ИРИНА

0 комментариев

Византийская императрица (как регент и автократор) в 780-90 гг. и 797-802 гг., жена императора Льва IV, мать и соправитель императора Константина VI.

В 768 г. Константин V выбрал сыну Льву IV невесту – уроженку Афин И., – и 17.12.769 г. она сочеталась браком с наследником престола. Со смертью мужа И. возглавила империю на правах регента при 9-летнем Константине VI, а в армейской среде сразу же созрел заговор. Вновь предполагалось возвести на трон кесаря Никифора – одного из младших сыновей Константина V, – но переворот не удался.

Оставаясь твердым иконодулом, И. исподволь подготовила восстановление иконопочитания, что явилось важнейшей вехой ее правления. Опираясь на константинопольское чиновничество и дворцовых евнухов, И. стремилась к максимальному упрочению собственного положения: она провела кадровую чистку, в частности, назначила на епископские кафедры своих выдвиженцев. Несмотря на то, что большинство фемной знати стояли на иконоборческих позициях, с избранием на константинопольский патриарший престол императорского секретаря Тарасия в 784 г. дело иконодулов приобрело конкретные очертания – было возвещено о созыве VII Вселенского собора. Возобновление иконопочитания, однако, наткнулось на сопротивление армии, прежде всего, регуряных формирований, расквартированных в Константинополе и пригородах. 7.08.786 г. когда в столичной ц. св. Апостолов Вселенский собор начал работу солдаты тагм (гвардии), подстрекаемые иконоборческим духовенством, ворвались в храм и разогнали собравшихся. И. как будто отступила, но год спустя 09.787 г. под предлогом экспедиции против арабов царица вывела полумятежные войска из столицы, место которых заняли части из Фракии, традиционно поддерживавшие иконопочитание. Императрица приняла дополнительные меры предосторожности: семьи воинов, покинувших Константинополь, были взяты в заложники, а сами гвардейцы разоружены. Только после этого Вселенский собор продолжил заседания, которые проходили в Никее с 24.09. по 23.10.787 г. Хотя иконокласты проиграли, их мнение пришлось учесть: придерживаясь умеренной линии, иконодулы провозгласили реставрацию культа икон, но нигде откровенно не атаковали иконоборческий синод 754 г. и лично василевса Константина V. Наоборот, И. сделала все, чтобы преуменьшить ответственность Льва III и Константина V за распространение иконоборчества, приписывая их «еретичество» влиянию «злых советников», поскольку в случае реального осуждения (анафематствования) покойных царей это отбросило бы густую тень и на И., и на ее сына, и непоправимо подорвало престиж и законность династии.

Тем не менее, развенчание иконоборчества не могло не отразиться на его некогда наиболее горячих приверженцах – военной провинциальной аристократии, которую И. теперь лишила политического лидерства. Сворачивание прежнего курса – курса Константина V – сопровождалось не только отказом от иконоборчества, но и недвусмысленным пренебрежением нуждами армии и военной верхушки, проявившимся уже в самом начале царствования И. В 782 г. арабы предприняли крупное вторжение в Малую Азию, которое было пресечено умелыми действиями командиров фемных ополчений. Не добившись успеха в нескольких сражениях с византийскими войсками, сарацины попали в окружение в Вифинии, но чудом избежали разгрома вследствие предательства стратига фемы Вукеллариев Тачата. Тачат крепко враждовал с креатурой императрицы – патрикием и логофетом дрома евнухом Ставракием, и в канун встречи ромейских и арабских парламентеров для переговоров о мире перешел на сторону мусульман, а Ставракий и его спутники, не подозревавшие о вероломстве стратига, попали в плен. Это происшествие мгновенно изменило обстановку в пользу сарацин: И. поспешила закончить войну на выгодных для противника условиях. Византийцы беспрепятственно выпустили мусульман из Анатолии в обмен на освобождение Ставракия; И. даже согласилась выплачивать арабам дань, хотя и не сдержала обещания. Иными словами, ради скорейшего вызволения фаворита И. фактически лишила свои войска ожидаемой победы и очевидным образом продемонстрировала покровительство константинопольской бюрократии (в лице Ставракия) в ущерб интересам фемных офицеров. Больше того, по мере укрепления собственного положения И. обновляла командный состав вооруженных сил, стремясь везде расставить лояльные себе кадры – в основном выходцев из среды гражданских чиновников. Администрация И. инициировала также сокращение военных расходов, что негативно сказалось преждев всего на регулярных армейских подразделениях – тагмах, – чье негодование, выплеснувшееся летом 786 г., обернулось, как уже говорилось, массовым увольнением со службы взбунтовавшихся солдат.

Фемная знать надеялась вернуть прежнее положение и, не настаивая на возвращении иконоборчества, воспользовалась разгоревшимся конфликтом между И. и ее подросшим сыном Константином VI. Попытка И. объявить себя единодержавной императрицей весной 790 г. потерпела крах вследствие открытого вооруженного восстания стратига Армениака Алексея Муселема. 10.790 г. или 12.790 г. Муселем подошел к столице с вверенными ему войсками и от имени солдат потребовал передачи полновластия Константину VI: перед лицом неприкрытой угрозы И. признала первенство сына, провозглашенного автократором. Константин VI оставил И. при дворе, ограничившись лишь ссылкой ее фаворитов, однако провальная политика сына позволила И. совершить переворот. 15.08.797 г. на фоне недовольства Константином VI как у константинопольской бюрократии, так и дворцовой и фемной аристократии, он был низложен и ослеплен, а И. объявлена императрицей (точнее, императором, поскольку женщины не могли командовать армией).

Второй период царствования И. ознаменовался торжеством клерикальной «партии»: радикальные монашеские круги, активно содействовавшие ниспровержению Константина VI, добились весомых материально-хозяйственных уступок со стороны фиска, что стимулировало его дальнейшее ослабление. Императорский двор погряз в интригах, которыми особенно отличалась ожесточенная склока двух временщиков – евнухов Аэция и Ставракия, – завершившаяся со смертью последнего в 801 г.

Вооруженные силы также переживали упадок. С 786 г. ликвидация наиболее боеспособных, но неблагонадежных подразделений, составлявших костяк «мобильной армии» Константина V, привела к тому, что и оборона, и наступление были возложены на ополчения пяти малоазийских фем, ресурсов которых для синхронной войны на Востоке и Западе оказывалось недостаточно. Венцом неудач администрации И. стало венчание короля франков Карла Великого в качестве императора Запада 25.12.800 г.: оно подрывало и без того эфемерное влияние Византии в Италии и больно ударяло по государственному престижу Константинополя.

В условиях внутри- и внешнеполитического тупика, в котором очутилась Византия к нач. IX в., И. 31.10.802 г. была свергнута группой синклитиков под руководством логофета геникона Никифора и при участии тагм схол и арифмов. Смещенная василиса отправилась на Принцевы острова, а затем на о. Лесбос, где она вскоре скончалась.

К числу несомненных успехов И. нужно отнести кампанию против славян Эллады и Фессалии, инициированной в 782 г. логофетом дрома евнухом Ставракием. Воссоздание ромейского контроля в этом регионе сопровождалось, по-видимому, учреждением фемы Македония, а также основанием в 784 г. Иринополя (Верия).

Исторические источники:

Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта / Пер. В.И. Оболенского, Ф.А. Терновского; предисл. О.М. Бодянского. М., 1884.

Иллюстрации:

Императрица Ирина (Национальный музей. Флоренция);

Императрица Ирина (Золотой алтарь, 1102. Собор св. Марка. Венеция).

Автор статьи: А. Н. Слядзь

Литература
  • История Византии: В 3 т. / Под ред. С.Д. Сказкина: Т. II. М., 1967.
  • Острогорский Г.А. История византийского государства / Перев. с нем. М.В. Грацианского; ред. П.В. Кузенков. М., 2011.
  • Brubaker L., Haldon J. Byzantium in the Iconoclast era, c. 680-850: A history. Cambridge, 2011.
  • Jenkins R.J.H. Byzantium: The Imperial Centuries, 610-1071. New York, 1993.
  • Martin E.J. A History of the Iconoclastic Controversy. London, 1930.
  • Lilie R.J. Byzanz unter Eirene und Konstantin VI. (780-802). Frankfurt am Main, 1996.
  • Treadgold W. The Byzantine revival: 780-842. Stanford, 1988.
  • Treadgold W. A History of the Byzantine State and Society. Stanford, 1997.
  • Whittow M. The Making of Orthodox Byzantium, 600-1025. London, 1996.
Статью разместил(а) IMG_5550.JPG

Слядзь Андрей Николаевич

кандидат исторических наук

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты