ИЛОТЫ (др.-греч. εἵλωτες ‒ букв. «взятый в плен», «военнопленный»)

0 комментариев

Зависимое население в Спарте.

Илотия в Спарте – особая форма зависимости, которая не совпадает ни с крепостной зависимостью крестьян Средневековой Европы или России XVIII–XIX вв., ни с классическим античным рабством. Древние так же, как и мы, не смогли причислись илотов ни к одной известной им социальной группе и определили их положение очень широко – «между свободными и рабами». Античная традиция относила илотов к рабам, принадлежавшим спартанской общине в целом. Принято считать, что илотия – это форма коллективного рабства, возникшего в ходе экспансии дорийцев на территорию Лаконии.

Система илотии в Мессении сложилась на несколько веков позднее и была результатом двух Мессенских войн (VIII–VII вв. до н.э.). Из-за многочисленности мессенских илотов в традиции илот и мессенянин стали синонимами (Thuc., I, 101, 2). Феномен илотии заключается в двойственной зависимости илотов как от государства, так и от их собственных индивидуальных владельцев. Формально илоты были совместной собственностью всей общины, т. е. государственными рабами, прикрепленными к земле и приписанными к отдельным спартиатам для обработки их наделов (клеров).

Особая форма рабства породила и особые отношения собственности. Конечно, отдельный спартиат был их господином, но до известной степени условным: он отвечал перед общиной за их поведение, не имел права под страхом религиозного проклятия брать с них больше установленной нормы (Plut. Mor., 239 d), не мог ни продавать, ни освобождать своих илотов. Илоты обладали рядом прав, гарантированных им государством. Они могли иметь жен и вести семейную жизнь. Им было даровано право убежища в храме Посейдона на Тенаре (Thuc. I, 128, 1).

Во время Пелопоннесской войны спартанцы стали привлекать илотов к военной службе в качестве гоплитов. Это была добровольная повинность и воспринималась илотами как шаг вверх по социальной лестнице, так как за свою службу они получали свободу. На рубеже V–IV вв. до н.э. освобождение илотов и превращение их в неодамодов (досл. «новых граждан») носило вполне массовый характер. Внушение презрения и отвращения к илотам как существам низшего порядка было одним из обязательных воспитательных моментов спартанской образовательной системы. Молодым спартиатам специально показывали пьяных и неопрятных илотов, чтобы воспитать в них глубокое отвращение к тем.

Недоверие спартанцев по отношению к илотам во многом объясняется многочисленностью последних (около 200 тыс.). Спартанцы жили в постоянном страхе перед их восстаниями (Critias ap. Lyban. Or., XXV, 63; Xen. Lac. pol., 12, 4) и создали целую систему репрессивных мер, например, криптии, или тайные убийства илотов, которые стали основной формой их устрашения. Легитимность криптиям придавал сакральный обряд – ежегодное объявление эфорами войны илотам (Plut. Lyc., 28, 7). Самое крупное в истории Спарты восстание илотов произошло в 464 г. до н.э. и вошло в историю под названием Третьей Мессенской войны (Thuc., I, 103; Diod., XI, 64, 4). Мессенские илоты были освобождены фиванцами в 370/69 г. до н.э., и Мессения с помощью Фив обрела самостоятельность и полную независимость от Спарты. (Polyb., XVI, 13, 1). Набис в 196 г. до н.э. освободил часть лаконских илотов, наделив их гражданскими правами.

Система илотии просуществовала в Спарте вплоть до римского периода, когда илоты исчезли, превратившись в свободных земледельцев. Сама продолжительность существования илотии показывает, что созданная модель отношений между спартиатами и илотами была вполне эффективной. 

Автор статьи: Л.Г. Печатнова

Литература
  • Diesner H.J. Sparta und das Helotenproblem // Wissenschaftliche Zeitschrift Greifswald 3, 1953/4. S. 219–225
  • Lotze D. Metaxy eleutheron kai doulon: Studien zur Rechtsstellung unfreier Landbevölkerungen in Griechenland bis zum 4. Jh. v. Chr. Berlin, 1959
  • Oliva P. Sparta and her social Problems. Prague, 1971. Р. 38–54
  • Ducat J. Aspects de l’hilotisme // Ancient Society. 9. 1978. P. 5–46
  • Talbert R. The Role of the Helots in the Class Struggle at Sparta // Historia. 38. 1989. 1. P. 22–40
  • Helots and Their Masters in Laconia and Messenia: Histories, Ideologies, Structures / Ed. by N. Luraghi and S. Alcock. Harvard, 2003
  • Link S. Spartan Helotage – Character and Origins // Исседон. Альманах по древней истории и культуре. Екатеринбург, 2005. Т. 3. С. 36 – 45
  • Струве В.В. Плебеи и илоты. Из истории докапиталистических формаций // ИГАИМК. 100. 1933. С.363–373
  • Дьяконов И.М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности // ВДИ. 1973. 4. С. 8–29
  • Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. Л., 1991. Р. 133–212
  • Печатнова Л. Г. История Спарты. Период архаики и классики. СПб., 2001. С. 209–258
  • Зайков А.В. Общество древней Спарты. Основные категории социальной структуры. Екатеринбург, 2013. С. 91–112

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты