком (сна­ча­ла ор­на­мен­таль­ные, позд­нее с изо­бра­зительными мо­ти­ва­ми).

В Рос­сии изразцы с XV века так­же при­ме­ня­лись для ук­ра­ше­ния фа­са­дов (фри­зы, на­лич­ни­ки, кар­ни­зы). Тер­ра­ко­то­вые рель­еф­ные изразцы вско­ре ста­ли по­кры­вать про­зрач­ной зе­лё­ной гла­зу­рью («му­ра­вой»), а со 2-й половины XVII века - раз­но­цвет­ны­ми эма­ля­ми (бе­лы­ми, жёл­ты­ми, зе­лё­ны­ми, ко­рич­не­вы­ми, си­ни­ми). Изразцами ук­ра­ша­лись как ор­на­мен­таль­ны­ми, так и фи­гур­ны­ми изо­бра­же­ния­ми. С начала XVIII века про­из­во­ди­лись изразцы, ис­поль­зуе­мые толь­ко для об­ли­цов­ки пе­чей, - б. ч. пло­ские, с яр­кой мно­го­цвет­ной рос­пи­сью, а так­же бе­лые с си­ней рос­пи­сью, на­ве­ян­ные голландскими об­раз­ца­ми. С 1860-х годов сно­ва из­го­тов­ля­лись по­ли­хром­ные изразцы для от­дел­ки зда­ний. В конце XIX - начале XX веков с рас­про­стра­не­ни­ем сти­ля мо­дерн поя­ви­лись мо­но­хром­ные изразцы с те­ку­чи­ми пе­ре­лив­ча­ты­ми гла­зу­ря­ми. Ны­не изразцы из­го­тов­ля­ют­ся в основном для об­ли­цов­ки пе­чей и ка­ми­нов.

Иллюстрация:

Из­раз­цы. Цер­ковь Сан­та-Ма­рия-ди-Ва­ле­га в при­го­ро­де г. Овар (Пор­ту­га­лия). Фа­сад ук­ра­шен пан­но из азу­ле­жуш. Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Ов­сян­ни­ков Ю. М. Рус­ские из­раз­цы. Л., 1968
  • Öney G. Ceramic tiles in İslamic ar­chitecture. İst., 1987
  • Lemmen H. van. Delft­ware tiles. L., 1997
  • Мар­ков А. В. Леп­ни­на и из­раз­цы. Рос­тов, 2000

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты