ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ

0 комментариев

Иосиф Волоцкий (в миру Иван Иванович Санин) (12.11.1439, с. Язвище-Покровское близ Волоколамска — 09.09.1515, Иосифо-Волоцкий монастырь) — русский церковный и политический деятель, религиозный мыслитель, публицист.

Из семьи небогатого землевладельца (род Саниных вышел из Литвы и осел в Волоколамском княжестве). В 1446 отдан на обучение в волоколамский Крестовоздвиженский монастырь. Около 1459 поступил в монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Боровске в послушание старцу Пафнутию Боровскому, где 13 февраля 1460 принял монашеский постриг. Частью послушания И. В. было наблюдение за исполнением церковного устава. После смерти Пафнутия в 1477, согласно его завещанию, великий князь Московский Иван III утвердил И. В. на игуменство в боровском монастыре. Решив заняться преобразованием монастырской жизни, устроить ее на началах более строгого общежития, И. В. встретил противодействие со стороны братии. В 1479 вместе с 7 единомышленниками покинул монастырь, отправившись в Волоколамское княжество, где нашел покровительство у князя Бориса Васильевича и получил землю в 25 км от Волоколамска для строительства новой обители.

В основанном И. В. новом монастыре в честь Успения Пресвятой Богородицы (позднее получившем второе название — Иосифо-Волоколамский (Иосифо-Волоцкий) монастырь) жизнь монахов строилась на принципах общежития: равенства и отсутствия у насельников личной собственности (общими были пища, одежда, обувь), строгой дисциплины и обязательного труда. Часть трапезы общим решением оставлялась бедным. И. В. был сторонником крупного монастырского землевладения как средства для поддержания обители и благотворительной деятельности в отношении бедных. Эту позицию, выраженную в его главном сочинении «Просветитель» и ряде посланий, И. В. отстаивал в полемике с Нилом Сорским, протестовавшим против монастырского землевладения на церковных соборах начала XVI в. В историографии сторонники и последователи И. В. (среди которых архиепископ Ростовский Вассиан (Рыло), митрополиты Московские и всея Руси Даниил и Макарий) были названы «стяжателями» или иосифлянами, сторонники Нила Сорского — «нестяжателями». Большое внимание в основанном И. В. монастыре уделялось переписке богослужебных книг. И. В. вел борьбу против отступников православной веры (ереси жидовствующих) и требовал расправы над еретиками. Гарантом сохранения чистоты православия видел сильную Церковь в союзе с государственной властью, высказывал идеи о православном царе как Божием слуге, ревнителе и хранителе христианской веры, заботящемся о Церкви и своих подданных, развивал теорию теократического происхождения самодержавия. Идеи И. В. помогли борьбе московских государей за создание сильного централизованного государства. И. В. канонизирован для общецерковного почитания в 1591.

Соч.: Послания Иосифа Волоцкого. М.–Л., 1959; Просветитель. М., 1994.

Лит.: Борисов Н. С. Церковные деятели средневековой Руси XIII—XVI вв. М., 1988; Лурье Я. С. Русские современники Возрождения. Л., 1988; Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси XIV—XVI вв. Подвижники русской церкви. Новосибирск, 1991; Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.

Статью разместил(а)

Групп Олма Медиа

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты