ИЗБОРНИК 1073 ГОДА

0 комментариев

ИЗБОРНИК 1073 ГОДА - изборник князя Святослава, Изборник царя Симеона.

Славянский четий сборник, важнейший источник по истории славянской переводной литературы, богословской и общественной мысли Болгарии эпохи Первого царства, межславянских средневековых культурных связей, древнеболгарского и древнерусского литературного языка, древнейшей истории кириллического письма (смотрите Кирилл и Мефодий), памятник древнерусского изобразительного и орнаментального искусства.

Название «Изборник» может применяться как к древнерусскому кодексу 1073 года (ГИМ. Син. № 1043 (31-д)), так и к позднейшим спискам сборника аналогичного содержания (часть которых, например все сербские и отдельные русские, восходит не к ркп. 1073 года, а к ее болгарскому оригиналу) и к совокупности рукописной традиции памятника. Первое название Изборник получил по имени заказчика и владельца списка 1073 года киевского князя Святослава (Николая) Ярославича, второе название (более принятое зарубежными, прежде всего болгарскими, исследователями) - по имени заказчика и владельца оригинала болгарского царя Симеона (917-927 годы). Имя царя Симеона, отражающее древнейшую историю сборника и замененное в списке 1073 года именем князя Святослава, читается в составе Похвалы болгарскому царю в списке Изборника середины - 3-й четверти XV века. РНБ. Кир.-Бел. 1/1082 (долгое время ошибочно датировавшегося в литературе 1446 годом), который был обнаружен С. П. Шевырёвым в 1847 году, во время поездки в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. Существование болгарского оригинала Изборника, составленного и написанного для царя Симеона, подтверждается и независимой от русской сербской рукописной традицией сборника начала XIV-XVI веков. (Mihăilă G. Langue et culture roumaines dans l'espace sud-est européen = Румынский язык и культура в Юго-Восточной Европе. Bucur., 2001 год. С. 270-290; Симеонов сборник 1991 год. Т. 1. С. 39-43, 70-71. № 2, 3, 14). Отсутствие в сербских списках И. Похвалы царю Симеону объясняется, возможно, тем, что они (в отличие от древнерусских) восходят к неофициальному (либо дефектному) экземпляру сборника. Мнение Л. П. Жуковской, что под «царем Симеоном» в Похвале в кирилло-белозерском списке следует понимать великого князя Владимирского и Московского Симеона Иоанновича Гордого, является несостоятельным (Жуковская Л. П. Изборник 1073 года: Судьба книги, состояние и задачи изучения // Изборник Святослава 1073 года: Сборник статей. М., 1977. С. 8-10).

Кодекс 1073 года (ГИМ. Син. № 1043 (31-д)) - 2-я по древности (после Остромирова Евангелия 1056-1057 годов) датированная славянская рукопись, древнейший нелитургический и не связанный с кругом уставных чтений кодекс. Пергаменная рукопись состоит из 266 листов размером 33,6×24,8 см. К настоящему времени в кодексе утрачены ряд листов и целиком 18-я тетрадь. Текст написан каллиграфическим уставным письмом в 2 столбца 2 писцами. Первый писец - дьяк Иоанн - сообщил свое имя и дату работы в приписке на обороте листа 263. Вопрос о тождестве 2 Иоаннов - писцов И. и Изборника 1076 года - долгое время был предметом обсуждения в историко-филологической литературе и в итоге был решен отрицательно. Имя заказчика написано в рукописи по смытому тексту, вероятно, сразу после написания. Размеры смытого текста (прочесть который не удалось даже с помощью современных технических средств) указывают на то, что заменено было скорее указание на первоначального заказчика сборника царя Симеона, чем на предшественника Святослава на киевском престоле - его старшего брата князя Изяслава (Димитрия) Ярославича (последняя т. зр. была распространена в литературе). Текст Изборника сохраняет языковую основу своего болгарского протографа, а правописание писцов в разной степени отражает черты восточнославянской (древнерусской) орфографии. Характерную особенность Изборника составляет разделение текста на 2 части, оформленные как самостоятельные единицы посредством иллюминации, отдельного оглавления и самостоятельной нумерации статей. Причины такой организации Изборника не вполне ясны; наиболее вероятной выглядит гипотеза, что источником сборника послужил 2-томный кодекс. Особенностью списка 1073 года является двоекратное помещение Похвалы Святославу Ярославичу (на л. 2-2 об. и 263 об.).

Изборник украшен 5 миниатюрами, изображающими семью князя Святослава Ярославича в предстоянии Спасителю, восседающему на престоле (на развороте л. 1 об.- 2), отцов Вселенских Соборов в архитектурном обрамлении (Л. 3, 3 об., 128, 128 об.), а также заставками и инициалами роскошного византийского (эмальерного) стиля, рисунками с изображениями знаков зодиака (Л. 250 об.- 251) и др. В болгарской искусствоведческой литературе миниатюры (включая портрет княжеской семьи) и орнаментику Изборника принято рассматривать в качестве копий, восходящих к болгарскому оригиналу 1-й трети X века. В исследованиях отечественных искусствоведов отмечается связь иллюминации рукописи с образцами современного ей византийского книжного искусства.

История рукописи с момента создания до начала XV века неизвестна. Высказанное в литературе мнение о том, что во 2-й половине XIV века Изборник находился в Суздальско-Нижегородской епархии (Лихачёв Д. С. К вопросу о судьбе рукописи Изборника 1073 года в XIV веке // Русско-болгарские фольклорные и литературные связи. Л., 1976. Т. 1. С. 42-44), основано на неточной датировке и атрибуции записи XII-XIII веков на обороте листа 122 (см.: СКСРК, XI-XIII. С. 37) с упоминанием епископа Дионисия. В начале XV века кодекс 1073 года, вероятно, находился в Москве, возможно в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя мужском монастыре, где в 1403 году с него был сделан список на пергамене (ГИМ. Син. № 275). Один из писцов последнего, Онфим, сделал пометы на копируемом оригинале.

В середине XVII века древняя, роскошно оформленная рукопись Изборника привлекла внимание патриарха Никона и поступила в библиотеку его подмосковной резиденции - Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня монастыря, где оставалась до 1834 года. В начаде XVIII века Похвала князю Святославу и миниатюры списка 1073 года были использованы в ранних старообрядческих компиляциях в защиту «дониконовского» написания имени Исус и двоеперстия (Беляева О. К. К вопросу об использовании памятников древнерусской письменности в старообрядческих полемических сочинениях 1-й четверти XVIII века // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 12-14). Рукопись Изборника была обнаружена в Новоиерусалимском монастыре и введена в научный оборот К. Ф. Калайдовичем и П. М. Строевым в 1817 году, во время их археографических поездок по подмосковным обителям; в 1834 году передана в Синодальную библиотеку, в составе которой поступила в ОР ГИМ. В 1978-1981 годах в связи с подготовкой факсимильного издания кодекс 1073 года был отреставрирован.

Изборник как литературный памятник

Болгарский оригинал Изборника относится к жанру антологий. Греческие источники Изборника наиболее подробно рассмотрены в монографии М. В. Бибикова (Бибиков. 1996 год), где собраны сведения о 22 греческих рукописях X-XVI веков, сходных по тексту (вопросо-ответы Анастасия Синаита) и восходящих к кодексу, который послужил архетипом древнеболгарского перевода. Из древнейших к Изборнику наиболее близки греческие рукописи X века. Paris. Coislin. 120 и Vat. gr. 423.

Основную часть содержания Изборника (около 3/4 объема) составляет эротапокритическое (вопросо-ответное) сочинение с именем Анастасия Синаита в заглавии. (Мнения исследователей по поводу личности автора расходятся; смотрите: Анастасий Синаит, прп.; КМЕ. Т. 2. С. 50-51). Окончательное оформление и редактирование сочинения было завершено в IX веке, когда в текст были включены статьи, отвечающие интересам времени (например, в защиту иконопочитания). В совокупности материал представляет собой свод кратких толкований с ответами на широкий круг вопросов, которые могли возникнуть у мирянина при чтении Священного Писания и(или) по различным житейским проблемам.

В начале Изборника помещалась Похвала царю Симеону (сохранившаяся далеко не во всех списках). Далее следуют ряд статей по тринитарным вопросам и статья о Вселенских Соборах. Между 2 частями Изборника находятся извлечения из Слов святителя Григория Богослова. После вопросо-ответов Анастасия Синаита помещены 2 трактата: философский Феодора Раифского и Георгия Хировоска «О образех» (исключенный из ряда списков Изборника). Последний труд является одним из немногих в средневековых славянских литературах произведений, посвященных проблемам поэтики. Далее следуют статьи о сущности Бога и Святой Троицы, включая «Вопросы и ответы» святителей Григория Богослова и Василия Великого. За ними помещены тексты хронологического характера: об исчислениях дат важнейших событий библейской истории и о наименованиях месяцев у различных народов. Заключительный блок составляют Десять заповедей, индекс отреченных книг, имена пророков и апостолов и краткие сведения о них. Как дополнение после Похвалы помещен «Летописец вскоре» патриарха Никифора.

Энциклопедический характер (речь идет об объеме и о принципе расположения материала) и структура сборника нашли отражение в его заглавии: «Сбор от мног отец, толкования о неразумных словесех, в Евангелии, и в Апостоле, и в иных книгах, вкратце сложена на память и на готов ответ». Сборник разделен на 428 статей, которые можно отнести к 2 типам. Первый тип составляют вопросы, которые могут возникнуть при усвоении этических принципов христианства, особенно при сравнении их с житейской повседневностью, а также о смысле некоторых обрядов. В статьях второго типа разъясняются отдельные библейские тексты, сообщаются подробности, отсутствующие в этих текстах, истолковываются неясные или противоречивые места в них. Индекс отреченных книг (содержащий 25 названий и приписываемый обычно Исидору) является древнейшим в славянской литературной традиции.

Благодаря Изборнику славянский читатель знакомился с многочисленными (35) именами византийских авторов - преимущественно выдающихся представителей патристики - от древнейшего периода апологетики до конца святоотеческого периода. Наряду с сочинениями отцов Церкви, уже знакомых новообращенным христианам по др. переводам, в Изборник включены фрагменты сочинений менее известных авторов: Климента Александрийского, священномученика Иринея, епископа Лионского, мученика Иустина Философа, преподобного Исидора Пелусиота, Феодорита, епископа Кирского, святителя Епифания Кипрского, святителя Диадоха, епископа Фотикийского, Олимпиодора, святого Максима Исповедника и др. Через посредство Изборника в славянские литературы вошли имена авторов, признанных православной Церковью еретиками, чьи сочинения позднее исчезли из книжного репертуара,- Оригена, Евсевия Кесарийского, Севира, патриарха Антиохийского.

Перевод греческого памятника имел прежде всего просветительную цель. В эпоху, когда Изборник переводился в Болгарии, и позднее, когда он получил известность на Руси, его статьи выполняли важную идеологическую и общественную функцию, способствуя преодолению языческого мировоззрения и утверждению христиианских взглядов. Кроме того, перевод столь разнообразных сочинений оказывал влияние на развитие литературного языка в Болгарии, на Руси и в Сербии.

Рукописная традиция Изборника XI-XVIII веков обширна. На Руси памятник получил известность между концом X века и началом 70-х годов XI века, возможно непосредственно в эпоху принятия христианства. Список 1073 года выполнен, вероятнее всего, с экземпляра царской преславской библиотеки, предположительно принесенной в Киев на рубеже X и XI веков. (смотрите: Алексеев А. А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 139-140). Широкое распространение памятника в русской книжности XV-XVI веков уместно соотнести с феноменом обращения к «своей античности» (Лихачёв Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1973. С. 113-120). Сербская рукописная традиция Изборника связана в первую очередь с афонским Хиландаром, сохранившим на протяжении средневековья и раннего Нового времени наибольшее число южнославянских переводных и оригинальных памятников. В литературе перечислены 27 относительно полных списков памятника (24 восточнославянских и 3 сербских) без старообрядческих копий XIX века. Помимо 24 списков, описанных К. М. Куевым в последнем наборном издании Изборника (Симеонов сборник 1991. Т. 1. С. 36-96; смотрите также: Творогов. 1987. С. 194-195), к рукописной традиции Изборника относятся вильнюсские пергаменные отрывки (БАН Литвы. Ф. 19. № 19/2, 19/3) конец XIV (?) - начало XV веков (Турилов А. А. Новый список Изборника Симеона-Святослава: К атрибуции двух фрагментов в сборнике пергаменных отрывков ЦНБ АН Литвы // Palaeobulgarica. 1997. № 2. С. 5-11), обширные выписки с измененным порядком статей, сопровождающие новгородский список «Пчелы» 1-й четверти XV века. (РГАДА. Ф. 181. Оп. 1. № 370. Л. 138 об.- 177; Каталог славянско-русских рукописных книг XV века, хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 208-214. № 79), и западнорусский список конца XVI - начала XVII веков, № 223 из библиотеки Зографского монастыря на Афоне (Ралева Ц. Зографский список Сборника царя Симеона // Palaeobulgarica. 1993. № 4. С. 22-58). Ряд статей Изборника сопровождает также один из древнейших русских списков ветхозаветных книг - РГБ. Троиц. № 2, конец XIV - начало XV века (СКСРК, XIV. Вып. 1. С. 175. № 65). При этом рукописную традицию Изборника на сегодняшний день нельзя считать полностью выявленной. В дальнейшем возможны находки (или атрибуции) новых (прежде всего восточнославянских) списков Изборника (преимущественно XVI-XVII веках и более поздних), в особенности не содержащих начала и Похвалы заказчику.

Как образец и модель (и отчасти источник) Изборник оказал влияние на формирование Изборника 1076 года и Изборника XIII века. Не позднее 1-й половины XV века Изборник послужил одним из источников типологически близкой к нему версии (тип 3 по классификации М. С. Крутовой) сборник «Златая цепь».

Иллюстрация:

Похвала кн. Святославу в Изборнике 1073 г. (ГИМ. Син. № 1043(31-д). Л. 2 об.). Архив ПЭ.

Издания:

Изборник вел. кн. Святослава Ярославича 1073 г. / ОЛДП. СПб., 1880 [фототип. изд.];

Изборник Святослава 1073 г. М., 1983. [Ч. 1]: Факс. изд.; [Ч. 2]: Науч. аппарат; Симеонов сборник (по Светославовия препис от 1073 г.). София, 1991. Т. 1 [Изслед. и текст]; Т. 2 [Указ.].

©Православная Энциклопедия

Литература
  • Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь в вакационные дни в 1847 г. М., 1850. Ч. 2. С. 30-32
  • Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 365-405
  • Розов Н. Н. Старейший болгарский «Изборник» и его рус. рукописная традиция // ИзвОЛЯ. 1969. Т. 28. Вып. 1. С. 75-78
  • Лазарев В. Н. Групповой портрет семейства Святослава // Он же. Рус. средневековая живопись. М., 1970. С. 39-40
  • Протасьева Т. Н. Византийский орнамент // ДРИ: Рукописная книга. 1974. Сб. 2. С. 206-208

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты