ИОАННИТЫ

0 комментариев

/ Ориг.: Ordo fratrum Hospitalariorum Hierosolymita­no­rum, Ordo militiae Sancti Johannis Bap­tistae hospitalis Hierosolymitani

ИОАННИТЫ гос­пи­таль­е­ры, ры­ца­ри Ро­до­са, маль­тий­ские ры­ца­ри (лат. Ordo fratrum Hospitalariorum Hierosolymita­no­rum, Ordo militiae Sancti Johannis Bap­tistae hospitalis Hierosolymitani) - госпитальеры, рыцари Родоса, мальтийские рыцари, католический духовно-рыцарский орден.

Ка­то­лический ду­хов­но-ры­цар­ский ор­ден, основными на­прав­ле­ния­ми дея­тель­но­сти ко­то­ро­го в различные ис­то­рические пе­рио­ды пре­иму­ще­ст­вен­но бы­ли: по­пе­че­ние о латинских па­лом­ни­ках в Па­ле­сти­ну, за­щи­та хри­сти­ан­ских свя­тынь Па­ле­сти­ны, воо­ружённое про­ти­во­стоя­ние ис­лам­ской экс­пан­сии в Свя­той зем­ле и, ши­ре, на Ближ­нем Вос­то­ке и в Сре­ди­зем­но­мо­рье, бла­го­тво­ри­тель­ность, гу­ма­ни­тар­ное и со­ци­аль­ное слу­же­ние.

Свя­тая зем­ля. Ис­то­ки ис­то­рии ор­де­на Иоаннитов вос­хо­дят к XI веку, ко­гда в Ие­ру­сали­ме по ини­циа­ти­ве амаль­фи­тан­ских куп­цов и с доз­во­ле­ния ха­ли­фа-фа­ти­ми­да (смотри Фа­ти­ми­ды) аз-За­хи­ра (1021-1036 годы) был ос­но­ван (воз­мож­но, вос­ста­нов­лен) стран­но­при­им­ный дом для хри­сти­ан­ских па­лом­ни­ков (hospitium, около 1023 года; по другим дан­ным, около 1070 года), пер­во­на­чаль­но на­ре­чён­ный в честь святого Ио­ан­на Ми­ло­сти­во­го, пат­ри­ар­ха Алек­сан­д­рий­ско­го (начало VII века). Бли­зость рас­по­ло­же­ния стран­но­при­им­но­го до­ма к церкви Святого Ио­ан­на Кре­сти­те­ля обу­сло­ви­ла по­чи­та­ние имен­но это­го свя­то­го в ка­че­ст­ве по­кро­ви­те­ля до­ма, а затем и ор­де­на. При­ют был вве­рен по­пе­че­нию мо­на­хов-бе­не­дик­тин­цев, со­ста­вив­ших обо­соб­лен­ную об­щи­ну. В конце XI века во гла­ве об­щи­ны на­хо­дил­ся брат Ге­рард (умер в 1120 году), вы­хо­дец из Амаль­фи или Про­ван­са, ока­зав­ший, со­глас­но пре­да­нию, вме­сте с другими чле­на­ми об­щи­ны зна­чительную по­мощь вой­ску кре­сто­нос­цев при оса­де и штур­ме Ие­ру­са­ли­ма в ию­ле 1099 года.

По­сле взя­тия Ие­ру­са­ли­ма об­щи­на при­об­ре­ла са­мо­стоя­тель­ность, окон­ча­тель­но вы­де­лив­шись из бе­не­дик­тин­ской сре­ды и при­няв ус­тав­ное пра­ви­ло, близ­кое к пра­ви­лу святого Ав­гу­сти­на. В 1110 году са­мо­стоя­тель­ность об­щи­ны брать­ев-гос­пи­таль­е­ров бы­ла под­твер­жде­на ие­ру­са­лим­ским ко­ро­лём Бал­дуи­ном I (1100-1118 годы); бул­лой «Pie po­s­tulatio vo­lun­tatis» (февраль 1113 года) па­пы Рим­ско­го Пас­ха­лия II (1099-1118 годы) об­щи­на бы­ла фак­ти­че­ски пре­об­ра­зо­ва­на в ор­ден. Бул­лой от 1113 года за­кре­п­лял­ся так­же об­щий по­ря­док пре­ем­ст­вен­но­сти вла­сти выс­ше­го офи­циа­ла ор­де­на по­сле смер­ти рек­то­ра Ге­рар­да, ут­вер­жда­лись имею­щие­ся, а так­же бу­ду­щие при­ви­ле­гии и вла­де­ния, пра­ва юрис­дик­ции над стран­но­при­им­ны­ми до­ма­ми в Ас­ти, Пи­зе, Ба­ри, От­ран­то, Та­ран­то, Мес­си­не, на­ко­нец, на­хо­ж­де­ние ор­де­на под по­кро­ви­тель­ст­вом ка­фед­ры святого Пет­ра. В даль­ней­шем при­ви­ле­гии брать­ев-гос­пи­таль­е­ров не­од­но­крат­но под­твер­жда­лись и рас­ши­ря­лись как римскими пон­ти­фи­ка­ми, так и ие­ру­са­лим­ски­ми ко­ро­ля­ми. В 1-й половине XII века ор­ден­ски­ми офи­циа­ла­ми бы­ли пред­при­ня­ты пер­вые ша­ги по обес­пе­че­нию и даль­ней­ше­му за­кре­п­ле­нию не­за­ви­си­мо­сти ор­ден­ских вла­де­ний от епи­скоп­ской юрис­дик­ции в дио­це­зах.

В 1-й четверти XII века основной сфе­рой дея­тель­но­сти иоаннитов ос­та­ва­лись пре­имущественно де­ла ми­ло­сер­дия и ду­хов­но­го по­пе­че­ния. Си­туа­ция из­ме­ни­лась с из­бра­ни­ем гла­вой ор­де­на (ма­ги­ст­ром) Рай­мо­на дю Пюи (ме­ж­ду 1120 и 1123 годами - около 1159 года), в прав­ле­ние ко­то­ро­го ор­ден всё бо­лее во­вле­ка­ет­ся в во­енном про­ти­во­стоя­ние (на­чи­ная с 1137 года) с ис­ла­мом на Ближ­нем Вос­то­ке. Зна­чи­тель­ным бы­ло уча­стие ор­де­на во Втором кре­сто­вом по­хо­де (смотри Кре­сто­вые по­хо­ды), в во­енной экс­пе­ди­ции про­тив Да­ма­ска (1148 год) и во взя­тии Ас­ка­ло­на (1153 год). В 1154 году па­пой Рим­ским Ана­ста­си­ем IV (1153-1154 годы) вла­де­ния ор­де­на бы­ли вы­ве­де­ны из-под юрис­дик­ции латинского пат­ри­ар­ха Ие­ру­са­лим­ско­го. Во 2-й половине XII века иоанниты при­ня­ли уча­стие в во­енных экс­пе­ди­ци­ях 1162/1163,1168 , 1169 годов в Еги­пет, пред­при­ня­тых ие­ру­са­лим­ским ко­ро­лём Амо­ри I (1162/1163-1174 годы); то­гда же ор­де­ном бы­ли при­об­ре­те­ны зна­чительные зе­мель­ные вла­де­ния в северо-восточной Си­рии. По­ра­же­ние у Хит­ти­на (июль 1187 года) и по­сле­до­вав­ший за­хват Ие­ру­са­ли­ма на­нес­ли су­ще­ст­вен­ный урон во­енно-стра­те­гическому по­ло­же­нию иоаннитов в Па­ле­сти­не. Вслед за взя­ти­ем Ие­ру­са­ли­ма (октябрь 1187 года) вой­ска­ми Са­лах ад-Ди­на ре­зи­ден­ция ор­де­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Мар­каб, к се­ве­ру от Три­по­ли, а за­тем (пос­ле 1191 года) в Сен-Жан-д’Акр (ныне Акка); то­гда же основным фор­по­стом хри­сти­ан­ско­го со­про­тив­ле­ния ис­лам­ской Ре­кон­ки­сте в Восточном Сре­ди­зем­но­мо­рье ста­но­вит­ся за­мок Крак-де-Ше­ва­лье.

XIII век стал пе­рио­дом пла­но­мер­но­го ос­лаб­ле­ния во­енно-стра­те­гических по­зи­ций ор­де­на и со­кра­ще­ния его по­ли­тического влия­ния в Па­ле­сти­не, не­смот­ря на уча­стие иоаннитов в Третьем и Пятом кре­сто­вых по­хо­дах и ак­тив­ную ди­пло­ма­тическую дея­тель­ность ма­ги­ст­ра Га­ре­на де Мон­те­гю (1207-1227 годы) в Ев­ро­пе, на­прав­лен­ную на сбор средств для ор­га­ни­за­ции но­во­го кре­сто­во­го по­хо­да и на под­дер­жа­ние во­енной дея­тель­но­сти ор­де­на в Па­ле­сти­не. Су­ще­ст­вен­ный удар по во­енно-стра­те­гическим и по­ли­тическим по­зи­ци­ям иоаннитов на­нес­ли вто­рич­ное му­сульманское за­вое­ва­ние Ие­ру­са­ли­ма (1244 год), ка­та­ст­ро­фическое по­ра­же­ние в бит­ве при Га­зе (1244 год), ко­гда в хо­де сра­же­ния был пле­нён ма­гистр ор­де­на Гий­ом де Ша­то­нёф (1242-1258 годы), па­де­ние Ас­ка­ло­на (1247 год), уча­стие в не­удач­ных во­енных кам­па­ни­ях Седьмого кре­сто­во­го по­хо­да (по­ра­же­ние при Эль-Ман­су­ре, 1250 год). Си­туа­цию усу­губ­ля­ло не­пре­кра­щав­шее­ся про­ти­во­стоя­ние иоаннитов и ор­де­на там­плие­ров, во­вле­чён­ность иоаннитов на сто­ро­не Ге­нуи в тор­го­во-по­ли­тические про­ти­во­стоя­ние с Ве­не­ци­ан­ской рес­пуб­ли­кой в Латинской Ро­ма­нии, па­де­ние внут­ри­ор­ден­ской дис­ци­п­ли­ны и на­чав­шее­ся об­мир­ще­ние ор­де­на. В этих об­стоя­тель­ст­вах ионниты не смог­ли ока­зать эф­фек­тив­но­го со­про­тив­ле­ния про­дви­же­нию мам­люк­ских войск в Си­рию (с 1261 года), ус­ко­рен­но­му раз­гро­мом мам­лю­ка­ми монгольской ар­мии ху­ла­гуи­дов (сра­же­ние при Айн-Джа­лу­те, 1260 год) и увен­чав­ше­му­ся па­де­ни­ем Ан­ти­охий­ско­го кня­же­ст­ва (1268 год). В 1271 году по­сле­до­ва­ло па­де­ние Крак-де-Ше­ва­лье, в 1285 году - Мар­ка­ба. По­сле то­го как па­ли Три­по­ли (1289 год) и Сен-Жан-д’Акр (1291 год), иоанниты ут­ра­ти­ли по­след­ние зна­чи­мые тер­ри­то­ри­аль­ные плац­дар­мы в Па­ле­сти­не и Си­рии и бы­ли вы­ну­ж­де­ны вре­мен­но пе­ре­не­сти ор­ден­скую ку­рию и ре­зи­ден­цию Ве­ли­ко­го ма­ги­ст­ра в Ли­ма­сол (Кипр), а позд­нее, при по­сред­ни­че­ст­ве ге­ну­эз­ско­го до­ма Винь­о­ли, - на ост­ро­ва До­де­ка­нес и Ро­дос (около 1306 года). По ре­ше­нию Ве­ли­ко­го ма­ги­ст­ра (это на­име­но­ва­ние выс­ши­ми офи­циа­ла­ми ор­де­на при­ня­то в конце 1260-х годов, ут­верж­де­но па­пой Рим­ским в 1498 году) Фуль­ка де Вил­ла­ре (1305-1319 годы) ме­сто­пре­бы­ва­ни­ем ор­ден­ской ку­рии и ре­зи­ден­ции ве­ли­ких ма­ги­ст­ров был окон­ча­тель­но оп­ре­де­лён Ро­дос (1310 год).

Ро­дос­ский пе­ри­од в ис­то­рии ор­де­на иоаннитов был от­ме­чен зна­чительным уси­ле­ни­ем его эко­но­мического и во­енного по­ло­же­ния. Со­глас­но ре­ше­нию (1312 год) па­пы Рим­ско­го Кли­мен­та V (1305-1314 годы), иоанниты по­лу­чи­ли зна­чительную часть иму­ще­ст­ва уп­разд­нён­но­го ор­де­на там­плие­ров. В 1423 году ор­ден­ски­ми вла­стя­ми, не­смот­ря на ка­те­го­рические за­пре­ты пон­ти­фи­ков на тор­гов­лю с ис­лам­ским ми­ром, был за­клю­чён тор­го­вый до­го­вор с Егип­том. К XIV-XV векам от­но­сит­ся окон­ча­тель­ное оформ­ле­ние ор­ден­ской ие­рар­хической (в сво­ей ос­но­ве вос­хо­дит к 1-й половине XII века) и административной сис­тем. На вер­ши­не ор­ден­ской ие­рар­хии на­хо­ди­лись так называемые ры­ца­ри по спра­вед­ли­во­сти (пер­вo­на­чаль­но ка­те­го­рия fratres milites, офор­мив­шая­ся ещё в 1-й половине XII века), дол­жен­ст­во­вав­шие иметь, в за­ви­си­мо­сти от про­ис­хо­ж­де­ния из од­но­го из ор­ден­ских «язы­ков», от 4 (для Ита­лии, Ара­го­на, Кас­ти­лии) до 16 (для Гер­ма­нии) по­ко­ле­ний бла­город­ной кро­ви. За ры­ца­ря­ми по спра­вед­ли­во­сти бы­ло за­кре­п­ле­но пра­во за­ня­тия выс­ших ор­ден­ских офи­ций, ими при­но­си­лись 4 основных обе­та (це­ло­муд­рия, не­стя­жа­ния, по­слу­ша­ния, а так­же за­щи­ты ве­ры Хри­сто­вой с ору­жи­ем в ру­ках). К ры­ца­рям по спра­вед­ли­во­сти при­мы­ка­ли так называемые ры­ца­ри по ми­ло­сти - ли­ца, ко­оп­ти­ро­ван­ные в ры­цар­ское дос­то­ин­ст­во за ис­клю­чи­тель­ные во­енной доб­ле­сти без до­ка­за­тель­ст­ва бла­го­род­но­го про­ис­хо­ж­де­ния или имев­шие сме­шан­ное со­ци­аль­ное про­ис­хо­ж­де­ние. На вто­рой ор­ден­ской ие­рар­хической сту­пе­ни на­хо­ди­лись бра­тья-свя­щен­ни­ки (fratres capellani), основной функ­ци­ей ко­то­рых бы­ло окорм­ле­ние ор­ден­ских стран­но­при­им­ных до­мов, де­ла ми­ло­сер­дия и бла­го­тво­ри­тель­но­сти. Тре­тью иерар­хическую сту­пень ор­де­на за­ни­ма­ли так называемые ор­ден­ские слу­жа­щие (fratres servientes), пре­ж­де все­го ору­же­нос­цы и ра­бот­ни­ки, в обя­зан­но­сти ко­то­рых вхо­ди­ла вспо­мо­га­тель­ная хо­зяйственную дея­тель­ность.

В административном от­но­ше­нии основной ор­ден­ской еди­ни­цей бы­ло ко­ман­дор­ст­во (ком­мен­да, ком­тур­ст­во; от­чис­ля­ло часть сво­их до­хо­дов в ор­ден­скую каз­ну); со­во­куп­ность ко­ман­дорств со­став­ля­ла при­ора­ты (при­ор­ст­ва), объ­е­ди­не­ние ко­то­рых об­ра­зо­вы­ва­ло ор­ден­ские про­вин­ции по «язы­кам» (linguae; в конце XV века у ор­де­на име­лось 8 «язы­ков»). Ры­ца­ри - дер­жа­те­ли ко­ман­дорств име­но­ва­лись на­став­ни­ка­ми (praecepto­res) и ру­ко­во­ди­ли вос­пи­тательными за­ве­де­ния­ми, в ко­то­рых го­то­ви­лись к всту­п­ле­нию в ор­ден мо­ло­дые пред­ста­ви­те­ли знат­ных ро­дов. Во гла­ве ие­рар­хической и административной струк­ту­ры ор­де­на на­хо­дил­ся Ве­ли­кий ма­гистр, из­би­рав­ший­ся по­жиз­нен­но. Он имел ре­шаю­щий го­лос во всех де­лах ор­де­на, осу­ще­ст­в­лял на­зна­че­ния на долж­но­сти, а так­же имел пра­во вы­де­лять од­но ко­ман­дор­ст­во то­му, ко­го счи­тал дос­той­ным, при ус­ло­вии ва­ка­ции. По­доб­ное ко­ман­дор­ст­во име­но­ва­лось ма­ги­ст­раль­ным, до­хо­ды с не­го шли не­по­сред­ст­вен­но Ве­ли­ко­му ма­ги­ст­ру. Кол­ле­ги­аль­ную кон­троль­но-за­ко­но­дательную власть осу­ще­ст­в­лял ге­не­раль­ный ка­пи­тул, имев­ший в под­чи­не­нии Со­вет, со­сто­яв­ший из Ве­ли­ко­го ма­ги­ст­ра, 8 выс­ших офи­циа­лов, а так­же других офи­циа­лов ор­де­на. Сло­жив­шая­ся к концу XV века административная струк­тура ор­де­на кос­вен­но сви­де­тель­ст­ву­ет об умень­ше­нии «франк­ско­го» влия­ния на его внутреннюю жизнь.

Во­енная по­ли­ти­ка ор­де­на про­дол­жа­ла кон­цен­три­ро­вать­ся на про­ти­во­стоя­нии му­сульманской экс­пан­сии в Сре­ди­зем­но­мо­рье и в мень­шей сте­пе­ни в Си­рии и Па­ле­сти­не. В 1374 году, в со­ю­зе с Ве­не­ци­ей, иоанниты ут­вер­ди­лись в Смир­не, где вла­де­ли до 1402 года зам­ком Святого Петра, в 1396 году иоанниты уча­ст­во­ва­ли в Ни­ко­поль­ском сра­же­нии. Позд­нее во­енный плац­дарм ор­де­на был соз­дан в Ана­то­лии: в 1408 году по до­го­во­ру с сул­та­ном Мех­ме­дом I иоанниты был ос­но­ван Пет­ру­ни­он (кре­пость Святого Пет­ра; тур. - Бод­рум), а так­же со­ору­же­ны ук­ре­п­ле­ния на острове Кос. Ак­тив­ные фор­ти­фи­кационные ра­бо­ты про­дол­жа­лись там до 1522 года; ук­ре­п­лял­ся и сам Ро­дос (с начала XIV века до середины XV века). В не­ма­лой сте­пе­ни ак­тив­ные фор­ти­фи­кационные ра­бо­ты по­зво­ли­ли иоаннитам во гла­ве с Ве­ли­ким ма­ги­ст­ром Пье­ром д’Обюссоном (1476-1503 годы) от­ра­зить мас­штаб­ную во­енную опе­ра­цию про­тив Ро­до­са сул­та­на Мех­ме­да II Фа­ти­ха (июнь-июль 1480 года). В 1522-1523 годах (по­сле упор­ной обо­ро­ны Ро­до­са от войск сул­та­на Су­лей­ма­на I Ка­ну­ни) иоанниты во гла­ве с Ве­ли­ким ма­ги­ст­ром Фи­лип­пом де Ви­лье (1521-1534 годы) бы­ли вы­ну­ж­де­ны ос­та­вить ост­ров.

Маль­тий­ский пе­ри­од. В 1530 году, по прось­бе па­пы Рим­ско­го Кли­мен­та VII (1523-1534 годы), императором Кар­лом V в лен­ное вла­де­ние иоаннитам бы­ли пе­ре­да­ны ост­ро­ва Маль­та, Го­цо и Ко­ми­но, а так­же Три­по­ли (за­хва­чен испанским фло­том в 1510 году), с обя­за­тель­ст­ва­ми вер­нуть Маль­ту, ес­ли вновь бу­дет от­воё­ван Ро­дос, а так­же про­ти­во­сто­ять ос­ман­ской экс­пан­сии и африканским кор­са­рам в Сре­ди­зем­но­мо­рье. В 1551 году иоанниты ут­ра­ти­ли Три­по­ли, но в 1565 году во гла­ве с Ве­ли­ким ма­ги­ст­ром Жа­ном Па­ри­зо де ла Вал­лет­том (1557-1568 годы) ус­пеш­но про­ти­во­стоя­ли турецкой оса­де Маль­ты. Иоанниты уча­ст­во­ва­ли так­же в бит­ве при Ле­пан­то (1571 год), в обо­ро­не Кан­дии (1645-1669 годы). Пе­ре­нос основной ор­ден­ской ре­зи­ден­ции на Маль­ту сов­пал с со­бы­тия­ми Ре­фор­ма­ции, за­тро­нув­шей тер­ри­то­ри­аль­ные вла­де­ния ор­де­на (пре­имущественно в «язы­ках» Гер­ма­ния и Анг­лия: ут­ра­та Бран­ден­бург­ско­го баи­ли­ка­та, кон­фи­ска­ция ор­ден­ских иму­ществ ко­ро­лём Ген­ри­хом VIII и уп­разд­не­ние са­мо­го «язы­ка» Анг­лия). Лишь в 1782 году по­сле­до­ва­ло час­тич­ное вос­ста­нов­ле­ние анг­ло-ба­вар­ской ор­ден­ской про­вин­ции. Во 2-й половине XVIII века во­енное зна­че­ние ор­де­на по­сте­пен­но ут­ра­чи­ва­ет­ся; прав­ле­ние Ве­ли­ко­го ма­ги­ст­ра Ма­ну­эле Пин­то де Фон­се­ка (1741-1773 годы) бы­ло оз­на­ме­но­ва­но про­ти­во­стоя­ни­ем ор­де­на с ие­зуи­та­ми, раз­но­гла­сия­ми с Римской ку­ри­ей. В 1792 году, не­смот­ря на по­ли­ти­ку внутренней кон­со­ли­да­ции, про­во­ди­мую Ве­ли­ким ма­ги­ст­ром Эм­ма­ну­элем де Ро­ган-Поль­дюком (1775-1797 годы), ор­ден ут­ра­тил все вла­де­ния во Фран­ции; в ию­не 1798 года, в хо­де египетской экс­пе­ди­ции На­по­ле­о­на Бо­на­пар­та (смотри На­по­ле­он I), Маль­та по­сле не­про­дол­жи­тель­ной оса­ды бы­ла сда­на без боя, что зна­ме­но­ва­ло ут­ра­ту тер­ри­то­ри­аль­но­го су­ве­ре­ни­те­та ор­де­на.

Но­вое и Но­вей­шее вре­мя. В 1800 году ост­ро­ва Маль­та, Го­цо и Ко­ми­но бы­ли за­ня­ты британскими вой­ска­ми. По­сле не­про­дол­жи­тель­но­го во­енного про­ти­во­стоя­ния Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции в Сре­ди­зем­но­мо­рье в мар­те 1802 году меж­ду ни­ми бы­ло за­клю­че­но Амь­ен­ское со­гла­ше­ние, по ко­то­ро­му Фран­ция дек­ла­ри­ро­ва­ла не­вме­ша­тель­ст­во в де­ла ор­де­на, а Ве­ли­ко­бри­та­ния га­ран­ти­ро­ва­ла воз­мож­ность пе­ре­да­чи ему Маль­ты под опе­кой Рос­сии, Ав­ст­рии и Прус­сии. Од­на­ко в пе­ри­од ме­ж­ду мар­том 1802 и ма­ем 1803 годов Ве­ли­ко­бри­та­ния так и не пе­ре­да­ла ор­де­ну Маль­ту, ссы­ла­ясь на не­уве­рен­ность в вы­пол­не­нии обя­за­тельств Фран­ци­ей, а так­же на не­до­воль­ст­во на­се­ле­ния Маль­ты кан­ди­да­ту­рой Ве­ли­ко­го ма­ги­ст­ра Джо­ван­ни Бат­ти­сты Том­ма­зи (1803-1805 годы) и при­сут­ст­ви­ем на ост­ро­ве ры­ца­рей. По­сле смер­ти в 1805 году Джо­ван­ни Бат­ти­сты Том­ма­зи, по ре­ше­нию па­пы Рим­ско­го Пия VII (1800-1823 годы), прак­ти­ка из­бра­ния Ве­ли­ко­го ма­ги­ст­ра пре­рва­лась, бы­ла вве­де­на офи­ция ме­сто­блю­сти­те­ля Ве­ли­ко­го ма­ги­стер­ст­ва (locumtenentis magisterii n­o­men). В 1805 году пер­вым ме­сто­блю­сти­те­лем стал Ин­ни­ко Ма­рия Ге­ва­ра-Су­ар­до (1805-1814 годы). В 1806 году Шве­ци­ей бы­ло пред­ло­же­но от­дать во вла­де­ние ор­де­на бал­тий­ский остров Гот­ланд, од­на­ко из-за имев­шей­ся ещё на­де­ж­ды вер­нуть Маль­ту, а так­же из-за воз­мож­но­го со­сед­ст­ва ор­ден­ской ре­зи­ден­ции с про­тес­тант­ской стра­ной пред­ло­же­ние бы­ло от­кло­не­но. Со­глас­но Па­риж­ско­му мир­но­му до­го­во­ру 1814 года, Маль­та окон­ча­тель­но при­зна­ва­лась во вла­де­нии Ве­ли­ко­бри­та­нии; ме­сто­блю­сти­тель ор­де­на Ан­д­ре ди Джо­ван­ни (1814-1821 годы) при­сут­ст­во­вал на Вен­ском кон­грес­се 1814-1815 годов, од­на­ко его по­зи­ция по во­про­су о Маль­те стра­на­ми-уча­ст­ница­ми во вни­ма­ние при­ня­та не бы­ла. В 1826 году, с со­гла­сия па­пы Рим­ско­го Льва XII (1823-1829 годы), ре­зи­ден­ция ор­де­на бы­ла пе­ре­не­се­на из Ка­та­нии в Фер­ра­ру, а в 1834 году, по ре­ше­нию па­пы Рим­ско­го Гри­го­рия XVI (1831-1846 годы), - в Рим. В 1839 году вос­ста­нов­ле­но Си­ци­лий­ское при­ор­ст­во ор­де­на, в 1852 году ор­ден на­чал вновь дей­ст­во­вать в Бран­ден­бур­ге, од­на­ко без вос­ста­нов­ле­ния зе­мель­ных вла­де­ний. В 1854 году па­пой Рим­ским Пи­ем IX (1846-1878 годы) был одоб­рен но­вый ус­тав ор­де­на, пре­ду­смат­ри­вав­ший от­каз от раз­де­ле­ния на «язы­ки» и соз­да­ние национальных ор­ден­ских ас­со­циа­ций. В 1864 году бы­ла об­ра­зо­ва­на Рейн­ско-Вест­фаль­ская ас­со­циа­ция, в 1876 году - Бри­тан­ская ас­со­циа­ция.

В це­лом 1830-1870-е годы ста­ли пе­рио­дом ак­тив­но­го по­ис­ка ор­де­ном собственной иден­тич­но­сти на фо­не из­ме­нив­ше­го­ся ев­ропейского гео­по­ли­тического про­стран­ст­ва. В 1879 году ре­ше­ни­ем па­пы Рим­ско­го Льва XIII (1878-1903 годы) бы­ла вос­ста­нов­ле­на офи­ция Ве­ли­ко­го ма­ги­ст­ра ор­де­на, что так­же под­твер­жда­лось в пап­ском пись­ме «Inclytum antiquita­te originis» (1888 год) Ве­ли­ко­му ма­ги­ст­ру Джо­ван­ни Бат­ти­сте Чес­ки (1879-1905 годы). В по­след­ней тре­ти XIX века, в свя­зи с на­рас­тав­шей не­об­хо­ди­мо­стью соз­да­ния ев­ропейской хри­сти­ан­ской бла­го­тво­ри­тель­ной и гос­пи­таль­ной ор­га­ни­за­ции, иоанниты всё бо­лее об­ра­ща­ют­ся к сфе­ре гу­ма­ни­тар­но­го и медицинского слу­же­ния. В 1880-1890-х годах соз­да­ют­ся Испанские и Французские ас­со­циа­ции. В 1912 году в ка­че­ст­ве гу­ма­ни­тар­ной медицинской ор­га­ни­за­ции иоанниты ока­зы­ва­ли по­мощь жерт­вам ита­ло-ли­вий­ской вой­ны, в го­ды Пер­вой ми­ро­вой вой­ны 1914-1918 годов бы­ла соз­да­на сеть гос­пи­та­лей иоаннитов в Гер­ма­нии, Ав­ст­рии, Фран­ции. В 1927 году во Фран­ции бы­ла ос­но­ва­на Французская бла­го­тво­ри­тель­ная и гу­ма­ни­тар­ная ор­га­ни­за­ция Маль­тий­ско­го ор­де­на (Œ uvres hospitali ̀eres fran­ç ai­ses de l’Ordre de Malte). В том же го­ду соз­да­на Американская ас­со­циа­ция. Не­смот­ря на суще­ст­вен­ные труд­но­сти, маль­тий­ские гос­пи­таль­ные мис­сии в пе­ри­од Вто­рой ми­ро­вой вой­ны 1939-1945 годов дей­ст­во­ва­ли в Западной Ев­ро­пе, Северной Аф­ри­ке, Аме­ри­ке. В 1958 году был об­ра­зо­ван Ме­ж­ду­народный бла­го­тво­ритель­ный комитет Маль­тий­ско­го ор­де­на, ак­тив­но ра­бо­тав­ший, на­ря­ду со струк­ту­ра­ми Французской ас­со­циа­ции, в об­лас­ти пре­дот­вра­ще­ния рас­про­стра­не­ния и про­фи­лак­ти­ки про­ка­зы, ос­пы, грип­па и ту­бер­ку­лё­за. Во 2-й половине XX - начале XXI веков пред­ста­ви­те­ли маль­тий­ских бла­го­тво­рительных ор­га­ни­за­ций осу­ще­ст­в­ля­ли гу­ма­ни­тар­ные и медицинские мис­сии в мно­го­численных мес­тах во­енных кон­флик­тов и сти­хий­ных бед­ст­вий: в Ни­ге­рии (1968-1969 годы), Вьет­на­ме (1974 год), Уган­де (1980 год), Юго­сла­вии (1995-1999 годы), Ко­сове (1999-2000 годы), Пе­ру (пос­ле зем­ле­тря­се­ния 2001 года), Зим­баб­ве и Ан­го­ле (2002 год), Ира­ке (2002-2003 годы), Аф­га­ни­ста­не (2002, 2003, 2005 годы) и др.

В начале XXI века ор­ден но­сит пол­ное официальное на­име­но­ва­ние Су­ве­рен­ный во­ен­ный ор­ден гос­пи­таль­е­ров святого Ио­ан­на Ие­ру­са­лим­ско­го, Ро­дос­ский и Маль­тий­ский. Ор­ден со­сто­ит во все­це­лом ве­ро­ис­по­вед­ном един­ст­ве с Рим­ско-ка­то­лической цер­ко­вью, яв­ля­ясь су­ве­рен­ным и не­за­ви­си­мым субъ­ек­том ме­ж­ду­народного пра­ва. Его су­ве­рен­ность реа­ли­зу­ет­ся вне­тер­ри­то­ри­аль­но (sine loco), так как основные не­дви­жи­мые вла­де­ния ор­де­на (Па­лац­цо Маль­та на виа Кон­дот­ти и вил­ла на Авен­тин­ском хол­ме в Ри­ме, форт Сант-Анд­же­ло в Бир­гу на Маль­те, пе­ре­дан в 1998 году) нахо­дят­ся в юрис­дик­ции со­от­вет­ст­вен­но Италь­ян­ской Рес­пуб­ли­ки и Рес­пуб­ли­ки Маль­та. Ор­ден име­ет по­сто­ян­ные ди­пло­ма­тические от­но­ше­ния с 99 стра­на­ми ми­ра (ди­пло­ма­тические от­но­ше­ния с РФ ус­та­нов­ле­ны в 1992 году), сво­их на­блю­да­те­лей при ООН и Ев­ропейской ко­мис­сии; кро­ме то­го, его су­ве­рен­ный ста­тус реа­ли­зу­ет­ся в пра­ве эмис­сии собственных де­неж­ных и поч­то­вых зна­ков.

В начале XXI века ор­ден вклю­ча­ет 47 национальных ас­со­циа­ций. Со­глас­но Ус­тав­ной хар­тии (от ию­ня 1961 года, с до­бав­ле­ния­ми от апреля 1997 года), его су­ве­рен­ным гла­вой, из­би­рае­мым по­жиз­нен­но, яв­ля­ет­ся Ве­ли­кий ма­гистр (в 1988-2008 годах граф Ан­д­реа Бер­ти). Под пред­се­да­тель­ст­вом Ве­ли­ко­го ма­ги­ст­ра на­хо­дит­ся Су­ве­рен­ный со­вет, в ко­то­рый вхо­дят Ве­ли­кий ко­ман­дор, Ве­ли­кий канц­лер, Ве­ли­кий гос­пи­таль­ер и 7 других офи­циа­лов ор­де­на. За­ко­но­дательная власть при­над­ле­жит Ве­ли­ко­му ма­ги­ст­ру и Су­ве­рен­но­му со­ве­ту (по не­кон­сти­ту­ци­он­ным во­про­сам) и ге­не­раль­но­му ка­пи­ту­лу (по кон­сти­ту­ци­он­ным во­про­сам). Ис­пол­нительная власть при­над­ле­жит Су­ве­рен­но­му со­ве­ту под пред­се­да­тель­ст­вом Ве­ли­ко­го ма­ги­ст­ра. Су­деб­ная власть пред­став­ле­на Ма­ги­стер­ски­ми три­бу­на­ла­ми 1-й ин­стан­ции и апел­ля­ци­он­ным, с на­зна­че­ни­ем су­дей Ве­ли­ким ма­ги­ст­ром и Су­ве­рен­ным со­ве­том. Па­па Рим­ский об­ла­да­ет пра­вом на­зна­че­ния сво­его пред­ста­ви­те­ля при ор­де­не (кар­ди­нал-па­трон, при­зван­ный под­дер­жи­вать ду­хов­ную и административную связь ор­де­на со Свя­тым пре­сто­лом; с мая 1993 года кар­ди­нал Пио Ла­ги). Член­ская струк­ту­ра ре­гу­ли­ру­ет­ся фак­то­ра­ми пол­но­ты обе­тов и дос­то­ин­ст­ва кро­ви. Со­глас­но Ус­тав­ной хар­тии, чле­ны ор­де­на под­раз­де­ля­ют­ся на 3 клас­са. К 1-му клас­су от­но­сят­ся так называемые ры­ца­ри по спра­вед­ли­во­сти (из их чис­ла из­би­ра­ет­ся Ве­ли­кий ма­гистр) и ор­ден­ское ду­хо­вен­ст­во, при­но­ся­щие пол­но­ту обе­тов це­ло­муд­рия, не­стя­жа­ния, по­слу­ша­ния и су­гу­бо­го сле­до­ва­ния ор­ден­ским ус­та­нов­ле­ни­ям; ко 2-му клас­су от­но­сят­ся так называемые ры­ца­ри и да­мы бла­го­чес­тия по чес­ти (1-я ка­те­го­рия; бла­го­род­ное про­ис­хо­ж­де­ние всех пред­ков до вто­ро­го ко­ле­на), ры­ца­ри и да­мы бла­го­чес­тия по ми­ло­сти (2-я ка­те­го­рия; бла­го­род­ное про­ис­хо­ж­де­ние не­ко­то­рых пред­ков до вто­ро­го ко­ле­на), ры­ца­ри и да­мы по ма­ги­стер­ской ми­ло­сти (3-я ка­те­го­рия), при­но­ся­щие в рав­ной сте­пе­ни обет по­слу­ша­ния; к 3-му клас­су от­но­сят­ся чле­ны ор­де­на, не при­ни­маю­щие осо­бых обе­тов, од­на­ко же­лаю­щие жить со­глас­но уче­нию ка­то­лической церк­ви и ус­та­нов­ле­ни­ям ор­де­на, - так называемые ры­ца­ри и да­мы бла­го­чес­тия по чес­ти, ду­хо­вен­ст­во ad honorem, ры­ца­ри и да­мы бла­го­чес­тия по ми­ло­сти, ры­ца­ри и да­мы по ма­ги­стер­ской ми­ло­сти, до­на­ты (до­на­то­ры) бла­го­чес­тия и не­ко­то­рые другие ка­те­го­рии. В начале XXI века ор­ден иоаннитов на­счи­ты­ва­ет около 12,5 тысяч чле­нов; около 80 тысяч во­лон­тёров уча­ст­ву­ют в бла­го­тво­ри­тель­ном и гу­ма­ни­тар­ном слу­же­нии ор­де­на.

Ор­ден в Рос­сии.  Пер­вые ста­биль­ные ди­пло­ма­тические кон­так­ты ме­ж­ду ор­де­ном иоаннитов и Рос­си­ей вос­хо­дят к концу XVII - 1-й четверти XVIII веков, к пе­рио­ду, ко­гда и Рос­сия, и ор­ден стал­ки­ва­ют­ся с не­об­хо­ди­мо­стью по­ис­ка со­юз­ни­ков в про­ти­во­стоя­нии ос­ман­ской уг­ро­зе в Сре­ди­зем­но­мо­рье и При­чер­но­мо­рье. В 1697-1699 годах по по­ру­че­нию ца­ря Пет­ра Алек­сее­ви­ча (смотри Пётр I) боя­рин Б.П. Ше­ре­ме­тев со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие в Поль­шу, Ве­не­цию, Рим и на Маль­ту (май 1698 года) для ор­га­ни­за­ции ан­ти­ос­ман­ско­го сою­за ев­ропейских го­су­дарств. То­гда же русский двор и ор­ден в ли­це Ве­ли­ко­го ма­ги­ст­ра Ра­мо­на Пе­рел­ло­са-и-Рок­ка­фу­ля (1697-1720 годы) об­ме­ня­лись ве­ри­тель­ны­ми гра­мо­та­ми. Основной це­лью по­соль­ст­ва Ше­ре­ме­те­ва, рав­но как и по­соль­ст­ва (1698 год) П.А. Тол­сто­го, ос­та­ва­лось не толь­ко на­ла­жи­ва­ние гео­по­ли­тических свя­зей, но и прак­тическое ус­вое­ние фор­ти­фи­кационного и мо­ре­ход­но­го опы­та ор­де­на. В прав­ле­ние императрицы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны при русском дво­ре дей­ст­во­ва­ла ди­пло­ма­тическая мис­сия ор­де­на.

При императрице Ека­те­ри­не II ди­пло­ма­тические и во­енно-прак­тические от­но­ше­ния Рос­сии и ор­де­на рас­ши­ря­ют­ся, не­смот­ря на ча­ст­ные мо­мен­ты кон­фрон­та­ции, обу­слов­лен­ные пре­имущественно ди­пло­ма­тической иг­рой Фран­ции и Ри­ма. В 1764-1769 годах на Маль­те по при­ка­зу императрицы Ека­те­ри­ны II и по со­гла­ше­нию с ор­де­ном «для при­об­ре­те­ния на­вы­ка в во­ен­но-мор­ском де­ле» про­хо­ди­ли обу­че­ние русские офи­це­ры. В 1769 году на Маль­те бы­ло уч­ре­ж­де­но по­сто­ян­ное русское ди­пло­ма­тическое пред­ста­ви­тель­ст­во. В начале 1770-х годов ка­че­ст­во взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду ор­де­ном и русским дво­ром вы­хо­дит на но­вый уро­вень, что бы­ло обу­слов­ле­но за­ин­те­ре­со­ван­но­стью ор­де­на в со­хра­не­нии сво­их иму­ществ в Поль­ше, став­шей в хо­де пер­во­го её раз­де­ла в 1772 года объ­ек­том ин­те­ре­сов влия­тель­ных ев­ропейских дер­жав. В декабре 1774 года при уча­стии Санкт-Пе­тер­бур­га ре­ша­ет­ся во­прос о так называемомо Ост­рож­ском на­сле­дии. Ещё в 1609 году польский князь Януш Ост­рож­ский (по­след­ний муж­чи­на в ро­ду) за­ве­щал в случае пре­се­че­ния сво­его ро­да и по жен­ской ли­нии име­ние на Во­лы­ни Маль­тий­ско­му ор­де­ну, уч­ре­див май­о­рат для сво­ей до­че­ри Еф­ро­си­нии. Не­смот­ря на мно­го­крат­ные про­тес­ты Маль­тий­ско­го ор­де­на, в ча­ст­ном вла­де­нии май­о­рат ос­та­вал­ся до конца 1774 года, ко­гда бы­ло уч­реж­де­но Ве­ли­кое при­ор­ст­во Поль­ское; уч­ре­ж­де­ние при­ор­ст­ва бы­ло по­сле­до­ва­тель­но ут­вер­жде­но Сей­мом (1776 год), па­пой Рим­ским Пи­ем VI (1777 год) и Ве­ли­ким ма­ги­ст­ром Эм­ма­ну­элем де Ро­ган-Поль­дю­ком. В 1774 году по­сле пер­во­го раз­де­ла Поль­ши часть зе­мель князя Ост­рож­ско­го пе­ре­шла под кон­троль Рос­сии. По во­про­су об Ост­рож­ском на­сле­дии в Санкт-Пе­тер­бург Ве­ли­ким ма­ги­ст­ром Фран­си­ско Хи­ме­не­сом де Те­ха­да (1773-1775 годы) был на­прав­лен по­сол граф Са­гра­мо­зо. По­сле про­ве­дён­ных пе­ре­го­во­ров императрица Ека­те­ри­на II по­ве­ле­ла русскому по­слу в Вар­ша­ве графу О.М. фон Шта­кель­бер­гу про­вес­ти кон­суль­та­ции с ев­ропейскими дво­ра­ми и спо­соб­ст­во­вать под­держ­ке пре­тен­зий ор­де­на на до­хо­ды с Ост­рож­ско­го май­о­ра­та. За­ру­чив­шись бла­го­склон­но­стью Рос­сии, Ав­ст­рии и Прус­сии, граф Са­гра­мо­зо от­пра­вил­ся с пись­мом к ко­ро­лю Ста­ни­сла­ву По­ня­тов­ско­му. По Ост­рож­ско­му на­след­ст­ву бы­ла соз­да­на осо­бая ко­мис­сия, и спор раз­ре­шил­ся сле­дую­щим об­ра­зом: часть до­хо­дов от Ост­рож­ско­го май­о­ра­та пе­ре­да­ва­лась на со­дер­жа­ние ор­ден­ских уч­ре­ж­де­ний Ве­ли­ко­го при­ор­ст­ва Поль­ско­го, и ор­ден осо­бым ре­цес­сом от февраля 1775 при­знал свои пре­тен­зии на май­о­рат удов­ле­тво­рён­ны­ми. В 1785 году Ве­ли­кое при­ор­ст­во Поль­ское во­шло в со­став анг­ло-ба­вар­ской ор­ден­ской про­вин­ции.

По­сле смер­ти императрицы Ека­те­ри­ны II император Па­вел I при­нял по­ли­ти­ку, на­прав­лен­ную на даль­ней­шее сбли­же­ние с ор­де­ном. В январе 1797 с ор­де­ном бы­ла под­пи­са­на Кон­вен­ция из 37 пунк­тов, до­пол­нен­ная за­тем ещё 8 пунк­та­ми. В со­от­вет­ст­вии с Кон­вен­ци­ей уч­ре­ж­да­лось Ве­ли­кое при­ор­ст­во Рос­сий­ское, дол­жен­ст­во­вав­шее за­ме­нить внут­ри Маль­тий­ско­го ор­де­на Ве­ли­кое при­ор­ст­во Поль­ское. Бы­ли уч­ре­ж­де­ны 10 ро­до­вых ко­ман­дорств (статья 23 Кон­вен­ции) спе­ци­аль­но для той час­ти русской зна­ти, ко­то­рая ис­по­ве­до­ва­ла ка­то­ли­че­ст­во в Российской им­пе­рии. В августе 1797 года Кон­вен­ция бы­ла ра­ти­фи­ци­ро­ва­на ор­ден­ским ге­не­раль­ным ка­пи­ту­лом во гла­ве с Ве­ли­ким ма­ги­ст­ром Фер­ди­нан­дом фон Гом­пе­шем (1797-1802 годы). То­гда же бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о воз­ло­же­нии на императора Пав­ла I ти­ту­ла Про­тек­то­ра маль­тий­ско­го ры­цар­ст­ва. По­сле за­хва­та Маль­ты французскими вой­ска­ми в ию­не 1798 года фон Гом­пеш был вы­ну­ж­ден по­ки­нуть Маль­ту, что вы­зва­ло зна­чительный ре­зо­нанс в Ве­ли­ком при­ор­ст­ве Рос­сий­ском. В августе 1798 года ры­ца­ри и офи­циа­лы Ве­ли­ко­го при­ор­ст­ва Рос­сий­ско­го, за­ру­чив­шись под­держ­кой около 100 за­ру­беж­ных ры­ца­рей, на­хо­див­ших­ся в Рос­сии, тор­жественным ак­том при­зна­ли фон Гом­пе­ша, сдав­ше­го без боя Маль­ту, ви­нов­ным в «глу­пей­шей бес­печ­но­сти» («de la plus stupide negligence») или со­уча­ст­ни­ком из­ме­ны. Фон Гом­пеш был объ­яв­лен низ­ло­жен­ным. В сентябре 1798 года императорским дек­ре­том ор­ден при­нят под вер­хов­ный про­тек­то­рат и прав­ле­ние рос­сий­ское; в конце 1798 года чле­ны Ве­ли­ко­го при­ор­ст­ва Рос­сий­ско­го и другие ры­ца­ри ор­де­на (пре­имущественно по­ки­нув­шие Маль­ту по­сле её за­хва­та французскими вой­ска­ми) со­ста­ви­ли Про­кла­ма­цию, в ко­то­рой про­воз­гла­си­ли императора Пав­ла I Ве­ли­ким ма­ги­ст­ром (офи­ци­аль­но за­нял пост по­сле от­ре­че­ния в ию­ле 1799 года Фер­ди­нан­да фон Гом­пе­ша). Из­бра­ние императора Пав­ла I Ве­ли­ким ма­ги­ст­ром при­зна­ли Ве­ли­кие при­ор­ст­ва Фран­ции, Ве­не­ции, Не­апо­ля, Ка­пуи, Пи­зы, Бар­лет­ты и Мес­си­ны, Пор­ту­га­лии, Лом­бар­дии, Гер­ма­нии, Ба­ва­рии и Бо­ге­мии; от при­зна­ния от­ка­за­лись Ве­ли­кие при­ор­ст­ва Ри­ма, Ис­па­нии, Ка­та­ло­нии, На­вар­ры, Ара­го­на и Кас­ти­лии, на­хо­див­шие­ся под влия­ни­ем па­пы Рим­ско­го Пия VI (1775-1799 годы). Ма­ни­фе­стом от декабря 1798 года «О со­став­ле­нии Ор­де­на святого Ио­ан­на Ие­ру­са­лим­ско­го из двух Ве­ли­ких при­орств: Рос­сий­ско-Ка­то­ли­че­ско­го и Рос­сий­ско­го Пра­во­слав­но­го» в Российской им­пе­рии бы­ло уч­ре­ж­де­но пра­во­слав­ное при­ор­ст­во ор­де­на, ко­то­рое воз­гла­вил на­след­ник Алек­сандр Пав­ло­вич (смотри Алек­сандр I). Для всту­п­ле­ния в не­го пра­во­слав­но­му не­об­хо­ди­мо бы­ло пред­ста­вить до­ка­за­тель­ст­ва, что дан­ная се­мья при­над­ле­жит к на­след­ст­вен­ной ари­сто­кра­тии «по край­ней ме­ре сто пять­де­сят лет». Раз­ре­ше­но бы­ло уч­ре­ж­дать фа­миль­ные ко­ман­дор­ст­ва. Ка­пи­ту­лу ор­де­на был по­жа­ло­ван дво­рец на Са­до­вой улице в Санкт-Пе­тер­бур­ге. В 1799 году, со­глас­но «Вы­со­чай­ше ут­вер­ждён­ным Пра­ви­лам для уч­ре­ж­де­ния ро­до­вых Ко­ман­дорств или Jus pa­tronatus в Рос­сии», пра­во на­зна­чать фа­миль­ные ко­ман­дор­ст­ва ста­но­ви­лось ис­клю­чи­тель­но пре­ро­га­ти­вой им­пе­ра­то­ра. То­гда же ро­до­вые ко­ман­дор­ст­ва бы­ли ос­но­ва­ны, с доз­во­ле­ния им­пе­ра­то­ра, На­рыш­ки­ны­ми, Ру­мян­це­вы­ми, Ше­ре­ме­те­вы­ми, Юсу­по­вы­ми, Стро­га­но­вы­ми, Са­мой­ло­вы­ми, Бе­ло­сель­ски­ми, Дол­го­ру­ко­вы­ми, Да­вы­до­вы­ми, Ба­ря­тин­ски­ми, Тру­бец­ки­ми, Во­рон­цо­вы­ми, Бе­ке­то­вы­ми, Ол­суфь­е­вы­ми, Бу­тур­ли­ны­ми и др.

По­сле убий­ст­ва императора Пав­ла I император Алек­сандр I осо­бым ма­ни­фе­стом от мар­та 1801 года сло­жил с се­бя офи­цию Ве­ли­ко­го ма­ги­ст­ра ор­де­на, по­же­лав ос­тать­ся лишь его Про­тек­то­ром. В 1802 году в Санкт-Пе­тер­бур­ге был ли­к­ви­ди­ро­ван Свя­щен­ный со­вет ор­де­на. В феврале 1810 года ор­ден­ская каз­на бы­ла кон­фи­ско­ва­на имен­ным по­ве­ле­ни­ем «О рас­по­ряд­ке сумм Ор­де­на Свя­то­го Ио­ан­на Ие­ру­са­лим­ско­го» императора Алек­сан­д­ра I. Пра­во­слав­ное Рос­сий­ское при­ор­ст­во бы­ло ли­к­ви­ди­ро­ва­но. То­гда же бы­ло пре­кра­ще­но фи­нан­си­ро­ва­ние ор­де­на в Российской им­пе­рии. Фак­ти­че­ски с фев­ра­ля - мар­та 1810 года дея­тель­ность ор­де­на на тер­ри­то­рии Рос­сии пре­кра­ти­лась. В но­ябре 1811 года ли­к­ви­ди­ро­ва­ны фа­миль­ные ко­ман­дор­ст­ва (се­нат­ским ука­зом «О ро­до­вых име­ни­ях фа­миль­ных ко­ман­дорств Ор­де­на Свя­то­го Ио­ан­на Ие­ру­са­лим­ско­го»). В начале 1817 года Ор­ден святого Ио­ан­на Ие­ру­са­лим­ско­го в Рос­сии был объ­яв­лен бо­лее не­су­ще­ст­вую­щим. Пла­но­мер­ное ис­клю­че­ние в 1-й четверти XIX века маль­тий­ско­го фак­то­ра из внутренней государственной и внеш­не­по­ли­тической жиз­ни Российской им­пе­рии яви­лось со­став­ной ча­стью бо­лее об­ще­го про­цес­са пе­ре­смот­ра многих на­прав­ле­ний внеш­не­по­ли­тического кур­са цар­ст­во­ва­ния Пав­ла I.

Дополнительная литература: 

Кар­но­вич Е. П. Маль­тий­ские ры­ца­ри в Рос­сии. СПб., 1880. М., 1992;

Перминов П. В. Под се­нью вось­ми­ко­неч­но­го кре­ста (Маль­тий­ский ор­ден и его свя­зи с Рос­си­ей). М., 1991;

Маль­тий­ский ор­ден в Рос­сии. Кат. вы­став­ки. СПб., 1998;

Ан­то­шев­ский И. К. Дер­жав­ный Ор­ден Свя­то­го Иоан­на Ие­ру­са­лим­ско­го, име­нуе­мый Маль­тий­ским в Рос­сии. Ор­ден Мар­ти­ни­стов. М., 2001;

Маль­тий­ский ор­ден и Рос­сия // Сбор­ник Рус­ско­го ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ст­ва. М., 2003. № 9 (157);

Шал­ду­но­ва Т. Н. Маль­тий­ский ор­ден и его взаи­мо­от­но­ше­ния с Ре­чью Пос­по­ли­той и Рос­сий­ской им­пе­ри­ей в XVII–XVIII вв. М., 2005;

За­ха­ров В. А. Ис­то­рия Маль­тий­ско­го ор­де­на в Рос­сии. М., 2006.

Иллюстрации:

За­мок Крак-де-Ше­ва­лье. 12–13 вв. Си­рия. Фо­то. Нач. 21 в. Архив БРЭ;

Флаг и герб Су­ве­рен­но­го во­ен­но­го ор­де­на гос­пи­таль­е­ров свя­то­го Иоан­на Ие­ру­са­лим­ско­го, Ро­дос­ский и Маль­тий­ский. Архив БРЭ;

«Оса­да Ро­до­са в 1480». Ми­ниа­тю­ра. 15 в.Архив БРЭ;

Жан Па­ри­зо де ла Вал­летт. Порт­рет ра­бо­ты Ф.-К. Дюп­ре. Ок. 1835. На­цио­наль­ный му­зей Вер­са­ля и Триа­но­нов. Архив БРЭ;

Ве­ли­кий ма­гистр граф Анд­реа Бер­тина ауди­ен­ции у па­пы Рим­ско­го Бе­не­дик­та XVI. Ва­ти­кан. Фо­то. Июнь 2007. Архив БРЭ;

Во­ен­ный смотр. Форт Сан-Эль­мов Вал­лет­те. Маль­та. Фо­то. Май 2005. Архив БРЭ;

«Па­вел I в одея­нии Ве­ли­ко­го ма­ги­ст­ра Маль­тий­ско­го ор­де­на». Порт­рет ра­бо­ты С. Тон­чи. 1798–1801. Рус­ский му­зей (С.-Пе­тер­бург). Архив БРЭ.

 

 

s13776.jpg
s13774.jpg
s14278.jpg
s13771.jpg
s13772.jpg
s13773.jpg
s13775.jpg
s13612.jpg
Литература
  • Vertot. Histoire des Chevaliers Hospita­liers. 2éd. P., 1778. Vol. 1–7
  • Delaville le Roulx J. Les Hospitaliers en Terre Sainte et en Chypre (1100–1310). P., 1904; idem. Les Ho­spi­ta­liers а̀ Rhodes: jusqu’а̀ la mort de Phi­li­bert de Nail­lac, 1310–1421. P., 1913. L., 1974
  • Pierr­e­don M. de. Histoire politique de l’Ord­re sou­verain de saint Jean de Jérusalem, dit de Malte depuis la chute de Malte jusqu’а̀ nos jours. P., 1926
  • Lutt­rell A. The Hospitallers in Cyprus, Rho­des, Greece and the West (1291–1440). L., 1978; idem. The Hospitallers of Rho­des and their Mediterranean world. L., 1992
  • Va­tin N. L’Ordre de saint Jean de Jéru­salem, l’Empire Ottoman et la Méditerranée ori­entale entre les deux sièges de Rhodes (1480–1522). P., 1994
  • Galimard Flavigny B. Histoire de l’Ordre de Malte. P., 2006

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты