ИНДУЛЬГЕНЦИЯ

0 комментариев

/ Ориг.: лат. Indulgentia

Индульгенция (лат. Indulgentia — «милость», «прощение») - в Римско-католической церкви - частичное или полное освобождение церковью верующего от наказания за грехи, и на этом основании - от покаяния, налагаемого священником.

Основанием для И. в Средние века были совершение верующим какого-либо деяния (например, паломничества к святым местам) или приравненная к нему уплата денежной суммы в пользу церкви.

В раннее Средневековье, в период перехода от публичного покаяния к частному (VI—Х вв.) формируются предпосылки практики И. Сократилась продолжительность епитимии; различные виды покаяния стали взаимозаменяемыми. Важная роль в покаянии отводилась посредничеству церкви. Все это способствовало тому, что в Средние века (впервые — в XI в. во Франции) появились И. Церковь в лице пап и епископов официально заверяла верующих в заступничестве и прощала часть покаяния или все покаяние отдельным лицам. Считалось, что действие И. основано на молитве за прегрешившего и равносильно результату покаяния.

И. входили в употребление медленно; в течение долгого времени они рассматривались как уступка несовершенству людей, не способных на трудную искупительную работу. Исторически поворотным пунктом в развитии И. было начало крестовых походов, всем участникам которых даровалось полное отпущение грехов — так называемая indulgentia plenaria.

Постепенно И. стали привычны; изменилось и отношение к ним теологов. Если ранние схоласты (Абеляр, Петр из Пуатье) подвергали И. критике, то уже в конце XII в. появились авторы, отстаивавшие их пользу. Новая стадия осмысления И. была связана с развитием учения о «сокровищнице церкви», согласно которому «сверхдолжные» заслуги Христа, Богоматери и святых составляют запас, из которого могут черпать остальные христиане. Теперь богословы стали воспринимать И. как правовой акт, посредством которого папа распоряжается «сокровищницей». Эти взгляды получили развитие в трудах теологов XIII в. — Альберта Великого, Бонавентуры и в особенности Фомы Аквинского. В 1343 теория «сокровищницы церкви» была утверждена в качестве официальной доктрины католицизма.

В позднее Средневековье И. получили особенную популярность. Объем искупительной работы (обязательного условия И.) стал сравнительно небольшим: верующему, как правило, предписывалось в определенные дни совершить паломничество, прочитать определенные молитвы, пожертвовать на благочестивые цели.

Появились и новые виды освобождения от наказания за грехи: И. для усопших, И. монашеским орденам, «масляные грамоты» — платные разрешения есть в пост яйца и молочные продукты. Возникли легенды о чудесном даровании И. по божественному велению; согласно одной из легенд, такое повеление получил Франциск Ассизский от Христа и Девы Марии.

Изменялось и представление о том, от чего освобождают И. В ХII—ХIII вв. в грамотах об И. указывалось: И. даруются покаявшимся и исповедовавшимся. С середины XIII в. утвердилось представление, что И. могут в некоторых случаях избавлять «от вины и наказания» (a culpa et poena), т. е. прощать и сам грех. В массовом сознании это представление действовало в отношении всех И., чему способствовали злоупотребления распространителей И., а нередко и пап, стремившихся ради доходов удовлетворить спрос на «легкое» прощение грехов.

Практика дарования И. «a culpa et poena» (и практика И. вообще) вызвала критику со стороны Джона Уиклифа и Яна Гуса и в целом явилась предметом споров. На протяжении Средневековья И. отвергались последователями неофициальных учений — катарами, вальденсами, лоллардами. Простые люди, а нередко и клирики, осуждали продажу И., подчас сопровождаемую угрозами отлучения и осуждения на вечные муки.

В XV в. многие вопросы, связанные с И., широко обсуждались образованным духовенством. Вопрос об И. явился одним из ключевых в критике католической церкви гуманистами и реформаторами. На Тридентском соборе в 1563 католическое духовенство осудило использование И. как средства пополнения казны, однако практика И. была утверждена; учение об И. получило на соборе развернутое изложение.

В дальнейшем роль И. уменьшилась. В Римско-католической церкви практика И. существует и поныне, однако в исправленном и очищенном от меркантилистских соображений виде и без придания им того исключительного значения, которое было характерно для Средневековья.

Лит.: Иванов М. С., Казбекова Е. В., Тюшагин В. В. Индульгенция // Православная энциклопедия. Т. XXII. М., 2009. С. 632—645; Щеглов А. Д. Индульгенция // Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. М., 2003. С. 187—189. Bysted A. The Crusade Indulgence: Spiritual Rewards and the Theology of the Crusades. Leiden, 2015. Lea H. C. History of Auricular Confession and Indulgences in the Latin Church. Vol. 3. New York, 1968. Paulus N. Der Ablass im Mittelalter als Kulturfaktor. Köln, 1920; Lexikon für Theologie und Kirche. Freiburg, Bd. 1. 1957. Staffen R. The Penitents’ Treasury: Indulgences in Latin Christendom, 1175—1375. Scranton, 2007.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты