ИНСТРУМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ

0 комментариев

Ин­стру­мен­ты для из­вле­че­ния музыкального зву­ка.

С точ­ки зре­ния аку­сти­ки осн. час­ти муз. ин­ст­ру­мен­та – ко­леб­лю­щее­ся или виб­ри­рую­щее те­ло (ис­точ­ник зву­ка) и ре­зона­тор (уси­ли­тель зву­ка). В совр. ин­стру­мен­то­ве­де­нии при­ня­то объ­е­ди­не­ние И. м. в клас­сы по ис­точ­ни­ку зву­ка: хор­до­фо­ны (ис­точ­ник зву­ка – ко­ле­ба­ния стру­ны), аэ­ро­фо­ны (ко­ле­ба­ния воз­душ­но­го стол­ба), мем­бра­но­фо­ны (ко­ле­ба­ния мем­бра­ны), идио­фо­ны (ко­ле­ба­ния кор­пу­са, т. е. са­мо­го ре­зо­на­то­ра). Внут­ри клас­сов су­ще­ст­ву­ет ви­до­вое де­ле­ние И. м., ос­но­ван­ное на раз­ных прин­ци­пах. Так, по спо­со­бу зву­ко­из­вле­че­ния раз­ли­ча­ют­ся: в клас­се хор­до­фо­нов – щип­ко­вые (ар­фа, лют­ня, цит­ра и др.) и смыч­ко­вые (скрип­ка, вио­ла); в клас­се идио­фо­нов – груп­пы соб­ст­вен­но удар­ных (би­ло, гонг, ко­ло­кол; кси­ло­фон, ме­тал­ло­фо­ны), т. н. со­уда­ряе­мые (та­рел­ки, кас­тань­е­ты), со­тря­сае­мые (бу­бен­цы, ко­ло­коль­чи­ки), языч­ко­вые (вар­ган, ла­мел­ла­фо­ны), фрик­ци­он­ные му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты; в клас­се аэ­ро­фо­нов – груп­пы флейт, труб, языч­ко­вых му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тов. По ма­те­риа­лу из­го­тов­ле­ния раз­ли­ча­ют­ся: в клас­се идио­фо­нов – ин­ст­ру­мен­ты с кор­пу­сом из кам­ня (ли­то­фо­ны), ме­тал­ла, дере­ва, гли­ны; в клас­се аэ­ро­фо­нов – с кор­пу­сом из де­ре­ва, трост­ни­ка, ме­тал­ла, гли­ны, ты­к­вы, кос­ти, ро­га жи­вот­но­го и др. И. м. раз­ли­ча­ют­ся су­ще­ст­вен­ным об­ра­зом по осо­бен­но­стям кон­ст­рук­ции, спо­со­бам иг­ры, функ­цио­ни­ро­ва­нию (ор­ке­ст­ро­вые ин­ст­ру­мен­ты, сиг­наль­ные ин­ст­ру­мен­ты, шу­мо­вые ин­ст­ру­мен­ты и др.).

В ев­роп. ор­ке­ст­ро­вой прак­ти­ке 19–20 вв. за­кре­пи­лось де­ле­ние И. м. на 4 груп­пы: струн­ные ин­ст­ру­мен­ты, де­ревян­ная и мед­ная груп­пы ду­хо­вых му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тов, удар­ные ин­ст­ру­мен­ты, в ко­то­ром сме­ша­лись 2 прин­ци­па клас­си­фи­ка­ции – по спо­со­бу зву­ко­из­вле­че­ния (ду­хо­вые, удар­ные) и ис­точ­ни­ку зву­ка (струн­ные). Ев­роп. ор­ке­ст­ро­вые ин­ст­ру­мен­ты од­ной груп­пы, но раз­ных раз­ме­ров так­же тра­ди­ци­он­но (с 17 в.) объ­е­ди­ня­ют­ся в се­мей­ст­ва му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тов: скри­пич­ное, ви­оль­ное, го­бой­ное и др.

На­зва­ния не­ко­то­рых, гл. обр. ев­ро­пей­ских, ин­ст­ру­мен­тов за­кре­пи­лись как ти­по­вые для обо­зна­че­ния мн. по­хо­жих ин­ст­ру­мен­тов, рас­про­стра­нён­ных под раз­ны­ми на­име­но­ва­ния­ми в тра­диц. и нар. му­зы­ке раз­ных стран и на­ро­дов. Так, для лю­бых хор­до­фо­нов, имею­щих шей­ку с гри­фом, ис­поль­зу­ет­ся обо­зна­че­ние – тип лют­ни; для хор­до­фо­нов с го­ри­зон­таль­но рас­по­ло­жен­ным кор­пу­сом, на ко­то­рых иг­ра­ют па­лоч­ка­ми, – тип цим­бал; для мем­бра­но­фо­нов с низ­ким кор­пу­сом (или уз­кой обе­чай­кой) – тип буб­на; для идио­фо­нов с шу­мя­щи­ми под­вес­ка­ми – тип си­ст­ра, и т. д.

Су­ще­ст­ву­ют ин­ст­ру­мен­ты с при­зна­ка­ми раз­ных групп, ви­дов и да­же клас­сов. Сре­ди них осо­бую груп­пу со­став­ля­ют кла­виш­ные му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты: фор­те­пиа­но (удар­но-кла­виш­ный хор­до­фон), кла­ве­син (щип­ко­во-кла­виш­ный хор­до­фон), ор­ган, гар­мо­ни­ка (кла­виш­ные аэ­ро­фо­ны), че­ле­ста (кла­виш­ный ме­тал­ло­фон) и др. Мн. ин­стру­мен­ты яв­ля­ют­ся пред­ме­та­ми де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва.

В 20 в. об­ра­зо­вал­ся класс элек­тро­фо­нов (элек­тро­аку­сти­че­ские ин­ст­ру­мен­ты, элек­тро­му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты). См. так­же Син­те­за­тор.

Автор статьи: М. В. Еси­по­ва. 

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты