ИОАНН ПАРИЖСКИЙ

0 комментариев

Жан Кидор. / Ориг.: лат. Johannes Parisiensis, фр. Jean de Paris, Jean Quidort

Иоанн Парижский (Жан Кидор, лат. Johannes Parisiensis, фр. Jean de Paris, Jean Quidort) (между 1240 и 1269, Париж — 22.09.1306, Бордо) — французский католический богослов, философ-схоласт.

О происхождении и молодости И. П. не сохранилось достоверных сведений. По-видимому, он учился на факультете «свободных искусств» (artes liberales) Парижского университета, затем преподавал там же, впоследствии (возможно, ок. 1278) вступил в монашеский орден доминиканцев. Был сторонником богословских идей Фомы Аквинского (томизм). К середине 1280-х получил степень бакалавра теологии, в 1304 — магистра теологии. Вероятно, в 1292—1294 (по другой версии, в 1284—1286) читал лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского, составил к ним подробный комментарий. На основании некоторых содержащихся в этом труде тезисах о трактовке Евхаристии был обвинен в ереси, но смог оправдаться. Получил известность как проповедник. Возможно, в 1299—1300 преподавал в Оксфордском университете. В ходе конфликта короля Франции Филиппа IV Красивого (1285—1314) с папой Римским Бонифацием VIII (1294—1303) написал трактат «О королевской и папской власти» («De potestate regia et papali»), подписал (26 июня 1303) коллективное обращение французского духовенства в поддержку намерения Филиппа IV созвать церковный собор для суда над папой. В 1304 специальная комиссия из нескольких французских епископов во главе с известным богословом Эгидием Римским признала взгляды И. П. на Евхаристию еретическими, ему было запрещено преподавать и проповедовать. И. П. обратился с апелляцией к папе римскому, умер в Бордо, где в то время находилась резиденция папы Климента V.

Известно более 20 приписываемых И. П. сочинений, большинство их не опубликовано или существует лишь в изданиях раннего Нового времени. В их числе трактаты «Исправление искажения (Circa)» — апология богословских идей Фомы Аквинского; «Об антихристе» — развитие идей Иоахима Флорского и Арнольда из Виллановы; комментарии на сочинения Аристотеля, сборник проповедей, труды по метафизике и другие. Особое значение для истории средневековой общественно-политической мысли имеют трактаты «О королевской и папской власти» и «Изыскание о власти папы» («Questio de potestate papae» («Rex pacificus»)). Одним из первых средневековых мыслителей И. П. рассматривал в качестве основы власти естественное право, там самым предвосхитив идеи У. Оккама и деятелей соборного движения XV в. Государство И. П. рассматривал как идеальную общность людей, призванную реализовывать «общее благо». По аналогии с устройством природных явлений нормой является абсолютная и единоличная власть светского монарха. За папой римским как главой Церкви И. П. признавал имеющую божественное происхождение юрисдикцию в вопросах духовной жизни, а также ограниченное (полученное от людей) право на законодательную инициативу, вмешательство в дела светской власти. Применительно к церковной собственности папа римский рассматривался как «распорядитель», а не собственник. Одним из условий легитимности как светской, так и церковной власти для И. П. было согласие подданных. Отсюда вытекала концепция «права сопротивления» (jus resistendi) народа в случаях, когда правитель злоупотребляет своим положением. Трактовка И. П. Евхаристии (так называемая консубстанциация — идея о том, что после освящения хлеб и вино теряют собственное бытие, но продолжают сохранять свою субстанцию), изложенная в трактате «О пресуществлении хлеба и вина в таинстве алтаря» (1304—1305), повлияла на М. Лютера и других деятелей Реформации.

Соч.: Commentaire sur les Sentences / Ed. J. P. Müller. 2 vols. Louvain–Romae, 1961—1964; Über königliche und päpstliche Gewalt (De regia potestate et papali) / Ed. F. Bleienstein. Stuttgart, 1969; The Tractatus de Antichristo of John of Paris / Ed. S. B. P. Clark. Ithaca, 1981.

Лит.: Гладков А. К. Иоанн Парижский // Православная энциклопедия. Т. 24. М., 2011. С. 500—502. Coleman J. The Intellectual Milieu of John of Paris, O. P. // Das Publicum Politische Theorie im 14. Jh. / Hrsg. v. J. Miethke. München, 1992. S. 173—206. Miethke J. Johannes Quidort von Paris, «De regia potestate et papali»: Anlas, Charakter und Technik einer Streitschrift // Prague Papers on History of International Relations. Prague, 2000. P. 15—31. Ubl K., Vinx L. Kirche, Arbeit und Eigentum bei Johannes Quidort von Pas O. P. (†1306) // Text-Schrift-Codex. Quellenkundliche Arbeiten aus dem Institut für Österreichische Geschichtsforschung. Wien–München, 2000. P. 304—344.

Статью разместил(а)

Групп Олма Медиа

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты