ИНЬ

0 комментариев

ИНЬ (Шан) - са­мо­на­зва­ние пле­ме­ни, про­жи­вав­ше­го во II тысячелетии до наней эры на тер­ри­то­рии современной провинции Хэ­нань, а так­же ди­на­стии (1766-1122 годов или 1600-1027 годов до нашей эры) ран­не­го го­су­дар­ст­ва в Ки­тае.

В древнекитайских письменных ис­точ­ни­ках 1-го тысячелетия до нашей эры ди­на­стия име­ну­ет­ся по названию по­след­ней сто­ли­цы. Го­су­дар­ст­во Инь сыг­ра­ло важ­ную роль в ста­нов­ле­нии китайской куль­ту­ры и фор­ми­ро­ва­нии её основных со­став­ляю­щих (иеро­гли­фическая пись­мен­ность; вы­со­ко­тех­но­ло­гическая ме­тал­лур­гия брон­зы; строи­тель­ст­во зда­ний на плат­фор­мах-сте­рео­ба­тах из ут­рам­бо­ван­ной слоя­ми зем­ли; культ пред­ков; га­да­ние, став­шее государственным ин­сти­ту­том; точ­ный ка­лен­дарь для оп­ре­де­ле­ния вре­ме­ни и по­ряд­ка сельскохозяйственных ра­бот; ле­то­пи­са­ние, вед­шее­ся специальными чи­нов­ни­ка­ми, и пр.). Дан­ные ар­хео­ло­гических на­хо­док сви­де­тель­ст­ву­ют о чёт­кой стра­ти­фи­ка­ции инь­ско­го об­ще­ст­ва, со­сто­яв­ше­го из «сво­бод­ных гра­ж­дан» и ра­бов и воз­глав­ляв­ше­го­ся ва­ном [поз­же он стал име­но­вать­ся Тянь-цзы (Сын Не­ба), а с 221 года до нашей эры - ху­ан­ди (им­пе­ра­тор)], ко­то­рый об­ла­дал выс­шей во­енной вла­стью и вы­пол­нял функ­ции вер­хов­но­го жре­ца. Для со­хра­не­ния это­го по­ряд­ка был соз­дан со­от­вет­ст­вую­щий государственный ап­па­рат, по­сте­пен­но фор­ми­ро­ва­лись ха­рак­тер­ные чер­ты древнекитайских за­ко­нов. Важ­ное зна­че­ние при­об­рёл культ вер­хов­но­го бо­же­ст­ва Шан-ди и по­чи­та­ние пред­ков, ко­то­рые, как счи­та­лось, ли­бо обес­пе­чи­ва­ли бла­го­по­лу­чие пра­вя­ще­го до­ма и все­го го­су­дар­ст­ва, ли­бо ни­спо­сы­ла­ли на­ка­за­ния за пре­сту­п­ле­ния и не­бла­го­вид­ные по­ступ­ки. Офор­мив­шись при Инь, культ пред­ков оста­вал­ся са­мым зна­чи­мым сре­ди ве­ро­ва­ний ки­тай­цев вплоть до XX века.

Эко­но­мическая жизнь Инь ба­зи­ро­ва­лась на зер­но­вом зем­ле­де­лии (про­со, рис, пше­ни­ца, рожь) и ско­то­вод­ст­ве (раз­во­ди­ли ло­ша­дей, но не зна­ли ещё вер­хо­вой ез­ды). Вы­ра­щи­ва­ли са­до­во-ого­род­ные куль­ту­ры, ту­то­вые де­ре­вья. Вы­со­ко­го уров­ня дос­тиг­ло ре­мес­ло. Кро­ме брон­зо­вых (см. Вос­точ­но-Ази­ат­ская ме­тал­лур­ги­че­ская про­вин­ция), из­го­тов­ля­лись ке­ра­мические, ка­мен­ные, кос­тя­ные, ко­жа­ные, де­ре­вян­ные, ме­хо­вые и другие из­де­лия. Раз­ви­ва­лись шел­ко­тка­че­ст­во и ви­но­де­лие. Бы­ли изо­бре­те­ны при­ми­тив­ный фар­фор и спо­соб по­кры­тия ке­ра­мических из­де­лий гла­зу­рью. Раз­ви­тое зем­ле­де­лие и ре­мес­ло сти­му­ли­ро­ва­ли тор­гов­лю как внут­ри го­су­дар­ст­ва, так и за его пре­де­ла­ми. Не­смот­ря на то что тор­гов­ля в основном но­си­ла ме­но­вый ха­рак­тер, в оби­хо­де ис­поль­зо­ва­лись так­же «день­ги» (не­боль­шие ра­ко­ви­ны морских мол­лю­сков кау­ри, со­еди­нён­ные в связ­ки по де­сять штук), ко­то­рые в середине I тысячелетия до нашей эры бы­ли за­ме­не­ны брон­зо­вы­ми мо­не­та­ми. В Инь строи­лись об­не­сён­ные за­щит­ны­ми сте­на­ми круп­ные го­ро­да, часть из ко­то­рых ис­сле­до­ва­на ар­хео­ло­га­ми, в том числе сто­ли­ца Инь (см. Сяо­тунь). Рас­ко­па­ны за­хо­ро­не­ния пред­ста­ви­те­лей выс­шей ари­сто­кра­тии (см. Инь­сюй). Со­вер­шен­ст­во­ва­лись на­учные по­зна­ния в об­лас­ти ма­те­ма­ти­ки, ас­тро­но­мии, тех­ни­ки, ме­ди­ци­ны, фи­ло­со­фии, ис­то­рии; раз­ви­ва­лись по­эзия, ора­тор­ское ис­кус­ст­во.

В древнекитайских хро­ни­ках со­хра­ни­лись ог­ра­ни­чен­ные све­де­ния об ис­то­рических со­быти­ях то­го пе­рио­да. В них при­во­дит­ся строй­ная ге­неа­ло­гия до­ма Инь (Шан): со­об­ща­ют­ся име­на 13 во­ж­дей пле­ме­ни и 31 пра­ви­те­ля, на­чи­ная с ос­но­ва­те­ля ди­на­стии Чэн Та­на. К чис­лу вы­даю­щих­ся пра­ви­те­лей, по­ми­мо ос­но­ва­те­ля ди­на­стии, при­над­ле­жат Пань Гэн (1401-1374 годы) и У Дин (1324-1266 годы), спо­соб­ст­во­вав­шие про­цве­та­нию стра­ны. Имен­но Пань Гэн из­ме­нил на­зва­ние ди­на­стии с Шан на Инь, а при У Ди­не на­ча­лось, по не­ко­то­рым све­де­ни­ям, ве­де­ние за­пи­сей на га­да­тель­ных кос­тях. Инь­цы жи­ли в ок­ру­же­нии бо­лее ста ино­род­ных пле­мён (цян, ту, ма, син, гуй, гунн, юй, чжоу и др.), ску­пые све­де­ния о ко­то­рых дош­ли бла­го­да­ря за­пи­сям шан-инь­ских и чжоу­ских скри­бов. Часть этих пле­мён под­чи­ня­лись Инь, дру­гие под­дер­жи­ва­ли дру­же­ст­вен­ные или тор­го­вые от­но­ше­ния, тре­тьи - по­сто­ян­но вое­ва­ли. Главной удар­ной си­лой инь­ской ар­мии бы­ли двух­ко­лёс­ные бое­вые ко­лес­ни­цы, за­пря­жён­ные па­рой ло­ша­дей; вои­ны бы­ли воо­ру­же­ны брон­зо­вы­ми клев­ца­ми, копь­я­ми, се­ки­ра­ми, но­жа­ми, лу­ка­ми; для за­щи­ты ис­поль­зо­ва­ли дос­пе­хи и щи­ты. В XI веке до нашей эры инь­цы, раз­ди­рае­мые меж­до­усоб­ной борь­бой, бы­ли по­ко­ре­ны уг­ро­жав­шим им с за­па­да, ве­ро­ят­но, род­ст­вен­ным пле­ме­нем чжоу.

Дополнительная литература:

 Крю­ков М. В. Фор­мы со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции древ­них ки­тай­цев. М., 1967; он же. Язык инь­ских над­пи­сей. М., 1973;

Ку­че­ра С. Ки­тай­ская ар­хео­ло­гия 1965–1974 гг.: па­лео­лит – эпо­ха Инь. На­ход­ки и про­бле­мы. М., 1977; он же. Древ­ний Ки­тай // Ис­то­рия Древ­не­го Вос­то­ка: тек­сты и до­ку­мен­ты. М., 2002.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Крю­ков М.В., Соф­ро­нов М. В., Че­бок­са­ров Н. Н. Древ­ние ки­тай­цы: про­бле­мы эт­но­ге­не­за. М., 1978
  • Maspero H. China in antiquity. Folkestone, 1978
  • Keightley D.N. Sources of Shang history: the oracle-bone inscriptions of Bronze Age China. Berk.; L., 1978
  • Сунь Мяо. Ся Шан ши гао. Пе­кин, 1987
  • Чао Фу-линь. Ся Шан Си Чжоу ды шэху­эй бянь­цянь. Пе­кин, 1996

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты