ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ

0 комментариев

/ Ориг.: лат. Johannes Saresberiensis, de Saresberia, англ. John of Salisbury

Иоанн Солсберийский (лат. Johannes Saresberiensis, de Saresberia, англ. John of Salisbury) (между 1115 и 1120, Олд-Сарум, близ Солсбери — 25.10.1180, Шартр, Франция) — средневековый философ, историк, епископ Шартрский (с 1176).

Вероятно, происходил из семьи клирика. Первоначальное образование получил в школах при соборах Солсбери (Олд-Сарума) и Эксетера в юго-западной Англии. С 1136 продолжил обучение в Париже, у ведущих философов и богословов того времени (Петра Абеляра, Роберта Мелюнского, Гилберта из Пуатье, Роберта Пуллена, Гильома из Конша и др.). Изучал диалектику, философию, богословие. Был знаком с видными деятелями монашества: бенедиктинцем Петром из Целлы и цистерцианцем Бернардом Клервоским, по рекомендации которого в 1147 был принят на службу к архиепископу Кентерберийскому Теобальду (1138—1161). Выполняя дипломатические поручения Теобальда, много путешествовал по Италии, Франции и Англии, приобрел связи в Римской курии, ведал перепиской архиепископа. И. C. продолжил служить преемнику Теобальда, Томасу Бекету (1161—1170), с которым поддерживал дружеские отношения еще до его избрания архиепископом. После конфликта Бекета с королем Англии Генрихом II (1154—1189) И. C. уехал на континент (1163 или начало 1164). Жил в Париже и Реймсе. Был стеснен в средствах из-за конфискации его имущества в Англии. С 1166 пытался содействовать примирению Бекета с Генрихом II, вместе с архиепископом вернулся в Англию в 1170. После убийства Бекета (декабрь 1170) И. C. сохранил связи с церковью Кентербери, одновременно занимал пост казначея собора Эксетера. В 1176 избран епископом Шартра по протекции архиепископа Сансского Вильгельма Белорукого (ум. 1202), брата короля Франции Людовика VII (1137—1180). Участвовал в III Латеранском соборе в Риме (1179).

И. C. оставил обширное и разнообразное литературное наследие. Наибольшую известность имеют два философских трактата (оба посвящены Т. Бекету): труд по политической философии «Поликратик, или О забавах придворных и заветах философов» («Policraticus», 1156—1159) и логико-философский трактат «Металогикон» («Metalogicon», ок. 1159). По тематике к ним примыкают поэмы «Энтетик об обучении философов» («Entheticus de dogmate philosophorum»; другое название — «Большой Энтетик», «Entheticus Major»), считающаяся первым крупным сочинением И. C. (между 1154 и 1162), а также «Малый Энтетик» («Entheticus Minor», написана как введение к «Поликратику»). И. C. также написал два небольших агиографических сочинения: жития Ансельма Кентерберийского и Томаса Бекета (задумано как предисловие к сборнику писем Бекета), а также «Папскую историю» («Historia pontificalis»; написана в 1160-е в Реймсе), охватывающую период с 1148 по 1152 и основанную на воспоминаниях И. C. о пребывании при папском дворе и о других дипломатических поручениях (в том числе о Реймсском соборе 1148 для суда над Гилбертом из Пуатье). Важнейшим источником по политической, церковной и интеллектуальной истории XII в. является собрание писем И., разделенных на две части: 135 писем за 1153—1161 (значительная их часть написана от имени архиепископа Теобальда) и 190 писем за 1163—1180.

И. C. — один из наиболее образованных и оригинальных западноевропейских мыслителей XII в., блестящий знатоком античной литературы и философии. Не знал греческого языка, но интересовался идеями Аристотеля, Платона, Эпикура и других. древнегреческих философов. В «Металогиконе» высказывал мысль о диалектике как основном инструменте познания, позволяющем избежать догматического следования какой-либо одной философской системе. Считал, что познание должно основываться на трех главных источниках — чувстве, разуме и вере. В рассмотрении проблемы универсалий критиковал позиции и реалистов, и номиналистов, считая этот вопрос неразрешимым. Видел в универсалиях своеобразные идеализации, представляющие реальное содержание познаваемых человеком вещей, но существующие лишь в человеческом уме. В «Поликратике» И. C. представил собственную концепцию государства и власти. Использовал метафору государства как тела, головой которого служит монарх, наместники и судьи — глазами, Церковь — душой, солдаты и сборщики налогов — руками, крестьяне, ремесленники и торговцы — ногами и т. д. Разделял общее для Средневековья представление о божественной природе монархической власти, однако правителей, не исполняющих должным образом свои обязанности (следить за соблюдением Божьих заповедей, заботиться о мире в своих владениях и счастье подданных), считал тиранами. Согласно трактовке некоторых исследователей, И. C. допускал возможность для подданных сопротивляться тирану вплоть до его физического устранения, однако этот вопрос остается дискуссионным. Для иллюстрации своих идей приводит в «Поликратике» многочисленные примеры, заимствованные из античных и средневековых авторов, подчеркивает дидактическую ценность истории. Особую известность политические идеи И. C. получили в позднее Средневековье (с XIV в.) и в эпоху Возрождения, оказали влияние на многих мыслителей Ренессанса.

Соч.: The Letters of John of Salisbury / Ed. H. E. Butler et al. Oxford, 1979—1986; John of Salisbury’s Memoirs of the Papal Court / Ed. M. Chibnall. Oxford, 1986; Entheticus maior et minor / Ed. L. Van Laarhoven. 3 vols. Leiden, 1987; Policraticus: Of the Frivolities of Courtiers and the Footprints of Philosophers / Ed. C. J. Nederman. Cambridge, 1990; Metalogicon / Ed. J. B. Hall, K. S. B. Keats-Rohan. Turnhout, 1991; Anselm & Becket: Two Canterbury Saints’ Lives by John of Salisbury. Toronto, 2009.

Лит.: Белялетдинов Р. Р. Иоанн Солсберийский // Православная энциклопедия. Т. 24. М., 2011. С. 614—619. . Companion to John of Salisbury / Ed. C. Grellard and F. Lachaud. Leiden, 2015. Bloch D. John of Salisbury on Aristotelian Science. Turnhout, 2012. Grellard C. Jean de Salisbury et le renaissance médiévale du scepticisme. Paris, 2013. Liebeschütz H. Mediaeval Humanism in the Life and Writings of John of Salisbury. London, 1950. Mazzantini C. Il pensiero filosofico di Giovanni di Salisbury. Torino, 1957. Nederman C. John of Salisbury. Tempe, 2005; The World of John of Salisbury / Ed. by M. Wilks. Oxford, 1984.

Статью разместил(а)

Групп Олма Медиа

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты