ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ

0 комментариев

/ Ориг.: итал. Gioacchino da Fiore, лат. Ioachim Florensis

Иоахим Флорский (итал. Gioacchino da Fiore, лат. Ioachim Florensis) (1130/1135, Челико, Калабрия — 30.03.1202, Канале, де Пьетрафитта, Калабрия) — христианский религиозный философ, основатель цистерцианского монастыря Сан Джованни ин Фьоре в Калабрии.

Отцом И. Ф. был Мауро, нотариус архиепископа Козенцы. И. Ф. получил хорошее образование и пошел по стопам отца, получив место нотариуса при дворе короля Сицилии и Неаполя. Во 2-й половине 1160-х И. Ф. решил предпринять паломничество в Святую Землю, отправившись туда предположительно через Константинополь. Во время путешествия (или перед ним) он перенес тяжелую болезнь и пережил мистические озарения, провел некоторое время в пустыне на горе Фавор в Палестине. На обратном пути И. Ф. остановился в одном из греческих монастырей на Сицилии, потом, побуждаемый обычным для него стремлением к уединению, вернулся в Калабрию, где укрылся в цистерцианской обители Самбучина. Постепенно И. Ф. стал вести отшельническую жизнь и, для того чтобы иметь право проповедовать, испросил посвящения в сан у епископа Катандзаро. В начале или в середине 1170-х И. Ф. вступил в бенедиктинский монастырь Санта Мария ди Кораццо, где вскоре ему было предложено стать аббатом; через некоторое время И. Ф. без большой охоты принял должность и в дальнейшем прилагал усилия для включения монастыря в цистерцианскую конгрегацию путем признания его дочерним одной из цистерцианских обителей. С этой целью он провел полтора года в монастыре Казамари (ок. 1183), но добился успеха только через посредство монастыря Фоссанова в 1188. В это время он уже был автором ряда сочинений, одним из первых в ряду которых считается «Генеалогия» (ок. 1176), где в характерной для И. Ф. наглядной форме проводится сопоставление числа человеческих поколений в эпоху Ветхого и Нового Заветов. Чтобы записывать получаемые им откровения, И. Ф. обратился за разрешением к папе Люцию III (1184), а в 1188 папа Климент III подтвердил разрешение и просил прислать ему «Толкование Апокалипсиса» и «Согласование Ветхого и Нового Заветов». В монастыре И. Ф. пользовался услугами помощников и переписчиков, но обязанности аббата тяготили его, он получил освобождение от должности и удалился в горную местность Сила. Здесь он основал новый монастырь с более строгим бенедиктинским уставом, чем у цистерцианцев, Сан Джованни ин Фьоре, посвященный автору Апокалипсиса (ок. 1191). Имя Фьоре происходит из топонимики местности или от символа цветка. К этому времени относится эпизод с пророчествами, высказанными И. Ф. в беседе с королями Ричардом I Львиное Сердце и Филиппом II Августом, отправлявшимися в Третий крестовый поход для отвоевания Иерусалима. (Калабрийскому аббату приписывали и пророчество о взятии Иерусалима мусульманами в 1187.) Возможно, эти сведения апокрифические, связанные с тем, что цистерцианцы косо смотрели на самодеятельность И. Ф., который в свою очередь всегда подчеркивал, что он не пророк, а лишь толкователь Писания.

Несмотря на политические пертурбации, И. Ф. удалось получить земельные и другие пожалования от короля Танкреда из Лечче, затем от сменившего его противника Генриха VI и его жены Констанции и их наследника Фридриха, а 25 августа 1196 папа Целестин III признал флорскую конгрегацию отдельной от цистерцианской. Последние годы аббата были заполнены административной деятельностью и доработкой сочинений. Были основаны новые монастыри и присоединены уже существовавшие, преимущественно итало-греческого обряда, всего около десятка. И. Ф. скончался в монастыре Сан Мартино ди Канале, в 1226 его останки были перенесены в Сан Джованни ин Фьоре. В XIII в. насчитывалось около 100 обителей ордена, во 2-й половине столетия его влияние стало падать, а в 1570 он был присоединен к цистерцианцам.

Известно порядка 40 сочинений, приписываемых И. Ф., половина из которых является апокрифами. До сих пор не все они опубликованы в современных изданиях. Главные труды: «Согласование Ветхого и Нового Заветов» («Concordia veteris ас novi testamenti»), «Руководство к Апокалипсису» («Enchiridion in Apocalypsin») и «Десятиструнный псалтерий» («Psalterium decem chordarum»), известна также «Книга фигур», иллюстрирующая основные положения учения с помощью рисунков. Из полемических трудов следует упомянуть «Против иудеев» и не сохранившийся трактат «О единстве или сущности Троицы». Учение И. Ф. о Троице было направлено против Петра Ломбардского, которого он упрекал в присоединении к трем лицам Бога особой четвертой сущности и замене таким образом Троицы на Четверицу. Такое мнение И. Ф., переданное с некоторым преувеличением, было осуждено на IV Латеранском соборе (1215), хотя сам он был оправдан, в частности потому, что в Завещании (1200) просил подвергать все его труды цензуре Римского престола.

В историко-культурном отношении наибольшее значение имела разработанная И. Ф. концепция трех возрастов человечества, восходящая к блаж. Августину. И. Ф. делит историю на эпоху Ветхого Завета, от Адама до VIII в. до н. э., которая соответствует Богу-отцу, Нового Завета, от VIII в. до н. э. до св. Бенедикта, соответствующую Богу-Сыну, и эпоху Св. Духа, которая недавно началась. Первая эпоха характеризуется господством Закона, люди жили в браке и телесном рабстве; вторая эпоха, эпоха Благодати, ознаменована сыновним подчинением заповедям и распространением Евангелия клириками; в третью эпоху, Духовного знания, все люди достигнут монашеской святости, произойдет обращение иудеев и мусульман, евангельские идеалы полностью воплотятся. Это учение излагалось И. Ф. в разных формах и вариантах, в виде толкований Писания и с помощью всевозможных нумерологических построений, призванных предсказать сроки Конца света и наступления Тысячелетнего царства. Три эпохи проникают друг в друга, как пересекающиеся круги; корни одной эпохи отыскиваются в глубине предыдущей; внутри имеются другие хронологические деления, периоды спокойствия и потрясений. В частности, вторую эпоху И. Ф. делил на семь этапов и свое собственное время причислял к шестому из них. Переход к Тысячелетнему царству Христа должен был быть отмечен бедствиями, предсказанными в Откровении Иоанна, и появлением Антихриста в лице папы или императора, который, по мнению И. Ф., уже родился в Риме. Годом перелома, согласно вычислениям аббата, станет 1260.

В начале XIII в. идеи И. Ф. получили огромную популярность, в том числе благодаря изданию рукописей его преемниками и появлению подражаний. Сложился местный культ аббата, которого стали почитать как блаженного. Особенно уважаем он был в среде францисканцев, видевших в основателе своего ордена нового Христа или его предтечу. В роли Антихриста представляли Фридриха II, враждовавшего с Церковью. Однако после 1260, когда предсказания И. Ф. не сбылись, его учение стало менее влиятельным, а движение францисканцев-спиритуалов было осуждено Римом. Тем не менее, значение иоахимизма в последующие столетия было велико. Его следы заметны у Данте, который приписывает И. Ф. пророческий дар, собственно эсхатологические построения повлияли на Кола ди Риенцо, Савонаролу, М. Лютера, Т. Мюнцера; следы его провиденциализма можно обнаружить у многих мыслителей от Дж. Б. Вико до О. Шпенглера.

Соч.: Il Libro delle Figure dell’Abate Gioachino da Fiore / Ed. L. Tondelli. 2 vol. Torino, 1940 (2 ed. 1953); Согласование Ветхого и Нового Заветов: [Фрагменты] / Пер. и прим. М. Я. Якушина // Антология средневековой мысли. Т. 1. СПб., 2001. С. 509—537.

Лит.: Бицилли П. М. Салимбене (Очерки итальянской культуры XIII в.). Одесса, 1916 (Переизд. в 2006 в сборнике трудов); Добиаш-Рождественская О. А. Некоторые проблемы иоахимизма и петербургские рукописи сочинений Иоахима Флорского // Журнал министерства народного просвещения. № 6. СПб., 1913. C. 249—271; Керов В. Л. Идеи Апокалипсиса в средние века (Иоахим Флорский, Оливи, бегины Южной Франции). М., 1994. Anitchkov E. Joachim de Flore et les milieux courtois. Paris, 1931. Buonaiuti E. Gioacchino da Fiore: i tempi, la vita, il messaggio. Roma, 1931. Costanzo L. Il profeta calabrese. Roma, 1925. Crocco A. Gioacchino da Fiore e il gioachimismo. Napoli, 1986. De Fraja V. Oltre Cîteaux. Gioacchino da Fiore e l’ordine florense. Viella, 2006. Grundmann H. Studien über Joachim von Floris. Leipzig—Berlin, 1927. Idem. Neue Forschungen über Joachim von Fiore. Marburg, 1950. (Ит. переизд. Grundmann H. Gioacchino da Fiore. Vita e opere . А cura di G. L. Potestà. Roma, 1997). Prisco A. Nuove scoperte sulle figure, sulle parole e sulle pietre di Gioacchino da Fiore. San Giovanni in Fiore, 2013. Renan E. Joachim de Flore et l’Évangile éternel // Revue des deux mondes. T. 64. Paris, 1866. P. 94—142. Riedl M.. Joachim von Fiore. Denker der vollendeten Menschheit. Würzburg, 2004. Russo F. Bibliografia gioachimita. Firenze, 1954. Selge K.-V. L’origine delle opere di Gioacchino da Fiore // L’attesa della fine dei tempi nel Medioevo / A cura di O. Capitani e J. Miethke. Bologna, 1990. P. 87—131. Tagliapietra A. Gioacchino da Fiore e la filosofia. Saonara, 2013. Troncarelli F. Il ricordo del futuro — Gioacchino da Fiore e il gioachimismo attraverso la storia. Bari, 2006.

Статью разместил(а)

Групп Олма Медиа

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты