ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР

0 комментариев

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР - жанр изо­бра­зительного искусства, по­свя­щён­ный ис­то­рическим со­бы­ти­ям и дея­те­лям.

Об­ра­щён­ный в основном к про­шло­му, исторический жанр вклю­ча­ет так­же изо­бра­же­ния не­дав­них со­бы­тий, ис­то­рическое зна­че­ние ко­то­рых при­зна­но со­вре­мен­ни­ка­ми. Зна­чи­мость за­пе­чат­лён­но­го со­бы­тия по­зво­ля­ет раз­гра­ни­чи­вать соб­ст­вен­но исторический жанр и про­из­ве­де­ния на ис­то­рические те­мы, близ­кие бы­то­во­му жан­ру.

Основные ви­ды про­из­ве­де­ний исторического жанра - ис­то­рические кар­ти­ны, рос­пи­си, рель­е­фы, мо­ну­мен­таль­ная и стан­ко­вая скульп­ту­ра, ми­ниа­тю­ра, книж­ная и стан­ко­вая гра­фи­ка. Исторический жанр час­то пе­ре­пле­та­ет­ся с др. жан­ра­ми: порт­ре­том (изо­бра­же­ния дея­те­лей про­шло­го, порт­рет­но-ис­то­рической ком­по­зи­ции), пей­за­жем («ис­то­ри­че­ский пей­заж»). Осо­бен­но тес­но с историческим жанром смы­ка­ется ба­таль­ный жанр - в тех слу­ча­ях, ко­гда рас­кры­ва­ет­ся ис­то­рический смысл во­енных со­бы­тий. Изо­бра­жае­мые ре­аль­ные ис­то­рические со­бы­тия на­сы­ща­лись ми­фо­ло­гическими, биб­лей­ски­ми, ал­ле­го­рическими пер­со­на­жа­ми, по­лу­ча­ли ле­ген­дар­ное ис­тол­ко­ва­ние. Эво­лю­ция исторического жанра обу­слов­ле­на не толь­ко сме­ной ху­дожественных сти­лей, но и раз­ви­ти­ем ис­то­рических воз­зре­ний, со­ци­аль­но-по­ли­тических взгля­дов, а пе­рио­ды его подъ­ё­ма свя­за­ны с уси­ле­ни­ем со­ци­аль­ных, национальных и государственных кон­флик­тов, воз­ник­но­ве­ни­ем но­вых об­щественных дви­же­ний.

Ис­то­ки исторического жанра вос­хо­дят к глу­бо­кой древ­но­сти, ко­гда вос­по­ми­на­ния о ре­аль­ных ис­то­рических со­бы­ти­ях (вой­нах, пе­ре­се­ле­ни­ях пле­мён, фор­ми­ро­ва­нии на­ро­дов, гocударств и др.) со­еди­ня­лись с фольк­лор­ным вы­мыс­лом и ми­фа­ми. К про­из­ве­де­ни­ям исторического жанра мож­но от­не­сти свя­щен­ные изо­бра­же­ния, свя­зан­ные с куль­том пред­ков, раз­ме­щён­ные в свя­ти­ли­щах - гроб­ни­цах и хра­мах. В Древ­нем Егип­те и Ме­со­по­та­мии ис­то­рические со­бы­тия изо­бра­жа­лись ли­бо в ус­лов­ных сим­во­лических ком­по­зи­ци­ях (апо­фе­оз во­енных по­бед мо­нар­ха, пе­ре­да­ча ему вла­сти бо­же­ст­вом и т. п.), ли­бо в цик­лах, по­ве­ст­вую­щих гл. обр. о под­ви­гах пра­ви­те­ля и его вой­ска (рель­е­фы или рос­пи­си на те­мы битв, по­хо­дов, осад го­ро­дов, пу­те­ше­ст­вий и т. п.).

В Древ­ней Гре­ции пред­став­ле­ния об ис­то­рических со­бы­ти­ях, как пра­ви­ло, во­пло­ща­лись в ми­фо­ло­гических те­мах и об­раз­ах, но из­вест­ны и обоб­щён­но-иде­аль­ные изо­бра­же­ния ре­аль­ных ис­то­рических сцен и ге­ро­ев (груп­па «Ти­ра­но­убий­цы» ра­бо­ты Кри­тия и Не­сио­та, 477-476 годы до н. э.). С рас­па­дом ми­фо­ло­гического ми­ро­воз­зре­ния и фор­ми­ро­ва­ни­ем искусства порт­ре­та ста­ло воз­мож­ным и изо­бра­же­ние не­дав­не­го ис­то­рического со­бы­тия с ре­аль­ны­ми ге­роя­ми (кар­ти­на греческого жи­во­пис­ца Фи­лок­се­на из Эрет­рии со сце­ной бит­вы Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го с Да­ри­ем при Ис­се, IV-III века до н. э.; из­вест­на по римской мо­за­ич­ной ко­пии II века до н. э., Национальный ар­хео­ло­гический му­зей, Не­аполь).

Идеи мо­гу­ще­ст­ва гo­cу­дарства и культ им­пе­ра­то­ров на­шли вы­ра­же­ние в древнеримском ис­то­рическом рель­е­фах со сце­на­ми во­енных три­ум­фов (рель­е­фы ар­ки Ти­та в Ри­ме, 81 год н. э.) и в до­ку­мен­таль­но-по­ве­ст­во­вательных фри­зах с эпи­зо­да­ми во­енных по­хо­дов (ко­лон­на Трая­на в Ри­ме, 111-114 годы). В средневековой Ев­ро­пе ис­то­рические сю­же­ты ши­ро­ко пред­став­ле­ны в ми­ниатю­рах хро­ник и ко­дек­сов, мо­заи­ках и вит­ра­жах, в про­из­ве­де­ни­ях де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства (эпи­зо­ды нор­манд­ско­го за­вое­ва­ния Анг­лии 1066 год, за­пе­чат­лён­ные на т. н. Ков­ре из Байё, около 1080 года, Му­зей ко­ро­ле­вы Ма­тиль­ды, Байё).

Изо­бра­же­ния ис­то­ри­ко-ба­таль­но­го и ис­то­ри­ко-бы­то­во­го ха­рак­те­ра час­то встре­ча­ют­ся в древ­нем и средневековом искусстве Азии. В Древ­нем Ки­тае с яр­ки­ми под­роб­но­стя­ми изо­бра­жа­лись бит­вы и по­хо­ды (рель­е­фы гроб­ни­цы се­мьи У в провинции Шань­дун, эпо­ха Хань, 147-163 годы; сви­ток «Вла­сте­ли­ны раз­ных ди­на­стий» Янь Ли­бэ­ня, эпо­ха Тан, VII век, и др.). Ис­то­ри­ко-бы­товые сю­же­ты по­яв­ля­ют­ся с XI-XII веков в японской жи­во­пи­си, с XV-XVI веков в ми­ниа­тю­рах Ира­на, Ин­дии (мо­голь­ская ми­ниа­тю­ра XVI-XVII веков), Средней Азии и др. Чер­ты ис­то­рические дей­ст­ви­тель­но­сти от­ра­жа­ют­ся пре­имущественно в ми­фо­ло­гической фор­ме в средневековых рос­пи­сях и рель­е­фах Ин­дии, стран Юго-Восточной Азии.

Соб­ст­вен­но исторический жанр на­чал скла­ды­вать­ся в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния в Ев­ро­пе. Куль­ту­ра гу­ма­низ­ма, про­бу­ж­де­ние ин­те­ре­са к ис­то­рическим зна­ни­ям спо­соб­ст­во­ва­ли ук­ре­п­ле­нию пред­став­ле­ния об эпи­зо­дах Свя­щен­но­го Пи­са­ния как фак­тах об­ще­че­ло­ве­че­ской ис­то­рии. «Бо­го­слов­ские» сю­же­ты в эту эпо­ху бы­ли до­пол­не­ны об­ра­ще­ни­ем к ан­тич­ной ми­фо­ло­гии, а так­же литературными сю­же­та­ми, по­черп­ну­ты­ми не толь­ко из древ­них (Го­мер, Ови­дий, Вер­ги­лий), но и современных (Дан­те, А. По­ли­циа­но и др.) ав­то­ров. Кар­ти­ны на литературные и ми­фо­ло­гические сю­же­ты со­вре­мен­ни­ки на­зы­ва­ли «ис­то­рия­ми» и «по­эзия­ми». Соз­да­ва­лись и изо­бра­же­ния на те­мы ак­ту­аль­ных современных со­бы­тий, слу­жив­шие уже в XIV веке сред­ст­вом про­па­ган­ды но­вых об­щественных идей. В XV - начале XVI веков вы­пол­ня­лись стен­ные рос­пи­си и кар­ти­ны с изо­бра­же­ни­ем битв (П. Уч­чел­ло), тор­жественных со­бы­тий современной жиз­ни, раз­вёр­ты­ваю­щих­ся на фо­не ре­аль­ных ар­хитектурных фо­нов и ин­терь­е­ров (Ме­лоц­цо да Фор­ли, Джен­ти­ле Бел­ли­ни, Б. Пин­ту­рик­кьо, В. Кар­пач­чо, Д. Гир­лан­дайо и др.); не­ред­ко они вклю­ча­лись в ком­по­зи­ции на религиозные сю­же­ты. А. Ман­те­нья и Пье­ро дел­ла Фран­че­ска об­ра­ща­лись к со­бы­ти­ям ан­тич­ной ис­то­рии как к ге­ро­ическому идеа­лу, об­раз­цу для со­вре­мен­но­сти. Соз­да­ва­лись и соб­ст­вен­но ис­то­рические ком­по­зи­ции, трак­то­ван­ные в иде­аль­но-обоб­щён­ном, вне­вре­мен­ном пла­не (не­со­хра­нив­шие­ся ба­таль­ные кар­то­ны Ле­о­нар­до да Вин­чи и Ми­ке­ланд­же­ло). В ра­бо­тах мас­те­ров Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния на­хо­дят ме­сто под­роб­ное, до­ку­мен­таль­но точ­ное от­ра­же­ние современного бы­та (П. Ве­ро­не­зе), пред­став­ле­ния о люд­ской мас­се как об од­ном из главных ге­ро­ев ис­торических со­бы­тий (Я. Тин­то­рет­то). Из­вест­ны и ано­ним­ные кар­ти­ны XVI века с ост­ры­ми ис­то­рическими сю­же­та­ми («Казнь Са­во­на­ро­лы» и др.). В искусстве Се­вер­но­го Воз­ро­ж­де­ния от­ра­же­ние современных ис­то­рических со­бытий об­на­ру­жи­ва­ет­ся в ми­ниа­тю­рах Ж. Фу­ке и С. Мар­мио­на, в ме­мо­ри­аль­ной пла­сти­ке (рель­е­фы гроб­ни­цы Фран­ци­ска I, скульп­тор П. Бон­тан, 1551-1556 годы, цер­ковь аб­бат­ст­ва Сен-Де­ни, Па­риж); в жи­во­пи­си П. Брей­ге­ля Стар­ше­го. К ан­тич­ной те­ме об­ра­щал­ся А. Альт­дор­фер.

В XVII-XVIII веках ака­де­мизм и клас­си­цизм вы­дви­ну­ли исторический жанр на пер­вый план, ут­вер­див пред­став­ле­ния о нём как о «вы­со­ком» жан­ре, вклю­чаю­щем ре­ли­ги­оз­ные, ми­фо­ло­гические и соб­ст­вен­но ис­то­рические сю­же­ты. Офор­мил­ся и тип тор­жественной, иде­аль­но-обоб­щён­ной по по­строе­нию мно­го­фи­гур­ной ис­то­рической кар­ти­ны. Соб­ст­вен­но ис­то­рические сю­же­ты по­лу­ча­ли ус­лов­ное, де­ко­ра­тив­ное во­пло­ще­ние у бо­лон­ских ака­де­ми­стов XVII века (До­ме­ни­ки­но и др.), в кар­ти­нах С. Ро­зы. Пом­пез­ные ис­то­ри­ко-ал­ле­го­рические ком­по­зи­ции пред­став­ля­ли мо­нар­хов в об­ли­ке ан­тич­ных пол­ко­вод­цев (Ш. Леб­рен и П. Минь­яр). Од­на­ко важ­ней­шие ис­ка­ния, на­ме­тив­шие бу­ду­щие пу­ти исторического жанра, свя­за­ны с твор­че­ст­вом круп­ней­ших ху­дож­ни­ков XVII века - Н. Пус­се­на, Д. Ве­ла­ске­са, П. П. Ру­бен­са, Рем­бранд­та. В скульп­туре XVII-XVIII веков ис­то­рическая те­ма­ти­ка бы­ла пред­став­ле­на рель­е­фа­ми П. Пю­же, па­мят­ни­ка­ми и над­гро­бия­ми с порт­рет­ны­ми и ал­ле­го­рическими фи­гу­ра­ми (Ф. Жи­рар­дон, А. Куа­зе­вокс, Ж. Б. Пи­галь).

Для искусства XVIII века в Ита­лии ха­рак­тер­ны эф­фект­ные мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ные ре­ше­ния ис­то­рических тем (Дж. Б. Тье­по­ло). В эпо­ху Про­све­ще­ния воз­рас­та­ет идео­ло­ги­че­ски-вос­пи­тательное зна­че­ние исторического жанра. По­ступ­ки древ­них и современных ге­ро­ев вос­при­ни­ма­ют­ся как об­раз­цы вы­со­кой об­ще­ственной мо­ра­ли. Ус­пе­хи ар­хео­ло­гии, ин­те­рес к ис­то­рии куль­ту­ры вле­кут за со­бой тре­бо­ва­ние на­ту­раль­но­сти, ис­то­рической точ­но­сти де­та­лей. По­лу­ча­ет ши­ро­кое раз­ви­тие жанр ис­то­рического порт­ре­та (скульп­ту­ра Ж. А. Гу­до­на во Фран­ции, жи­во­пись Дж. Рей­нол­дса в Ве­ли­ко­бри­та­нии и др.). На­ка­ну­не Французской ре­во­лю­ции XVIII века му­же­ст­вен­но-стро­гие кар­ти­ны круп­ней­ше­го мас­те­ра клас­си­циз­ма Ж. Л. Да­ви­да, изо­бра­жаю­щие ге­ро­ев рес­пуб­ли­кан­ско­го Ри­ма, ста­ли во­пло­ще­ни­ем идей борь­бы с ти­ра­ни­ей, под­ви­га во имя гражданского дол­га; в го­ды ре­во­лю­ции он в ге­рои­че­ски-при­под­ня­тых об­раз­ах пред­ста­вил её ре­аль­ные со­бы­тия. Даль­ней­ший ход французской ис­то­рии оп­ре­де­лил культ от­важ­но­го вои­на, пол­ко­вод­ца, силь­ной лич­но­сти, про­слав­ле­ние На­по­ле­о­на Бо­на­пар­та и его ар­мии (кар­ти­ны Да­ви­да, А. Ж. Гро).

Со­бы­тия современной ис­то­рии на­шли от­ра­же­ние в историческом жанре в начале XIX века.: ко­ро­на­ци­он­ные тор­же­ст­ва во Фран­ции (кар­ти­ны Ж. Л. Да­ви­да), дра­ма­тизм ре­во­люционных битв и со­про­тив­ле­ние на­ро­дов на­по­ле­о­нов­ской аг­рес­сии и др. (жи­во­пись и гра­фи­ка Ф. Гойи). В историческом жанре про­яви­лось свой­ст­вен­ное ро­ман­тиз­му осоз­на­ние рав­но­знач­но­сти ис­то­рии и со­вре­мен­но­сти. Французские ро­ман­ти­ки Т. Же­ри­ко, Э.Де­лак­руа, А. Г. Де­кан на­сы­ти­ли исторический жанр эмо­цио­наль­ным вос­при­яти­ем ис­то­рических и современных об­щественных кон­флик­тов. В ком­по­зи­ци­ях Ф. Рю­да и О.До­мье на те­мы ре­во­люционных со­бы­тий жиз­нен­но вы­ра­зи­тель­ны и ал­ле­го­рические фи­гу­ры, и ти­пи­че­ские об­ра­зы народных ге­ро­ев.

С подъ­ё­мом национально-ос­во­бо­дительного дви­же­ния в середине XIX века свя­за­но раз­ви­тие исторического жанра в Бель­гии (Г. Вап­перс, Л. Гал­ле), Ита­лии (Ф. Ай­ец, скульп­тор В. Ве­ла), Ис­па­нии (Э. Ро­са­лес, А. Хис­берт, скульп­тор А. Ма­ри­нас Гар­сия), Че­хии (Й. Ма­нес), Венг­рии (В. Ма­да­рас), Поль­ше (П. Ми­ха­лов­ский), Ру­мы­нии (К. Д. Ро­зен­таль). В Гер­ма­нии к сю­же­там национальной ис­то­рии об­ра­ща­лись Ю. Шнорр фон Ка­рос­фельд, П. фон Кор­не­ли­ус, К. Ф. Лес­синг, В. фон Ка­уль­бах; сен­ти­мен­таль­ные сце­ны ры­цар­ской эпо­хи соз­да­ва­ли ху­дож­ни­ки дюс­сель­дорф­ской шко­лы, свой ис­то­рический и эс­те­тический иде­ал в средневековом про­шлом ис­ка­ли на­за­рей­цы. Исторический жанр позд­не­го клас­си­циз­ма во Фран­ции, ог­ра­ни­чи­вав­ший­ся ан­тич­ны­ми сю­же­та­ми (Ж. О. Д. Энгр), сме­нил­ся са­лон­но-ака­де­мическими псев­до­ис­то­рическими ком­по­зи­ция­ми (кар­ти­ны П. Де­ла­ро­ша, Т. Ку­тю­ра и др.). В Ве­ли­ко­бри­та­нии по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись кар­ти­ны на ис­то­рические те­мы Л. Аль­ма-Та­де­мы и пре­ра­фа­эли­тов.

Вме­сте с тем в середине XIX века об­ра­ще­ние к Историческому жанру пред­ста­ви­те­лей реа­ли­стичного на­прав­ле­ния обу­сло­ви­ло рас­про­стра­не­ние не­боль­ших ис­то­ри­ко-бы­то­вых кар­тин, где в точ­ных де­та­лях вос­соз­да­ва­лись по­все­днев­ная жизнь и «ко­ло­рит эпо­хи» (Э. Мейс­со­нье во Фран­ции, X. Лейс в Бель­гии, М. фон Швинд в Ав­ст­рии). Но­вый тип ис­то­рической кар­ти­ны соз­дал А. фон Мен­цель (Гер­ма­ния), вос­кре­шав­ший ха­рак­те­ры и нра­вы вре­ме­ни Фрид­ри­ха II. Во 2-й половине XIX века идеи национального возро­ж­де­ния во­пло­ща­лись в про­из­ве­де­ни­ях исторического жанра в Поль­ше (Я. Ма­тей­ко), Че­хии (М. Алеш, Я. Чер­мак), Ру­мы­нии (Т. Аман), Венг­рии (М. Мун­ка­чи).

К конце XIX века в историческом жанре на­ме­тил­ся по­во­рот к сим­во­ли­ко-обоб­щён­ным об­раз­ам (ге­ро­ическая ком­по­зи­ция французского скульп­то­ра О. Ро­де­на «Гра­ж­да­не Ка­ле», 1885-1889 годы). Вне­вре­мен­ная сим­во­ли­ка и сти­ли­за­ция ха­рак­тер­ны для ис­то­рической жи­во­пи­си П. Пю­ви де Ша­ван­на (Фран­ция), Х. фон Ма­ре (Гер­ма­ния), А. Бёк­ли­на и Ф. Ход­ле­ра (Швей­ца­рия), Э. Бёрн-Джон­са (Ве­ли­ко­бри­та­ния), эс­ки­зов вит­ра­жей С. Вы­спянь­ско­го (Поль­ша). В скульп­ту­ре начала XX века по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние жанр ис­то­рического порт­рета (ра­бо­ты Ро­де­на, так­же И. Меш­тро­ви­ча в Хор­ва­тии, Й. В. Мысль­бе­ка, Л. Я. Ша­ло­уна в Че­хии, К. Ду­ни­ков­ско­го в Поль­ше и др.). «Клас­си­че­ский» им­прес­сио­низм из­бе­гал лю­бой сю­жет­но­сти, од­на­ко к историческому жанру об­ра­ща­лись Э. Де­га (в ран­нем твор­че­ст­ве) и Э. Ма­не («Казнь им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­лиа­на», 1867 год, Кун­ст­хал­ле, Ман­гейм).

Со­ци­аль­ные дви­же­ния XX века на­шли от­ра­же­ние в ис­то­ри­ко-ре­во­люционной жи­во­пи­си, скульп­ту­ре, гра­фи­ке раз­ных стран ми­ра (К. Коль­виц, Ф. Кре­мер в Гер­ма­нии, Ф. Ма­зе­рель в Бель­гии, Р. Гут­ту­зо в Ита­лии). Многие ху­дож­ни­ки XX века при­да­ют сво­им ис­то­рическим про­из­ве­де­ни­ям современное по­ли­тическое зву­ча­ние, при­бе­га­ют к ост­рой тра­гической экс­прес­сии (ан­ти­фа­шист­ские ра­бо­ты немецких ху­дож­ни­ков О. Дик­са, Г. Гро­са, X. Грун­ди­га; фре­ски мексиканских ху­дож­ни­ков Д. Ри­ве­ры, Д. А. Си­кей­ро­са, X. К. Оро­ско). На­ря­ду со слож­ны­ми ус­лов­но-сим­во­лическими фор­ма­ми («Гер­ни­ка» П. Пи­кас­со, 1937 год) по­яв­ля­ют­ся про­из­ве­де­ния, тя­го­тею­щие к по­ли­тической от­чёт­ли­во­сти пла­ка­та (кар­ти­ны Гут­ту­зо, А. Фу­же­ро­на). Боль­шую роль исторический жанр иг­рал в искусстве на­ци­ст­ской Гер­ма­нии и фа­ши­ст­ской Ита­лии. В се­ре­ди­не - 2-й половине XX века ан­тич­ную те­му пе­ре­ос­мыс­ли­ва­ют в жи­во­пи­си М.Бек­манн и в скульп­ту­ре Г. Маркс (Гер­ма­ния). Сре­ди других мас­те­ров исторического жанра - Й. Ча­пек и Э. Фил­ла (Че­хия), Н. То­ни­ца (Ру­мы­ния), И. Беш­ков (Бол­га­рия), Дж. Ан­д­рее­вич-Кун (Сер­бия).

Иллюстрация:

Ж. Л. Да­вид. «Смерть Ма­ра­та». 1793. Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных ис­кусств (Брюс­сель). Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Brieger L. Die deutsche Geschichtsma­lerei des 19. Jahrhunderts. В., 1930; Рус­ская ис­то­ри­че­ская жи­во­пись. До ок­тяб­ря 1917 г. [Аль­бом]. М., 1962
  • Зи­мен­ко В. М. Со­вет­ская ис­то­ри­че­ская жи­во­пись. [М., 1970]
  • Ве­ре­ща­ги­на А. Г. Ху­дож­ник, вре­мя, ис­то­рия. Очер­ки рус­ской ис­то­ри­че­ской жи­во­пи­си XVIII – на­ча­ла XX в. Л., 1973
  • Locquin J. La peinture d’histoire en France de 1747 а̀ 1785. P., 1978
  • Ра­ко­ва М. М. Рус­ская ис­то­ри­че­ская жи­во­пись се­ре­ди­ны XIX в. М., 1979
  • Куз­не­цо­ва Э. В. Ис­то­ри­че­ский и ба­таль­ный жанр. М., 1982

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты