ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

0 комментариев

ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Ипа­тия Гангр­ско­го во имя Свя­той Трои­цы муж­ской мо­на­стырь) - монастырь в Костроме, на левом берегу Волги.

Ос­но­ван не позд­нее конца XIV века не­да­ле­ко от го­ро­да, на стрел­ке меж­ду Вол­гой и её при­то­ком Ко­стро­мой. Впер­вые оби­тель упо­ми­на­ет­ся в 1435 году, ког­да здесь был зак­лю­чён мир меж­ду великим князем мос­ков­ским Ва­си­ли­ем II Ва­силье­ви­чем и князем Ва­си­ли­ем Юрье­ви­чем Ко­сым. Два бо­лее ран­них ак­та в Ипатьевском монастыре - московского боя­ри­на К.Д. Шеи Зер­но­ва, пред­по­ло­жи­тель­но да­ти­руе­мые 1406-1417 годами, из­вест­ны толь­ко по упо­ми­на­ни­ям (текст од­но­го из них, как ус­та­но­вил И.А. Го­луб­цов, сфаль­си­фи­ци­ро­ван на бу­ма­ге конца 1530-х - начала 1540-х годов). Ипатьевский монастырь поль­зо­вал­ся по­кро­ви­тель­ст­вом ве­ли­ко­кня­жес­кой вла­сти. В ию­не 1443 года великий князь мос­ков­ский Ва­си­лий II Ва­силье­вич вы­дал указ­ную гра­мо­ту с за­пре­ще­ни­ем поль­зо­вать­ся в Ко­стро­ме все­ми пе­ре­во­за­ми, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, при­над­ле­жав­ше­го оби­те­ли. Ипатьевский монастырь яв­лял­ся ро­до­вой усы­паль­ни­цей Са­бу­ро­вых и их родст­вен­ни­ков - Го­ду­но­вых и Велья­ми­но­вых-Зер­но­вых.

Расц­вет Ипатьевского монастыря во 2-й половине XVI века свя­зан с воз­вы­ше­ни­ем бо­яр Са­бу­ро­вых и Го­ду­но­вых при ве­ли­ко­кня­жес­ком (с 1547 - царс­ком) дво­ре. Это поз­во­ли­ло при­влечь в оби­тель вклад­чи­ков из других знат­ных фа­ми­лий. В 1567-1572 годах Ипатьевский монастырь вхо­дил в оп­рич­ни­ну. Во 2-й половине XVI века по ини­циа­ти­ве Са­бу­ро­вых и их од­но­род­цев поя­ви­лась ро­до­слов­ная ле­ген­да (не­со­стоя­тель­ная с ис­то­рической и хро­но­ло­ги­чес­кой точ­ки зре­ния), со­глас­но ко­то­рой их пред­ком был та­тар­ский мур­за За­ха­рий Чет, кре­щён­ный митрополитом Пет­ром (по другой вер­сии - ми­тро­по­ли­та­ми Пет­ром и Фео­гно­стом од­но­вре­мен­но) и ос­но­вав­ший в 1330 году Ипатьевский монастырь на ме­сте чу­дес­но­го яв­ле­ния ему Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы со священомученником Ипа­ти­ем, епископом Гангр­ским, и апостолом Фи­лип­пом. Наи­бо­лее щед­рые зе­мель­ные и де­неж­ные вкла­ды по­сту­па­ли в Ипатьевский монастырь от Са­бу­ро­вых и Го­дуно­вых: по­сто­ян­но под­дер­жи­вал его Д.И. Го­ду­нов, а так­же его пле­мян­ник - Бо­рис Фё­до­ро­вич Го­ду­нов, ко­то­рый вме­сте с се­строй, ца­ри­цей И.Ф. Го­ду­но­вой, при­влёк к оби­те­ли вни­ма­ние ца­ря Фёдо­ра Ива­но­ви­ча. В 1595 году Ипатьевский монстырь по­лу­чил двор с ка­мен­ны­ми по­строй­ка­ми в Ки­тай-го­ро­де в Мо­ск­ве, а в 1603 году - два дво­ра в Ко­стро­ме. В 1597-1600 годах мо­на­стырь вла­дел 14,1 тысяч гектаров зем­ли (про­тив 3,8 тысяч гектаров в 1562 году) и 442 по­се­ле­ния­ми. В 1598 году Ипатьевский монастырь по­лу­чил ста­тус ар­хи­манд­ри­тии, а его на­стоя­тель стал уп­рав­лять ко­стром­ской пат­ри­ар­шей об­ла­стью.

В 1612-1613 годах за сте­на­ми Ипатьевского монастыря ук­ры­вал­ся вме­сте с ма­те­рью М.Ф. Ро­ма­нов (бу­ду­щий царь М.Ф. Ро­ма­нов). 14(24) марта 1613 года в Тро­иц­ком со­бо­ре Ипатьевского монастыря М.Ф. Ро­ма­нов был вен­чан на цар­ст­во, что обес­пе­чи­ло мо­на­сты­рю по­кро­ви­тель­ст­во ди­на­стии. Оби­тель счи­та­лась фа­миль­ной свя­ты­ней Ро­ма­но­вых, и при всту­п­ле­нии на пре­стол ка­ж­дый из ца­рей счи­тал сво­им дол­гом её по­се­тить. С 1613 года Ипатьевский монастырь  стал став­ро­пи­ги­аль­ным. В 1626 году по по­ве­ле­нию Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча в оби­тель бы­ли при­сла­ны час­ти­цы ри­зы Гос­под­ней и ри­зы Бо­го­ро­ди­цы. В XVII веке мо­на­стырь имел собственную ико­но­пис­ную мас­тер­скую, круп­ное со­бра­ние ру­ко­пи­сей, в чи­сло ко­то­рых вхо­дил список 1-й четверти XV века зна­ме­ни­той Ипа­ть­ев­ской ле­то­писи, уни­каль­ные ли­це­вые Го­ду­нов­ские Псал­ти­ри, по­жерт­во­ван­ные в 1591 году боя­ри­ном Д.И. Го­ду­но­вым, мно­го­численные спи­ски Еван­ге­лия и т.д. В начале XVIII века в Ипатьевском монастыре на­хо­ди­лись в ссыл­ке братья Ио­ан­ни­кий и Соф­ро­ний Ли­ху­ды.

В 1744-1835 годах Тро­иц­кий храм Ипатьевского монастыря был ка­фед­раль­ным со­бо­ром Ко­ст­ром­ской епар­хии, а мо­на­стырь пре­вра­щён в ар­хие­рей­ский дом; в 1835 году Ипатьевский монастырь стал пер­во­класс­ным ка­фед­раль­ным мо­на­сты­рём. В 1747 году здесь от­кры­лась Ко­ст­ром­ская се­ми­на­рия. Со 2-й половины XIX века в сте­нах Ипатьевского монастыря на­хо­дил­ся Му­зей До­ма Ро­ма­но­вых.

В 1919 году ма­те­ри­аль­ные цен­но­сти Ипатьевского монастыря на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ли, к 1922 году мо­на­хи бы­ли из­гна­ны. В 1958 году Ипатьевский монастырь от­крыт как Ко­ст­ром­ской ис­то­ри­ко-ар­хитектурный му­зей-за­по­вед­ник. В 1993 году в Ипатьевском монастыре во­зоб­нов­ле­на мо­на­ше­ская жизнь. В начале XXI века мо­на­стыр­ские по­строй­ки пе­ре­да­ют­ся РПЦ, му­зей пе­ре­во­дит­ся в другие по­ме­ще­ния Ко­ст­ро­мы.

Ка­мен­ное строи­тель­ст­во в Ипатьевском монастыре ве­лось с 3-й четверти XVI века В 1564 году воз­ве­де­на церковь Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (пе­ре­строе­на в 1760-1764 годах и 1864 году, ра­зо­бра­на в 1930-е годы). Во 2-й половине XVI века (воз­мож­но, в 1558 году) по­стро­ен Тро­иц­кий со­бор; бла­го­да­ря вкла­дам се­мьи Го­ду­но­вых в 1586-1590 году воз­ве­де­ны сте­ны и баш­ни так называемого Ста­ро­го го­ро­да (над­строе­ны в 1621-1625 годах, же­лез­ные ко­ну­со­об­раз­ные кры­ши - 1840 год; северные Ека­те­ри­нин­ские во­ро­та с ча­сов­ня­ми пе­ре­строе­ны в сти­ле ба­рок­ко в 1767 году к при­ез­ду Ека­те­ри­ны II). Основная часть ан­самб­ля сло­жи­лась в XVII веке. В 1642-1645 годах воз­ве­де­ны сте­ны и 3 баш­ни так называемого Но­во­го го­ро­да, с за­па­да при­мы­каю­ще­го к Ста­ро­му го­ро­ду. В цен­тре Ста­ро­го го­ро­да в 1650-1652 годах со­ору­жён мо­ну­мен­таль­ный 4-столп­ный 5-гла­вый Тро­иц­кий со­бор (на под­кле­тах со­бо­ра, раз­ру­шен­но­го взры­вом по­ро­ха в 1649 году; с при­де­ла­ми Апостола Фи­лип­па и Святого Ипа­тия в диа­кон­ни­ке, Преподобного Ми­хаи­ла Ма­леи­на в южной га­ле­рее, а так­же при­де­лом в честь Смо­лен­ской Шуй­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в северной га­ле­рее, уст­ро­ен­ным в 1879 году), ок­ру­жён­ный га­ле­рея­ми (фре­ски га­ле­рей - около 1653-1654 годов и па­лех­ских мас­те­ров под руководством Н.М. Са­зо­но­ва, 1912 год; фре­ски основного про­стран­ст­ва - 1685 год, ар­тель Гу­рия Ни­ки­ти­на и Си­лы Са­ви­на; ба­роч­ный рез­ной ико­но­стас - 1756-1758 года, ико­ны XVI-XVIII века, оби­тые ме­дью с ри­сун­ком в тех­ни­ке «ог­не­во­го зо­ло­че­ния» две­ри пор­та­лов - 2-я половина XVI века, на­пре­столь­ная рез­ная сень - XVII век). В риз­ни­це со­бо­ра, в экс­по­зи­ции Ко­ст­ром­ско­го объ­еди­нён­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка, - ико­ны, ли­це­вое ши­тьё, ру­ко­пис­ные кни­ги, ме­тал­ло­пла­сти­ка, де­ревянная скульп­ту­ра XV-XVIII веков. В под­кле­ти западной час­ти га­ле­реи - по­гре­баль­ная церковь Вос­кре­се­ния Ла­за­ря (1763 год) с над­гроб­ны­ми пли­та­ми ро­ди­те­лей Бо­ри­са Го­ду­но­ва. К за­па­ду от со­бо­ра бы­ла по­строе­на звон­ни­ца (1603-1605 года, 2-ярус­ная га­ле­рея - 1852 год), со­еди­нён­ная с 4-ярус­ной баш­ней с от­кры­тым зво­ном [1645-1646 годы; ча­сы - 1649 год (не сохранились); ша­тёр - 1852 год]. Вдоль стен Ста­ро­го го­ро­да по­лу­кру­гом от со­бо­ра воз­ве­де­ны: на се­ве­ро-вос­то­ке - ар­хие­рей­ский кор­пус (конец XVI - середина XIX веков) с на­стоя­тель­ски­ми, ка­зна­чей­ски­ми кель­я­ми, над­врат­ной церковью Свя­тых Хри­сан­фа и Да­рии (1841-1863 годы, ар­хи­тек­то­ры К.А. Тон, А.Г. Гри­горь­ев); на се­ве­ро-за­па­де - брат­ский кор­пус (конец XVI века, 2-й этаж - середина XVIII века; экс­по­зи­ция по ис­то­рии Ко­ст­ром­ско­го края XII-XIX века) и ке­лар­ские ке­льи (так называемые па­ла­ты бо­яр Ро­ма­но­вых, 1586-1590 года, пе­ре­строе­ны в 1841-1842 годах и 1859-1863 годах в рус­ском сти­ле, архитектор Ф.Ф. Рих­тер); на за­па­де - кор­пус «над по­гре­ба­ми» (1568-1593 годы, 2-й этаж - 1732 год); на юго-за­па­де - свеч­ной кор­пус (2-я половина XVI века, 2-й этаж - середина XVIII века, при­строй­ка - 1861 год).

В 1837 году во­круг стен Ипатьевского монастыря сде­ла­на под­сып­ка грун­та с ук­ре­п­ле­ни­ем бу­лыж­ни­ком («об­руб», об­нов­лён в 1896 году). В 1910-1913 годах, в свя­зи с празд­но­ва­ни­ем 300-ле­тия цар­ст­во­ва­ния До­ма Ро­ма­но­вых, под руководством архитектора Д.В. Ми­лее­ва про­ве­де­на рес­тав­ра­ция зда­ний, фре­сок и ико­но­ста­са Тро­иц­ко­го со­бо­ра, па­лат бо­яр Ро­ма­но­вых, где от­кры­то древ­ле­хра­ни­ли­ще Ко­ст­ром­ско­го цер­ков­но-ис­то­рического об­ще­ст­ва.

Близ Ипатьевского монастыря - Ко­ст­ром­ской му­зей на­род­ной ар­хи­тек­ту­ры и кре­сть­ян­ско­го бы­та (от­крыт в 1960 году; часть па­мят­ни­ков до 1990-х годов рас­по­ла­га­лась в Но­вом го­ро­де), церковь Ио­ан­на Бо­го­сло­ва в Бо­го­слов­ской сло­бо­де (1681-1687 годы; рос­пи­си - 1735 год, ко­ст­ро­ми­чи Фё­дор Ло­ги­нов с сы­новь­я­ми Мат­ве­ем и Ива­ном; рез­ной ико­но­стас - 1770 год).

Дополнительная литература: 

Ди­ев М. Я. Ис­то­ри­че­ское опи­са­ние Кост­ром­ско­го Ипать­ев­ско­го мо­на­сты­ря. М., 1858;

Ост­ров­ский П. Ис­то­ри­ко-ста­ти­сти­чес­кое опи­са­ние Ко­стром­ско­го пер­во­клас­сно­го Ипать­ев­ско­го мо­на­сты­ря. Ко­стро­ма, 1870;

По­кров­ский Н. В. Древ­но­сти Ко­стром­ско­го Ипать­ев­ско­го мо­на­сты­ря // Вест­ник ар­хео­ло­гии и ис­то­рии. 1885. Вып. 4;

Ба­же­нов И. В. Ко­ст­ром­ской Ипать­ев­ский мо­на­стырь. Ко­ст­ро­ма, 1909;

Лу­ком­ский В. К. Ко­ст­ро­ма. – Лу­ком­ский Г. К. Описание памятников художе­ст­венной старины. СПб., 1913;

Го­луб­цов И. А. Две дан­ных гра­мо­ты XV–XVI вв. Ко­стром­ско­му Ипать­ев­ско­му мо­на­сты­рю // Во­про­сы со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кой ис­то­рии и ис­точ­ни­ко­ве­де­ния пе­рио­да фео­да­лиз­ма в Рос­сии. М., 1961.

Иллюстрации:

Ипать­ев­ский мо­на­стырь. Ан­самбль Ста­ро­го го­ро­да. Архив БРЭ;

Ипать­ев­ский мо­на­стырь. Тро­иц­кий со­бор. 1650–52. Архив БРЭ;

Ипать­ев­ский мо­на­стырь. Ук­ре­п­ле­ния Но­во­го го­ро­да. 1642–45. Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

s13040.jpg
s13128.jpg
s13041.jpg
Литература
  • Ве­се­лов­ский С.Б. Ис­сле­до­ва­ния по ис­то­рии клас­са слу­жи­лых зем­ле­вла­дель­цев. М., 1969
  • Куд­ря­шов Е.В. Ар­хи­тек­тур­ные па­мят­ни­ки Ипать­ев­ско­го мо­на­сты­ря XVI–XVII вв. // Крае­вед­че­ские за­пис­ки Ко­ст­ром­ско­го ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка. Яро­славль, 1973. Вып. 1
  • Брю­со­ва В.Г. Ипать­ев­ский мо­на­стырь. М., 1982
  • Па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры Ко­стром­ской об­ла­сти. Ко­стро­ма, 1998. Вып. 1. Ч. 3
  • Ан­то­нов А.В. Пе­ре­чни ак­тов Пе­ре­слав­ских, Яро­слав­ских, Костром­ских и Га­лич­ских мо­на­сты­рей и церк­вей XIV – на­ча­ла XVII вв. // Рус­ский ди­пло­ма­та­рий. М., 1997. Вып. 1; он же. Ко­стром­ские мо­на­сты­ри в до­ку­мен­тах XVI – на­ча­ла XVII в. // Там же. М., 2001. Вып. 7

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты