ИОАНН РИЛЬСКИЙ

0 комментариев

/ Ориг.: болг. Иван Рилски

Иоанн Рильский (болг. Иван Рилски) (между 870 и 880 — 946) — болгарский святой, преподобный, ставший символом этнической и государственной идентичности болгарских земель.

Духовный путь И. Р. нашел отражение в нескольких житиях и гимнографических службах. В конце XII в. были созданы самое раннее из сохранившихся, так называемое «народное Житие» и греческое Житие византийского историка Георгия Скилицы. После 1371, ссылаясь на то, что о святом было написано «грубо и неискусно», Евфимий Тырновский создал новое Житие, дополнением к которому является так называемая Рильская повесть Владислава Грамматика, подробно рассказывающая о перенесении мощей святого из Тырнова в Рильский монастырь.

Родиной И. Р. считают село Скрино в окрестностях Средца (Софии). Он родился в крестьянской семье, после смерти родителей оставил мирские занятия, постригся в монахи, прошел через испытания подвижничества и аскезы: подвергался нападению разбойников, противостоял бесовским искушениям, жил в дупле дерева, в пещере, на скале, совершал исцеления. Житие Евфимия Тырновского связывает несколько лет жизни святого с «ревностным усердием» по созданию общежительного монастыря, возможно, Рильской обители. Перед смертью И. Р. собрал учеников, оставив им завещание, известное как «Завет Иоанна Рильского» (рукопись, содержащая текст «Завета», имеет все признаки классического фальсификата Нового времени). В последней четверти X в. мощи Иоанна Рильского перенесли в Софию. Здесь от них получили исцеление византийский император Мануил Комнин (1143—1180) и его приближенный, наместник в Средце, агиограф и гимнограф Георгий Скилица. В 1183, во время венгеро-византийской войны Средец был захвачен, а ковчег с мощами увезен в Эстергом, где они являли чудеса исцеления. В 1187 святые мощи были возвращены назад. Основатель новой династии Второго Болгарского царства Иван Асень I (1186—1196) перевез мощи в столицу — Тырново для «похвалы всего церковного чина и утверждения нашего благочестивого царства», где они находились до 1469, когда братия Рильского монастыря добилась разрешения на перенесение мощей в монастырь.

Канонизация рильского подвижника стала примером духовного движения «снизу вверх»: от народного почитания к церковному причтению к лику святых. Первоначально культ святого поддерживался в стенах Рильской обители, общенациональный характер он получил в период Второго Болгарского царства, в XIV в. на его развитие повлияли духовные и нравственные искания исихастов. Его дальнейшему укреплению способствовало и то, что во время османского ига именно монастыри оставались центрами сохранения болгарской идентичности. Мощные каменные стены и оборонительные башни Рильского монастыря, богатейшая библиотека древнеславянских рукописей, росписи мастеров-иконописцев, освященные мощами св. Иоанна Рильского, сделали его символом болгарской твердыни духа. Дни памяти Иоанна Рильского в Русской и Болгарской православных церквах — 18[31] августа, 19 октября [1 ноября], в Болгарской — также 1[14] июля.

Лит.: Жития на Иван Рилски / Ред., коммент. К. Иванова // Стара българска литература. Т. 4: Житиеписни творби. София, 1986; Дуйчев Й. Рилският светец и неговата обител. София, 1947; Пулос П. Св. Иван Рилски. София, 1992; Иванова К., Чешмеджиев Д., Турилов А. А. Иоанн Рильский // Православная энциклопедия. Т. 24. 2010. С. 585—598.

Статью разместил(а)

Групп Олма Медиа

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты