ИОХАННЕС МАГНУС

0 комментариев

/ Ориг.: лат. Johannes Magnus, швед. Johan Månsson

Иоханнес Магнус (лат. Johannes Magnus, швед. Johan Månsson) (19.03.1488, Линчёпинг — 22.03.1544, Рим) — историк, церковный и политический деятель. Брат Олауса Магнуса.

Учился в университетах Лувена и Кёльна; жил в Италии; около 1520 получил степень доктора теологии в университете Перуджи. По поручению папы Адриана VI отправился в Швецию, чтобы бороться с лютеранством. Сотрудничал с епископом Хансом Браском — противником Реформации, но наладил отношения и с королем-реформатором Густавом Васой. Король добился, чтобы уппсальский капитул избрал И. М. архиепископом. Предыдущий архиепископ Густав Тролле — один из виновников «Стокгольмской кровавой бани» — еще не был официально низложен Римом, и папа не утвердил И. М.

В 1525—1526 И. М. руководил работой по переводу Нового Завета на шведский язык (перевод не сохранился). Осенью 1526 отправился в Польшу для переговоров о браке Густава Васы с дочерью короля Сигизмунда I. В Швецию не вернулся; поселился в Данциге (ныне Гданьск).

В 1533 утвержден в сане архиепископа Уппсальского папой Климентом VII. В 1538—1540 жил в Венеции; в 1541 по приглашению папы Павла III приехал в Рим. Участвовал в Тридентском соборе. Похоронен в соборе Св. Петра в Риме.

Славу И. М. принесли исторические труды. В 1536 он завершил книгу об истории Уппсальского архиепископства. Рассказывая о христианстве в Швеции, начиная с первых миссионеров, автор прославляет Католическую церковь и осуждает лютеран.

Главный труд И. М. — «История всех готских и свейских королей», восхваляющая Швецию, ее народ и правителей. Работа проникнута идеями гетицизма — учения о том, что шведы являются потомками готов, покоривших Европу, и превосходят остальные народы. Жителей Нижней Швеции — ётов (гётов) И. М. отождествляет с готами, о которых поведал Иордан и другие историки.

В «Истории» приведено географическое описание Швеции и Финляндии. Указаны координаты местностей и городов — в том числе Выборга. Упомянута Карелия, по которой, как указывает И. М., проходит рубеж двух держав — римско-католического Шведского королевства и греко-православной «азиатско-скифской» России.

Большая часть труда содержит легендарные сведения, подчас вымысел. По И. М., готы — потомки Магога, которого автор считает первым королем Швеции. Четвертым королем якобы являлся Уббо, которому приписано основание Уппсалы. Опираясь на Адама Бременского и других хронистов, И. М. описывает Уппсальский языческий храм.

Рассказано о христианских миссионерах; упомянуто содержащееся в Житии Св. Сигфрида пророчество: спустя много лет шведов постигнет кара за убийство проповедников; противники лютеран считали, что карой явилась Реформация. Упомянуты норвежские конунги — Олав Трюггвасон, Олав Святой; вкратце рассказано о пребывании Олава Святого на Руси у Ярослава Мудрого. Освещены вехи шведской истории — правление Магнуса Эрикссона, Альбрехта Мекленбургского, Маргреты; подробно рассказано о восстании Энгельбректа Энгельбректссона.

Приведены памятники политической риторики: например, речь Николауса Рагвальди — делегата Базельского церковного собора. Николаус доказывал: шведы как потомки готов достойны сидеть на самых почетных местах. Цитируется «Речь против датчан», приписываемая прелату Хеммингу Гадду. Датский народ, говорится в речи, пребывает в рабстве. Данией правят тираны, датчане вероломны, с ними не следует иметь дел. Схожим пафосом проникнута речь, которую И. М. приписывает Энгельбректу Энгельбректссону. «Мы, — восклицает Энгельбрект, — готы и свеи, и не хотим называться датчанами и признавать их законы».

«История готских и свейских королей» имела успех в Швеции и других странах. По мере развития историографии ученые стали подвергать труд И. М. критике за недостоверность сведений. Современные специалисты рассматривают «Историю» И. М. преимущественно как памятник философской и политической мысли, испытавший влияние Возрождения.

Соч.: Historia Ioannis Magni… de omnibus gothorum sveorumque regibus. Romae, 1554; Historia metropolitanae ecclesiae upsalensis. Romae, 1560.

Ист.: Konung Gustaf den Förstes Registratur. Bd. I. Stockholm, 1861; Biskop Hans Brasks registratur. Uppsala, 2003.

Лит.: Савельева Е. А. Олаус Магнус и его История северных народов. Л., 1983. Nordström J. Johannes Magnus och den götiska romantiken. Stockholm, 1929. Johannesson K. Gotisk renässans: Johannes och Olaus Magnus som politiker och historiker. Stockholm, 1982. Nilsson A. Johannes Magnus and the composition of truth. Lund, 2016.

Статью разместил(а)

Групп Олма Медиа

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты