ИОАНН ДАМАСКИН

0 комментариев

Иоанн Дамаскин (2-я половина VII в., Дамаск — до 754) — церковный писатель, богослов, почитаемый в Православной Церкви как преподобный (день памяти — 4 декабря), отец и учитель Церкви.

Сведений о жизни И. Д. сохранилось немного: посвященные ему агиографические сочинения считаются ненадежным источником, а в произведениях И. Д. биографический материал практически не представлен. Родиной И. Д. был Дамаск, где его предки занимали различные важные должности как при византийской администрации, так и после персидского, а затем арабского завоевания. При этом и отец, и дед И. Д. сохранили христианскую веру. По-видимому, семья была сирийского происхождения, но дамасская знать в ту эпоху была полностью эллинизированной, родным языком И. Д. был греческий. О ранних годах жизни И. Д. известно лишь то, что он родился в семье видного чиновника (по имени Сергий, или Сарджун) и арабским именем его было Мансур. Получив образование (по-видимому, включавшее в себя обучение греческой риторике и навыкам стихосложения), И. Д. некоторое время служил в налоговой администрации в халифате Омейядов, а около 700 покинул свой пост и постригся в монахи в Палестине с именем Иоанн. Местом монашеских подвигов И. Д. стал некий монастырь поблизости от Иерусалима (хотя позднейшие предания указывают на Лавру Саввы Освященного, что маловероятно в свете других источников), где он и провел весь остаток жизни. И. Д. имел священный сан и, возможно, принадлежал к клиру храма Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме и служил там проповедником. Так как иконоборческий Иерийский собор, по-видимому, упоминает И. Д. в числе уже умерших, можно сделать вывод, что он скончался до 754.

Большинство составленных И. Д. сочинений было создано в монастыре близ Иерусалима, однако некоторые тексты могли быть написаны еще в Дамаске. И. Д. стал одним из первых в церковной письменности на греческом языке авторов, осуществивших систематизацию богословского учения предшествующих столетий. Тексты И. Д. традиционно подразделяются на догматические, философские, полемические, аскетические, гомилетические, экзегетические, агиографические и гимнографические.

Самым знаменитым сочинением И. Д. стала трилогия «Источник знания», включающая три произведения: «Диалектика» (или «Философские главы»), «О ересях» и «Точное изложение православной веры» (последнее нередко переписывалось, а затем и издавалось отдельно). «Диалектику» предваряет послание Косме Маюмскому (знаменитому гимнографу, согласно традиции — сводному брату И. Д.), где дается программа трилогии. Порядок сочинений в рукописях, однако, зачастую отличается от заявленного в послании. Кроме того, не исключено, что одна из редакций «Диалектики» составляла вместе с «Точным изложением…» своего рода дилогию, причем количество глав в этих двух сочинениях в сумме равнялось 150. В «Диалектике» И. Д. дает объяснение различных терминов и категорий, заимствованных из инструментария греческой философии и широко используемых в патристической богословской литературе. Именно для того, чтобы облегчить понимание последней (а также ее систематического изложения самим И. Д.), и была составлена «Диалектика». Основным источником И. Д. при написании этого сочинения послужили, вероятно, «Категории» Аристотеля и «Исагога» Порфирия, а также ряд других руководств, составленных по преимуществу в неоплатонической среде. И. Д. здесь выступает как компилятор, практически не внося ничего своего. Высказывалось предположение, что И. Д. продолжал традицию особых христианских учебников логики и различных «философских глав». Сочинение «О ересях» содержит описание разнообразных «вздорных учений», заимствованное из знаменитых ересеологических трактатов Иринея Лионского, Епифания Кипрского и Феодорита Кирского, а также некоторых других источников. Первоначально «О ересях» состояло из 100 глав, причем последнюю главу составляло описание ислама. «Точное изложение православной веры» также состоит из 100 глав, поэтому может быть отнесено к популярному в Византии жанру «сотниц»; подразделение текста этого сочинения на 4 книги является позднейшим и возникает уже на Западе. И. Д. систематически излагает богословское учение православной Церкви, располагая материал в соответствии с композицией так называемого Никео-Цареградского символа веры (изложения основных догматов христианства, принятого в IV в. на I и II Вселенских соборах в Никее и Константинополе). Вначале идет изложение учения о Боге-Троице, затем — описание «мира видимого и невидимого», т. е. космология и учение об ангелах и злых духах, а также антропология; далее следуют главы, посвященные христологии, а завершается сочинение рассмотрением различных вопросов как вероучительного, так и практического характера, в частности, И. Д. говорит о почитании креста, икон, мощей святых и т. п. В последней главе «Точного изложения» речь идет о воскресении мертвых, что в точности соответствует символу веры. Высказывалось предположение, что И. Д. писал трилогию «Источник знания» в последние годы жизни и так и не успел придать ей окончательную форму, что отчасти объясняет особенности рукописной традиции этого произведения.

Среди многочисленных полемических сочинений И. Д., в которых он опровергает несториан, монофизитов, монофелитов, манихеев и мусульман, особое место занимают три слова «Против порицающих святые иконы». Слова относятся к первому периоду иконоборчества в Византии и были написаны после появления постановлений императора Льва III Исавра (730). Эти сочинения содержат опровержение основных положений иконоборчества и детальное обоснование почитания священных изображений. И. Д. анализирует базовые понятия спора: «икона» («образ») и «почитание» («поклонение»), указывает на различные виды образов, а также проводит различие между почитанием, подобающим только Богу, и тем, которое возможно по отношению к изображениям, кресту, мощам и т. д. Сама возможность материального образа напрямую связывается И. Д. с фактом воплощения Бога-Слова, что впоследствии станет центральным тезисом антииконоборческой полемики.

Известны также толкования И. Д. на Послания апостола Павла, различные беседы или проповеди, также нередко посвященные различным местам из Библии, и немалое число гимнографических текстов — произведений церковной поэзии, прочно вошедших в последующие столетия в богослужение православной Церкви. Среди гимнов, созданных И. Д., встречаются и написанные античным размером (ямбами). В своем поэтическом творчестве И. Д. часто использует образы и выражения из гомилий Григория Назианзина.

Влияние И. Д. на богословскую традицию христианского Востока и Запада проявилось не сразу, но оказалось достаточно глубоким и плодотворным. Начиная с X—XI вв. И. Д. стал восприниматься в Византии как один из самых авторитетных церковных писателей; заметно и его влияние на западную схоластику.

Соч.: Die Schriften des Johannes von Damaskos . Hrsg. B. Kotter. Bd. 1—. Berlin–New York, 1969—; Иоанн Дамаскин, прп. Творения: Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники / Пер. и коммент. свящ. М. Козлов, Д. Е. Афиногенов. М., 1997; Иоанн Дамаскин, прп. Источник знания / Пер. с древнегреч. и коммент. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. М., 2002.

Лит.: Лаут Э., свящ., Фокин А. Р. Иоанн Дамаскин // Православная энциклопедия. Т. 24. М., 2010. С. 27—58. Шёнборн . К.ИконаХриста. Богословскиеоснования. Милан–М., 1999. Louth A. St John Damascene: Tradition and Originality in Byzantine Theology. Oxford, 2002. Olewiński D. J. Um die Ehre des Bildes: Theologische Motive der Bilderverteidigung bei Johannes von Damaskus. St. Ottilien, 2004. Richter G. Die Dialektik des Johannes von Damaskus: Eine Untersuchung des Textes nach seinen Quellen und seiner Bedeutung. Ettal, 1964 (Studia Patristica et Byzantina, 10).

Статью разместил(а)

Групп Олма Медиа

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты